Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:21, курсовая работа
Объект исследования – Очерк как художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Предмет исследования – Путевой очерк как жанровая разновидность очерка.
Цель исследования:
- выявить особенности путевого очерка как художественно-публицистического жанра в научно-популярном журнале «Discovery»
Введение…………………………...………………………………..…………..…3
Глава 1. Очерк как жанр художественной публицистики: история и теория вопроса......................................................................................................................6
§1. Исторический и теоретический аспекты изучения очерка как художественно-публицистического жанра……………...…..……......................6
§2. Анализ жанрово-типологических классификаций очерка...........................7
§3. Путевой очерк как жанровая разновидность очерка: история и теория жанра.......................................................................................................................11
Глава 2. Анализ путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»).....................................................................……...….…….……….15
§1. Паспорт издания…..........................................................................................15
§2. Анализ материалов выдержанных в жанре путевого очерка….........……18
Заключение...……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………..………………………..…24
Приложение: журнал «Discovery»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский государственный университет
Факультет филологии и журналистики
Особенности путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)
Курсовая работа
Выполнила:
студентка группы Л - 105
Быкова А. Г.
Научный руководитель:
___________ Рагимова Ф. С.
«_____»__________2012 г.
Кемерово
2012 год
Оглавление
Введение…………………………...………………………
Глава 1. Очерк как жанр художественной
публицистики: история и теория вопроса.......................
§1. Исторический и теоретический
аспекты изучения очерка как художественно-
§2. Анализ жанрово-типологических
классификаций очерка........................
§3. Путевой очерк как жанровая
разновидность очерка: история и теория
жанра.........................
Глава 2. Анализ путевого очерка (на
примере научно-популярного журнала «Discovery»)..................
§1. Паспорт издания…......................
§2. Анализ материалов выдержанных в жанре путевого очерка….........……18
Заключение...……………………………………………
Список литературы…………………………………..……………
Приложение: журнал «Discovery»
Введение
Современный человек не представляет свою жизнь без средств массовой информации, которые выполняют различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. Не секрет, что СМИ без культуры не может существовать и не появилось бы вовсе. Но сегодня культуры в газетах, журналах, на радио и телевидении мы видим все меньше и меньше.
Уходит настоящее искусство, призванное просвещать и развлекать одновременно, а если и не уходит, то растворяется. Как результат жанры художественной публицистики медленно забывают.
Данная работа посвящена жанру, занимающему лидирующие позиции в художественной публицистике - очерку. Эта тема достаточно актуальна. Сегодня, когда от газетчика ждут оперативных сообщений, когда на первое место выдвинулись «диктатура» факта и искусство его комментирования, ждать очеркового «бума» вряд ли приходится. И всё же отказываться от возможностей очерка – в плане глубинного проникновения в ткань человеческой жизни – было бы крайне неразумно. Тем более, что информационная ситуация в обществе постоянно меняется. Если в начале и в середине 1990г. в большинстве изданий лидирующее место занимали информационные жанры (хроника, заметка, интервью, репортаж), то в последнее время мы можем заметить иную тенденцию: вновь возродился интерес к аналитической журналистике и публицистике. Вместе с тем, мы наблюдаем за тем, как культура медленно (но очень эффективно) поглощается другими формами, заставляя художественные жанры трансформироваться. В результате в сфере СМИ появляются «жанры-гибриды», которые одновременно совмещают в себе функции художественно-публицистических жанров и информационных, в публицистику проникает аналитика и реклама.
Тема – Путевой очерк в научно-популярном журнале «Discovery».
Объект исследования – Очерк как художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Предмет исследования – Путевой очерк как жанровая разновидность очерка.
Цель исследования:
- выявить особенности путевого
очерка как художественно-
Задачи:
- определить жанрообразующие признаки путевого очерка в научно-популярном журнале «Discovery»
- выявить, есть ли в публикациях отклонения от норм жанра путевого очерка, «смешение» с другими жанрами журналистики в научно-популярном журнале «Discovery»
Материал исследования – путевые очерки в количестве 15 публикаций в журнале «Discovery» за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 год и февраль 2012 год: №10 (34), №11 (35), №12 (36), №2 (38).
