Особенности влияния интернет-СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая шевченко.docx

— 141.97 Кб (Скачать файл)

Весьма важные факты приводит доктор социологических наук К.А. Тарасов: "коммерческое кино сознательно  и методично, с дьявольской изощренностью  устраивает для зрителя ловушки  на экране.

К.А. Тарасов приводит "пять типов последствий восприятия экранного  насилия и четыре концепции, объясняющие  их[16].

Первый тип - катарсис. В  его основе лежит представление  о том, что неудачи индивида в  повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся  отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в  антисоциальном поведении.

Второй тип последствий - формирование готовности к агрессивным  действиям. Подобная связь получила свое отражение в "теории стимулирующего воздействия". Имеется в виду установка  на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой - представления о  допустимости насилия в межличностных  отношениях под влиянием сцен, в  которых оно выступает как  нечто вполне оправданное.

Третий тип и связанная  с ним теория - научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Вывод из этой теории весьма пессимистичен: обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения.

Четвертый тип последствий - закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.

Пятый тип - это не столько  насильственное поведение, сколько  эмоции - страхи, беспокойство, отчужденность. В основе этой теории лежит идея, что масс-медиа, прежде всего ТВ, создают некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Она же имеет одну особенность. Как показал контент-анализ, символический мир ТВ "неприветлив", насилие присутствует в нем повсеместно. Ведущие позиции в этом мире занимают молодые мужчины, которые, успешно применив силу, подчиняют своей воле других, в первую очередь женщин, представителей различных меньшинств и пожилых. Зрителям в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. В той мере, в какой это происходит, зрители в повседневной жизни проявляют страх, беспокойство и отчужденность от других".

Наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика  ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное с тем, что такая структура  психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступающей из внешнего мира, еще  до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира, из социума, попадает в психику индивида, сдобренная к тому же "дипломатическим паспортом неприкосновенности", потому как информация, преподносимая средствами массовой коммуникации (различными ее компонентами, как-то: глянцевые журналы (особенно подростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослыми журналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу, или "Дом-2", например, являющаяся исключительно вражеской передачей, потому как закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков и молодежи). И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. В том и результирующая роль подсознания в программировании индивида (как индивида любого возраста, так и масс), что он может даже не понимать всей информации, которую видит с экрана, и которая представляет собой набор смешных историй со скандальным оттенком (усиливавшим суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики), и внешне как будто явного негатива не просматривается. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т. ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида.

"Культ жестокости, насилия,  порнографии, пропагандируемый в  СМИ, печатных изданиях неограниченной  продажи, а также в компьютерных  играх и др., ведет к неосознаваемому  порой желанию у подростков  и молодежи подражать этому,  способствует закреплению таких  стереотипов поведения в их  собственных привычках и образе  жизни, снижает уровень пороговых  ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями,  открывает путь для многих  из них к правонарушениям", - отмечает В.Н. Лопатин[17].

Влияние на психику подростка  и молодежи становится опасной еще  и потому, что психика подрастающего  поколения, детская психика, оказывается  весьма предрасположена к зависимости  от архетипов того общего филогенетического  наследства, которое находится в  психике любого индивида. Как мы уже замечали, сейчас коллективное бессознательное подростка и  молодежи частично заполнено теми положительными установками, которые были получены таким индивидом в советский  период развития страны. Тогда в  подсознание поступала идеологически  выверенная информация, способствующая формированию индивида как личности, как социально активного представителя  общества. Тогда как после Перестройки  и последующего разрушения страны, в подсознание все того же индивида стала методично вдалбливаться  информация, навязывавшего ему преимущества западного образа жизни. И, соответственно, уже как следствие - весь тот негативизм, который всегда был ассоциирован с Западом, и являлся следствием построения демократической модели общества, несущей любому индивиду больше бед, чем пользы.

