Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:23, статья
В статье рассматриваются контрриторические стратегии, ис-пользуемые властными элитами для противодействия конструирова-нию социальных проблем активистами социальных движений, право-защитниками, независимыми журналистами. Данный анализ основан на концепции дискурсивных ресурсов конструирования социальных про-блем, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. В частности, де-монстрируется применение властными элитами стратегий натура-лизации, перспективизации, антитипизации, контрриторики неиск-ренности и «опровергающих историй» по отношению к таким ситуациям, как нарушение прав человека в российской армии, корруп-ция, а также проблемам, конструируемым правозащитными органи-зациями. Обозначается также ряд возможных стратегий противо-действия самой контрриторике.
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
И.Г.
Ясавеев
КОНСТРУИРОВАНИЕ «НЕ-ПРОБЛЕМ»: СТРАТЕГИИ ДЕПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ
В статье рассматриваются контрриторические стратегии, ис-пользуемые властными элитами для противодействия конструирова-нию социальных проблем активистами социальных движений, право-защитниками, независимыми журналистами. Данный анализ основан на концепции дискурсивных ресурсов конструирования социальных про-блем, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. В частности, де-монстрируется применение властными элитами стратегий натура-лизации, перспективизации, антитипизации, контрриторики неиск-ренности и «опровергающих историй» по отношению к таким ситуациям, как нарушение прав человека в российской армии, корруп-ция, а также проблемам, конструируемым правозащитными органи-зациями. Обозначается также ряд возможных стратегий противо-действия самой контрриторике.
В
современных обществах процессы
формирования «повестки дня», т. е. определения
приоритетных вопросов внутренней и
внешней политики, име-ют, как правило,
сложный, многофакторный характер. Если
институты граж-данского общества сильны,
то эти процессы в большей или
меньшей степе-ни демонополизированы,
в них наряду с исполнительной
и законодательной ветвями
Российское общество относится ко второму типу. Властные элиты, контро-лирующие наиболее влиятельные средства массовой коммуникации, в частно-сти, федеральные телеканалы, при слабо развитой сфере общественных органи-
91
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34)
заций обладают монопольным правом формирования «повестки дня». Иссле-дования информационных программ трех российских телеканалов — Перво-го канала, «России» и НТВ — показывают, что приоритетные позиции в формируемой ими публичной «повестке дня» занимают проблемы терро-ризма, преступности, употребления наркотиков, в конечном счете, выигрыш-ные для правящей элиты (Ясавеев 2006). Их «актуальность» оправдывает действия по «укреплению вертикали власти», финансовую и символическую поддержку силовых структур и использование репрессивных стратегий соци-ального контроля. В то же время такие явления, как алкоголизация населе-ния, натурализация коррупции, повсеместные нарушения прав человека, от-сутствие независимой судебной власти, насилие в семье и многие другие, на-ходятся за рамками публичного дискурса (Ясавеев 2004: 79-82).
