Особенности путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – Очерк как художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Предмет исследования – Путевой очерк как жанровая разновидность очерка.
Цель исследования:
- выявить особенности путевого очерка как художественно-публицистического жанра в научно-популярном журнале «Discovery»

Содержание

Введение…………………………...………………………………..…………..…3
Глава 1. Очерк как жанр художественной публицистики: история и теория вопроса......................................................................................................................6
§1. Исторический и теоретический аспекты изучения очерка как художественно-публицистического жанра……………...…..……......................6
§2. Анализ жанрово-типологических классификаций очерка...........................7
§3. Путевой очерк как жанровая разновидность очерка: история и теория жанра.......................................................................................................................11
Глава 2. Анализ путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»).....................................................................……...….…….……….15
§1. Паспорт издания…..........................................................................................15
§2. Анализ материалов выдержанных в жанре путевого очерка….........……18
Заключение...……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………..………………………..…24
Приложение: журнал «Discovery»

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

2) Игорь Стомахин – «Чудеса Малайзии»

Предмет: путешествие в Королевство Малайзия

Цель: рассказ о путешествии - описание культуры, архитектуры, истории, традиций, природы страны

Композиция: сменяющие одна другую картины, описание пейзажа, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления, исторические факты

Масштаб охвата действительности: вся территория Малайзии (от столицы к штатам), 2011 год

Способ познания действительности: эмпирический, в частности, наблюдение

Стиль речи, язык: художественно-публицистический стиль, лексика общеупотребительная

Дополнение: Краткое описание кулинарного меню Малайзии – рецепт традиционного национального блюда.

3) Маша Дувидзон, Наталья Якубова – «Ритмы Карибского моря»    

Предмет: путешествие в Доминиканскую Республику

Цель: рассказ о путешествии - описание культуры, нравов, истории, главных достопримечательностей, природы страны

Композиция: сменяющие одна другую картины, описание пейзажа, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления, исторические факты

Масштаб охвата действительности: остров Гаити – вся территория Доминиканы (от столицы к провинциям), 2011 год

Способ познания действительности: эмпирический, в частности, наблюдение

Стиль речи, язык: художественно-публицистический стиль, лексика общеупотребительная

4) Игорь Стомахин – «Настоящая Африка»

Предмет: путешествие в Федеративную демократическую Республику Эфиопию

Цель: рассказ о путешествии - описание культуры, архитектуры, традиций, истории, природы страны

Композиция: сменяющие одна другую картины, описание пейзажа, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления, исторические факты

Масштаб охвата действительности: вся территория Эфиопии (от столицы к областям),

Способ познания действительности: эмпирический, в частности, наблюдение

Стиль речи, язык: художественно-публицистический стиль, лексика общеупотребительная

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Художественная публицистика является основой всех познавательных и развлекательных изданий. Она представлена в самых разных жанрах и видах, но присутствие её неоспоримо. Безусловно, жанр очень важен в журналистике  и важно, чтобы его границы не были размыты. Именно  этот критерий говорит о профессионализме автора.

В данной работе был проведен анализ произведений  научно-популярного журнала «Discovery», выдержанных в жанре путевого очерка. Целью его было выявление особенностей  путевого очерка как жанра художественно-публицистической журналистики.

Проанализировав 15 публикаций разных авторов научно-популярного журнала «Discovery», мы пришли к выводу, что все жанрообразующие признаки исследуемых публикаций достаточно хорошо отражены авторами. Это доказывает принадлежность материалов к жанру путевого очерка.  

Композиция анализируемых очерков соответствует классическим канонам путевого очерка. В основе лежит описание путешествия автора. Действительно, путешествуя, публицисты всматриваются в людей, в ситуации, фиксируют факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений.

Стилистическая языковая структура исследуемых очерков полностью соответствует цели, поставленной авторами, и путевому виду очерка, избранному ими для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства данных очеркистов.

Особую роль в исследуемых материалах играют пейзажи. Описание природы необходимо для географического обозначения места действия, обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами , для динамичного описания сменяющихся картин путешествия и запечатления различных явлений природы.

 Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Аршанский, В. С. Ваше величество, Очерк! / В. С. Аршанский. // Журналист. – 2000. – № 4. 

2) Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка. / Т. А. Беневоленская // Пособие по спецкурсу. - М., 1975.

3) Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://media.utmn.ru/library/php?show_book=1&parent=17&bid=86

 

4) Журбина , Е.И. Искусство очерка / Е.И. Журбина. – М.,1957.

5) Журбина , Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина. – М.,1969.

6) Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб., 2004.

7) Панцерев, К. А. Путевой очерк: история и современность / К. А. Панцерев: автореферат-диссертация кандидата филологических наук. – СПб., 2004.

8) Рощектаева, Т.Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка (на материале русской публицистики 90-х годов XX века) / Т.Г. Рощектаева: автореферат-диссертация кандидата филологических наук. – М., 2001.

9) Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000.

10) Трэвел-журналистика. / Википедия— свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Трэвел-журналистика

1 Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000.

2 Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://media.utmn.ru/library/php?show_book=1&parent=17&bid=86

 

3 Журбина , Е.И. Искусство очерка. / Е.И. Журбина. – М.,1957.                                                                           Журбина , Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. / Е.И. Журбина – М.,1969.

 

4 Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000.

 

5 Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб., 2004.

 

6 Трэвел-журналистика. / Википедия— свободная энциклопедия. //http://ru.wikipedia.org/wiki/Трэвел-журналистика

7 Панцерев, К. А. Путевой очерк: история и современность: автореферат-диссертация кандидата филологических наук. – СПб., 2004.


Информация о работе Особенности путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)