Прослеживая негативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание  ребенка, подростка и молодежи, следовало  бы обратить внимание на такую важную деталь, как подача материалов СМИ  в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивида любого возраста как бы отучается лишний раз думать. И такой индивид бессознательно ждет, что ему будет преподнесена готовая информация, без необходимости совершения над такой информацией какого-либо анализа. Такой анализ становится не нужен как раз потому, что о том, как надо реагировать, индивиду покажут сами представители СМИ.

В период после Первой мировой войны ученые и общественность считали, что СМИ оказывают сильное воздействие на убеждения, взгляды и действия членов аудитории. Такая концепция медиавоздействия получила название теории "шприца" или "пули". Эта модель оставалась наиболее влиятельной во время Великой Депрессии и после ее окончания, до тех пор, пока эмпирические исследования не доказали, что воздействие СМИ было не настолько сильным, как предполагалось. Исследования Пола Лазарсфельда и Карла Ховленда показали, что СМИ оказывают только ограниченное воздействие на отдельных членов аудитории. Модель ограниченного воздействия прочно утвердилась в 1960 году благодаря публикации Джозефа Клаппера "Воздействие массовой коммуникации". В последующие десятилетия результаты некоторых научных исследований и новые теории не вписывались в рамки модели ограниченного воздействия; поэтому "официальная" история была отредактирована: в нее включили новые исследования, указывающие на возможность существования умеренного и сильного медиавоздействия.

Общепринятая модель "всемогущество - ограниченное воздействие - умеренное  воздействие - сильное воздействие" представляла собой простой и  удобный сценарий научных исследований в сфере медиавоздействия.

Современные СМИ в силу своей распространенности стали  практически идеальным средством  влияния. Причём объектом этого влияния  может оказаться как отдельный  человек, так и группа людей, и  даже общество. Цели этого влияния  могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от побуждения до террора. Если учесть, что СМК представляют собой достаточно сложную систему, интенсивно развивающуюся и совершенствующую свои инструменты, то влияние этой системы тоже вполне может возрасти. Процесс совершенствования очень хаотичен и, на данный момент, практически не контролируется, что может привести к непредсказуемым последствиям.

 
§ 2. Роль телевидения  в воспитании подростков

Когда-то появление газеты вызвало у Гете серьезное беспокойство за судьбы цивилизации. Ему казалось, что газетный листок не способен стать  местом серьезных рассуждений, что  он лишь примитивизирует понятия и идеи с целью быть понятным возможно большему количеству людей. С его точки зрения, пресса несла с собой угрозу гибели культуры. Но история опровергла опасения великого поэта. Сегодня без прессы невозможно представить себе не только информацию общества о происходящих событиях, но и прогресс культуры. Многие важные для развития культуры идеи не только популяризируются, но и впервые получают доступ к массам именно со страниц периодических изданий. Но если уж вести речь о лидирующем средстве массовой информации, то вряд ли можно оспорить роль телевидения.

Ни одно средство информации, не говоря уже об искусстве, не знало  такого стремительного и бурного  развития, какое получило телевидение. Телевидение было изобретено как  техническое средство, позволяющее  видеть на расстоянии, видеть за пределами  естественных возможностей человеческого  глаза. Способность телекамеры показывать событие в момент его свершения  ни для кого не представляет секрета. Более того, именно эти качества телевизионной информации - ее визуальность, достоверность и предельная оперативность - вызвали широкое применение телевидения  в промышленности, на транспорте, в  военном деле, в освоении космоса.

Не меньшее значение имеет  телевидение и в развитии культуры. Ряд исследователей предлагают различные  подходы к типологии исторически  развивающихся систем культуры. В том числе существует типология, основанная на различных средствах общения (устная, письменная, аудиовизуальная). Интересен сделанный ими вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. Под влиянием средств информации меняется сам тип нашего мышления. Пользуясь "электронной информацией", мы вынуждены думать не "линейно-последовательно" (как привыкли при чтении книги), а "мозаично", через интервалы, посредством так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений - книги читаются "по диагонали" с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует прежде всего на эмоции человека, а не на его сознание. Экран оперирует чаще всего образами, а не понятиями. А если учесть, что в большинстве случаев телевизионные программы не поднимаются до уровня образного освоения действительности и зритель чаще всего встречается с примитивной визуальной информацией, то опасения исследователей телевидения, связанные с его негативным воздействием, понять нетрудно.

