Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:21, курсовая работа
Объект исследования – Очерк как художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Предмет исследования – Путевой очерк как жанровая разновидность очерка.
Цель исследования:
- выявить особенности путевого очерка как художественно-публицистического жанра в научно-популярном журнале «Discovery»
Введение…………………………...………………………………..…………..…3
Глава 1. Очерк как жанр художественной публицистики: история и теория вопроса......................................................................................................................6
§1. Исторический и теоретический аспекты изучения очерка как художественно-публицистического жанра……………...…..……......................6
§2. Анализ жанрово-типологических классификаций очерка...........................7
§3. Путевой очерк как жанровая разновидность очерка: история и теория жанра.......................................................................................................................11
Глава 2. Анализ путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»).....................................................................……...….…….……….15
§1. Паспорт издания…..........................................................................................15
§2. Анализ материалов выдержанных в жанре путевого очерка….........……18
Заключение...……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………..………………………..…24
Приложение: журнал «Discovery»
3) Исследовательские очерки. В этом виде на первое место выдвигается социально важная проблема, рассмотрению которой и посвящается произведение. К этой разновидности относятся «проблемные», «исследовательские» и «публицистические» очерки. Для данной группы характерно публицистическое изложение, связанное с открытым отстаиванием авторской мысли, позиции, мнения и т.д.
Вывод. Изучив эти три классификации, мы выявили, что исследователь Е.И. Журбина рассматривает очерк более дробно, нежели А.А. Тертычный и М.Н. Ким. Кроме того, классификации двух последних учёных являются более сходными по структуре, чем классификация Е.И. Журбиной. Это вполне обоснованно, так как А.А. Тертычный и М.Н. Ким являются современниками и им в равной степени предоставлены ранние исследования учёных о жанрах художественно-публицистической журналистики.
Также хочется отметить, что все три исследователя выделяют путевой очерк, как наиболее ранний вид очерка , а также, ставят его в препозицию по отношению ко всем остальным поджанрам. В дальнейшем мы будем исследовать именно этот вид очерка, его «состояние» на данный момент времени в современной журналистике
§3. Путевой очерк как жанровая разновидность очерка: история и теория жанра
Путевой очерк, или «жанр путешествия»6, уходит своими корнями в далекое прошлое. Людям всегда была свойственна любознательность и стремление к дальним странствиям. Развитие литературы путешествий и вышедшего из неё жанра путевого очерка шло параллельно с познанием окружающего мира. Истоки очерка лежат в мифе.
Кандидат филологических наук СПбГУ К. А. Панцерев в своей диссертации «Путевой очерк: история и современность» 7 подробно изучает становление путевого очерка как жанра художественно-публицистической журналистики.
Наиболее древним из дошедших до нас источников, в котором упоминается о путешествии, принято считать древнеегипетскую сказку «Потерпевший кораблекрушение», в которой отразились религиозно-мифологические представления Древнего Египта. По жанру этот древний памятник литературы, разумеется, принадлежит к сказкам, но высказанная в нем мысль о неуместности преувеличения, явится позже основным отличием жанра путевого очерка от рассказа и новеллы: «Достигли мы границ конечных Вават, миновали мы Сенмут. Вот де мы, пришли мы в мире на землю нашу, достигли мы её. Слушай же меня, о князь. Я свободен от преувеличения».
Эпическая поэма Гомера «Одиссея» - также один из древнейших памятников литературы путешествия, но и там, в большей степени, отдаётся предпочтение мифу.
Первые же точные сведения о дальних странах были собраны лишь древнегреческим историком Геродотом, побывавшем в Египте, Ливии, Эфиопии, Финикии, Аравии, Вавилонии, Персии, Мидии, Колхиде, а также древнеримским географом Страбоном, обследовавшим внутреннюю Азию, Египет, Грецию и Италию. Однако их труды носят более документальный характер и содержат много неточностей.
Оставили свой след в литературе путешествий такие знаменитые путешественники и первооткрыватели, как Марко Поло и Христофор Колумб , а на Руси наиболее древним литературным памятником, тяготеющим к жанру путешествия, является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который в XV веке предпринял путешествие в Персию и Индию.