Методы исследования:
Общенаучные:
- анализ – процесс
мыслительного, а нередко и реального
расчленения предмета или
- дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному, от теории к практике
- сравнение - одна из логических операций мышления, состоящая в сопоставлении предметов, явлений, их свойств и установления тождества или различия между ними
Частнонаучные:
- комплексная методология – междисциплинарный характер исследования предполагает комплексную методологию в основном среди филологических наук
Жанроведение:
- Аршанский В. С.
- Беневолентская Т. А.
- Вакурова Н.В.
- Грибков-Майский В. М.
- Журбина Е.И.
- Ким М.Н.
- Московкин Л.И.
- Панцерев К. А.
- Рощектаева Т.Г.
- Тертычный А.А.
Глава 1. Очерк как жанр художественной публицистики: история и теория вопроса
§1. Исторический
и теоретический аспекты изучения очерка
как художественно-
Очерк всегда считался
критиками низшей формой литературы, что
вообще неверно и несправедливо... Вспомним
хотя бы только двух мастеров очерка: Глеба
Успенского и Ги де Мопассана! Может быть,
следует указать, что «Записки охотника»
И. С. Тургенева по форме своей не что иное,
как очерки, что этой формой не брезговали:
Салтыков-Щедрин, Писемский, Лесков, Слепцов,
Помяловский, Короленко и целый ряд очень
крупных, весьма прославленных литераторов.
Молодая наша литература выдвинула из
своей среды группу талантливых «очеркистов»,
и они постепенно придают очерку формы
«высокого искусства»
М. Горький
Выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И, следовательно, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он облекает данный жизненный материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики – очерк.
Первоначально очерк1 зародился в художественной литературе. Он являлся одной из разновидностей малой формы эпической литературы. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк 2– пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.
§2. Анализ жанрово-типологических классификаций очерка
В настоящее время существует немало классификаций очерка. Мы обратились к опыту трёх исследователей - Е.И. Журбиной, А.А. Тертычного и М.Н. Кима. Авторитет этих исследователей наиболее высок, и их классификации являются одними из самых распространённых в изучении современной журналистики.
Первой по хронологии является классификация Е.И. Журбиной3. В своих книгах, - «Искусство очерка»,М.,1957г. и «Теория и практика художественно-публицистических жанров»,М.,1969г., - Е.И. Журбина изучает типы очерков, выделившиеся в советской публицистике:
Сюда можно отнести и очерковое
повествование – оно по многим своим элементам
тяготеет к публицистической статье или
краткому философскому трактату.
2) Документальный. Осваивает мир не в форме отвлеченных философских размышлений, а опираясь на близкие всем знакомые факты и явления. К нему принадлежит старейший тип очерка – путевой. (Шагинян М., Агапов Б.)
3) Социальный. Отражает проблемные обобщения социально-типических явлений или социальные типы людей. (Горький М.)
4) Очерк, построенный на проблемно-обобщенных образах. Он противопоставляет не разные индивидуальные характеры, а разные социальные обличья, социальную среду, социальные личности. В таком очерке ярко выражена оценка, критика, сатира. (Овечкин В. «Думы об урожае», «Гости в стукачах»). Сюда же относится недокументальный подвид очерка, в основе которого обобщенный фактический материал, строящийся иначе, но сохраняющий исследовательскую и публицистическую направленность)
5) Морально-педагогический. Название такого очерка говорит само за себя. (Шаров А., Долинина Н., Соловейчик С. – «КП»)
Следующая классификация принадлежит А.А. Тертычному4. По мнению исследователя, очерк - “король” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности. Существует три главных типа очерка: портретный, проблемный и путевой очерк.
В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».
«Чтобы написать хороший очерк, - заметил писатель и журналист Константин Паустовский, - надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают».
В проблемном очерке в центре внимания журналиста стоит какая-то проблема. Именно за ходом ее развития он и следит в своем материале. Проблема в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. По своей логической структуре проблемный очерк может напоминать статью, но в отличие от последней , здесь уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.
Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.
М.Н. Ким 5разделяет очерки по объекту изображения и характеру повествования на следующие виды:
1) Художественно-изобразительные. Основной целью данных произведений является описание авторских впечатлений от увиденного, услышанного и пережитого, т.е. в них сильно событийное начало. К этой разновидности относятся путевые очерки, эссе и зарисовки. Автор в подобного рода произведениях может вести повествование в лирическом ключе, делясь собственными эмоциональными переживаниями, мыслями и суждениями.
2) Художественно-публицистические
Информация о работе Особенности путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)