С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям  культуры, которые удалены от них  не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекцию видного ученого, и на концерт  виртуоза-исполнителя, и в театральный  зал, и даже на сцену и за кулисы.

С первых лет своей жизни  ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все  виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подростков. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

О том, кого и как воспитывает  телевидение и воспитывает ли вообще, спорят давно и страстно, категорично отстаивая прямо  противоположенные позиции, а именно: одни говорят - телевидение воспитывает, активно навязывая те или иные стереотипы поведения посредством  образов, действующих на подсознание, и в меньшей степени - слова, обращенного  к сознанию; другие настаивают на том, что телевидение не должно никого воспитывать, поскольку это лишь средство информирования людей о  свершившихся фактах.

Несколько лет тому назад  ректор Бостонского университета в  горестном отчаянии заявил: "Если увлечение наших соотечественников  телевидением будет продолжаться, то, учитывая идиотский характер программ, можно утверждать, что мы воспитаем поколение слабоумных". Телевидение далеко ушло от своего прототипа - кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора.

В учебнике "Телевизионная  журналистика", выпущенном в 2002 г. в  издательстве МГУ под редакцией  столпов отечественной тележурналистики - практиков и теоретиков телевидения  Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского, - детально рассматриваются специфика  телевидения, его место в системе  СМИ, изобразительно-выразительные  средства, перспективы и, конечно  же, общественные функции.

Насчитывается кроме информационной еще шесть функций телевидения, и все шесть имеют отношение к воспитанию. Рекреативная, организаторская и интегративная связаны с созданием условий для воспитания, причем последняя, накладываясь на другие функции, объединяет их в чрезвычайно эффективную систему. Как следует из их названий, культурно-просветительская, социально-педагогическая и образовательная функции детерминируют воспитательную направленность телевидения[18].

Воспитание является основной категорией педагогики. "Воспитание - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм, ценностей"[19]. "Его специфика состоит в том, - пишет в своем учебном пособии "Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество" Ю.Г. Фокин, - что этот процесс не активируется самим индивидом, а навязывается воспитываемому извне". Таким образом, мы видим, что воспитание - процесс целенаправленный, а значит, кем-то управляемый, в том числе и на телевидении.

Телевидение - средство массовой информации, как социальная система  состоящее из нескольких подсистем[20]:

1. Редакции телерадиокомпаний,  работа которых обеспечивается  инфраструктурой журналистики: технической,  информационной, организационно-управленческой; к инфраструктуре относятся также  учебные и научные центры.

2. Виды деятельности, необходимые  для функционирования данной  социальной системы и детерминированные  общественными функциями телевидения, - информационной, культурно-просветительской, интегративной, социально-педагогической, организаторской, образовательной,  рекреативной. Прежде всего это сбор актуальной социальной информации и ее распространение. Наряду с этим - воспитание, и в первую очередь эстетическое, в силу природы изобразительно-выразительных средств телевидения. А также функциональное взаимодействие с другими социальными институтами.

3. Совокупность профессий,  необходимых для такой деятельности.

4. Система произведений, создаваемых журналистами.

5. Канал передачи массовой  информации, которая представляется  в виде движущихся изображений  в сопровождении звука.

К проблеме "масс-медиа-молодежь" неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому необходимо проанализировать некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей современной молодежи.

Проводятся многочисленные социологические исследования, проходят дискуссии, круглые столы на страницах  периодической печати. Тем не менее, в отечественной научной литературе данная проблема разработана явно недостаточно, в то время, в зарубежной научной  литературе эта проблема освещена гораздо  полнее, ей посвящены специальные  научные издания.

Информация о работе Особенности влияния интернет-СМИ