Одним из направлений социологии социальных проблем, «проясняю-щих» вопрос о том, почему одни ситуации наделяются статусом социаль-ных проблем, а другие этого статуса лишены, является конструкционист-ский подход к социальным проблемам. Данный подход сосредоточивается на исследовании процессов определения тех или иных ситуаций как неже-лательных, пагубных, опасных, угрожающих. При этом современные тео-ретики данного подхода открыто заявляют о том, что они не призывают отказаться от проведения традиционных объективистских исследований, т. е. от изучения преступности, бездомности, безработицы и т. д. как объек-тивных социальных условий. Как указывает Д. Лазик, это можно предста-вить как академическое разделение труда: «Кто-то может изучать объек-тивный мир. Конструкционисты же сосредоточиваются на смыслах, кото-рые люди создают в нашем мире» (Loseke 2003: 14). Представители раз-личных подходов, — отмечает Лазик, — задаются вопросами о различных аспектах жизни, и отрицать важность каких-либо теоретических рамок оз-начает ограничивать понимание происходящего (Там же: X). Сходной точ-ки зрения на отношения объективизма и конструкционизма придерживает-ся Дж. Бест: «Конструкционистский подход не требует от социологов пре-кратить исследование объективных условий. Аналитики, интересующиеся, скажем, бедностью, могут по-прежнему стараться подсчитать число бед-ных или выявить причины бедности или как-то еще изучать бедность как социальное условие. Однако конструкционисты утверждают, что понима-ние бедности как социальной проблемы требует иного подхода. В самой природе бедности нет ничего, что делало бы ее социальной проблемой; во многих обществах бедность воспринималась как нечто само собой разу-меющееся, как естественная часть социального порядка, т. е. не считалась социальной проблемой. Бедность становится социальной проблемой толь-ко тогда, когда люди определяют ее как вызывающюю беспокойство, когда они заявляют о том, что она проблематична» (Best 2003:982). Основные идеи конструкционистского подхода к социальным проблемам разработа-ны М. Спектором и Дж. Китсьюзом (Spectоr, Kitsuse 1977). Сущность его заключается в рассмотрении социальных проблем как риторики. Социаль-ные проблемы, с данной точки зрения, — это конструкции, создаваемые индивидами или группами посредством выдвижения утверждений-требований (claims-in king): конструируя социальные проблемы, члены общества утверждают, что существует вредное социальное условие, и требуют его устранения или из-
92
И.Г. Ясавеев. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций
менения.
Формами конструирований
Социологи-конструкционисты поднимают также вопросы о властных ресурсах конструирования социальных проблем и депроблематизации ситуаций. Одной из наиболее интересных концепций, разработанных в рамках конструкционистского подхода, является модель публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска (Hilgartner, Bosk 1988). Согласно данной кон-цепции, социальные проблемы конкурируют между собой за то, чтобы попасть в публичную «повестку дня». Конкуренция между социальны-ми проблемами вызвана ограниченностью таких ресурсов, как пропу-скная способность публичных арен (исполнительная и законодательная ветви власти, средства массовой коммуникации, общественные органи-зации, религиозные и т. д.). Например, телевидение, радио, газеты, Интер-нет-сайты не могут сообщать обо всем, что происходит в обществе. Их пропускная способность ограничена рамками эфирного времени инфор-мационных программ, газетными площадями и пр. Вследствие этого в рамках публичных арен постоянно осуществляется отбор социальных проблем, т. е. принимаются решения о том, какие проблемы являются в настоящий момент более важными, заслуживают внимания, обсуждения и тех или иных действий. При этом значительный успех какой-либо про-блемы в такой конкуренции обычно сопровождается вытеснением дру-гих социальных проблем на периферию или за пределы публичного дис-курса. Ключевой вопрос концепции Хилгартнера и Боска: каким требо-ваниям должна соответствовать социальная проблема для того, чтобы с успехом выигрывать конкуренцию с другими проблемами за место в «повестке дня»? Такими требованиями, согласно Хилгартнеру и Боску, являются драматичность, новизна, соответствие культур-ным предпочтениям, доминирующим в обществе, и институцио-нальным ритмам публичных арен. Еще одно требование — соответст-вие конструирования социальной проблемы интересам правящих элит. «Большинство публичных арен» — указывают Хилгартнер и Боск, — на-ходится под мощным влиянием господствующих политических и эконо-мических групп. Вследствие этого определения социальных проблем, соответствующие их пристрастиям, имеют более высокие шансы на ус-пех» (Хилгартнер, Боск 2000: 43). В то же время элиты «могут ак-тивно противодействовать тем или иным определениям проблем, преда-вая некоторые вопросы политически обеспечиваемому забвению» (Хил-гартнер, Боск 2000:33).
Если применить модель публичных арен к анализу ситуации в рос-сийском обществе, то становится очевидной специфика конкуренции между социальными проблемами в России: соответствие конструиро-вания проблем интересам властных элит имеет решающее значение. Даже когда возникает новая, драматичная ситуация, если ее появле-ние в «повестке дня» идет вразрез с интересами правящих политиче-ских групп, то она, вероятнее всего, будет блокирована на краю публич-ного дискурса. Примеров такого рода множество, начи-
93
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34)
ная со второй войны в Чечне c 1999 г. по настоящее время и заканчи-вая акциями протеста пенсионеров в начале 2005 г.
Наиболее простым приемом является замалчивание ситуации, та-буирование той или иной темы. Однако, как указывает М. Эделман, та-кого рода блокирование конструирования социальных проблем, невы-игрышных для элит, обычно не обладает значительной жизнеспособно-стью (Edelman 1988: 13). Более тонкими и, в конечном счете, более эф-фективными являются стратегии депроблематизации ситуаций, опи-сываемые П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. Ибарра и Китсьюз использу-ют в данном случае понятие «контрриторические стратегии», опре-деляя их как дискурсивные стратегии противодействия характеристикам той или иной ситуации, предлагаемым теми, кто конструирует социаль-ную проблему «Контрриторика, — отмечают они, — блокирует либо выделяемые характеристики условия, либо призыв к действию, либо и то, и другое» (Ibarra, Kitsuse 2003:34).
Ибарра и Китсьюз указывают на два класса контрриторических стра-тегий: 1) «сочувствующую» контрриторику, признающую полностью или частично проблематичный статус ситуации, но в сущности блокирую-щую требование исправить ее; 2) «несочувствующую» контрриторику, не принимающую ни предлагаемые характеристики и оценки ситуации, ни предлагаемые средства ее исправления. «Сочувствующая» контрритори-ка в свою очередь включает в себя пять стратегий. Первой является на-турализация — стратегия, при которой принимается оценка ситуации, предлагаемая теми, кто конструирует проблему, но в то же время отвер-гается призыв к действию посредством представления самой ситуации в качестве неизбежной. «Выдвигающим утверждения-требования могут ответить: «А вы чего ожидали? Конечно, обществу свойственно насилие, мир всегда был и будет местом вражды» (Ibarra, Kitsuse 2003: 34). Ибарра и Китсьюз добавляют: «Если условие — это пример «естественного со-стояния» мира или того, что «неизбежно» предполагается ситуацией, то-гда призывы к исправлению ситуации в конечном счете наивны» (Ibarra, Kitsuse 2003: 34). Вместе с тем они отмечают рискованность игры с ис-пользованием такой контрриторики: игрок рискует получить ярлык «ци-ника» или «пессимиста», а эти ярлыки приобретают негативный оттенок, когда применяются к определенным категориям людей в определенных обстоятельствах, например, к политикам во время избирательных кампа-ний (Ibarra, Kitsuse 2003: 34). Вторая стратегия — контрриторика затрат, связанных с исправлением ситуации, — заключается в утверждении, что следует примириться с проблематичным условием, а не исправлять его посредством предлагаемых мер, поскольку «и то, и другое зло» или по-тому, что провозглашаемые «выгоды» не компенсируют «затрат». Со-гласно Ибарре и Китсьюзу, на использование этой контрриторики часто указывает выражение «драконовские меры» — оборот речи, приравни-вающий предлагаемые средства либо к неблагоразумной недаль-новидности, либо к безжалостному наказанию, либо и к тому, и к друго-му. Третья стратегия «сочувствующей» контрриторики — декларация бессилия — предполагает проявление морального сочувствия и в то же время указание на истощение имеющихся ресурсов, не позволяющее справиться с ситуацией. На уровне индивидов это может быть ссылкой на нехватку времени, энергии или власти для того, чтобы решить про-блему. Данная стратегия может включать в себя также конструирование шкалы приоритетов: «да, расизм — это проблема, но все попытки по-
94
И.Г. Ясавеев. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций
кончить
с ним, пока существует классовое
угнетение, тщетны» (Ibarra, Kitsuse 2003: 35). На
институциональном уровне может
заявляться, что бюджет слишком ограничен
для того, чтобы попытаться что-либо
изменить. Однако те, кто заявляет о
своем бессилии что-либо предпринять
как на уровне личных, так и на
уровне институциональных
Информация о работе Конструирование "Не - проблем": стратегии депроблематизации ситуаций