Все вышеперечисленные письменные памятники представляли собой прообразы жанра путешествий, который вскоре должен был заявить о себе.
В самом начале XVII века в Англии журналисты Р. Стил и Д. Аддисон, которые сотрудничали в журналах «Зритель» и «Болтун» (издавались в 1702-1712 гг.) напечатали рассказ о похождениях Иосифа Бикерстафа в форме бытовых нравоописательных сценок лондонской жизни того времени. Таким образом, объектом литературного и журналистского описания постепенно становятся похождения отдельной личности.
В России первые путевые очерки стали появляться с 1730г. В частности, в одном из номеров «Санкт-Петербургских ведомостей» был опубликован материал о том, что в Москву «из Сибири некоторый монах именем Игнатий Козыревский прибыл, который через многие лета в Камчатке жил». Рассказ отличался от сухих официальных материалов, публикуемых в то время. Главным героем в нём стал путешественник.
Затем в «Примечаниях» к «Ведомостям» печатается большой очерк о таких великих путешественниках как Магеллан, Дрейк, Спилберг и очерк «о камчатских огнедышащих горах и происходящих от них опасностях».
Таким образом, путевой очерк как жанр публицистики стал складываться вместе с первыми периодическими изданиями.
Однако не только литература путешествий оказала влияние на возникновение путевого очерка. Другое литературное направление, которое считают одним из первоисточников путевого очерка, - это эпистолярная публицистика. Несколько позднее, об этом справедливо заметил И.А. Гончаров: «Эпистолярная форма наиболее удобная для путевых очерков: письма писались и посылались с разных пунктов к тем или иным друзьям, а они, в свою очередь, интересовались не только путешествием, но и судьбою самого путешественника и его положением в новом быту».
Следует отметить, что Гончаров сам избрал эпистолярную форму, когда работал над знаменитым циклом своих очерков «Фрегат “Паллада”».
Одним из первых путевых очерков, написанных в эпистолярной форме, можно назвать очерк Д.И. Фонвизина о поездке во Францию «Записки первого путешествия(Письма из Франции)», где он достаточно подробно описывает маршрут своего путешествия, а также быт французов в сравнении с нашим.
Позднее в эпистолярной форме писал В.П.Боткин («Письма об Испании»), П.В. Анненков («Парижские письма») и А.И. Герцен («Письма из Франции и Италии»).
Известные русские писатели в своих очерках не только знакомили читателя с дальними странами, нравом и бытом иноземных народов, но и поднимали социально значимые вопросы того времени. Ярким примером тому является «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Судьба путешественника уходит на второй план. Главное – показать жизнь простого народа во всём её разнообразии.
Одно из первых и наиболее точных определений путевого очерка попытался дать в середине прошлого века Н. Чернышевский: «Путешествие, соединяя в себе элементы истории, стилистики, государственных наук, естествоведения и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как раз о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека, в столкновении его с другими людьми совмещает в самой лёгкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Это отчасти роман, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествоведение. Каждому читателю даёт оно всё, что только хочет найти он».
Гончаров, рассуждая о жанре путевого очерка, справедливо замечал, что «описания дальних стран, их жителей, роскоши тамошней природы, особенностей и случайностей путешествия и всего, что замечается и передаётся путешественниками – всё этоне теряет никогда своей занимательности для читателей всех возрастов...Путешествовать с наслаждением и с пользой значит пожить в стране и хоть немного слить свою жизнь с жизнью народа, который хочешь узнать: тут непременно проведёшь параллель, которая и есть искомый результат путешествия. Это вглядыванье, вдумыванье в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа или одного человека, отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».
Таким образом, можно заключить, что «путешествие» сыграло основополагающую роль в становлении такого литературного жанра как путевой очерк.
Глава 2. Анализ путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)
§1. Паспорт издания
DISCOVERY / «ДИСКАВЕРИ» - российский ежемесячный научно-популярный журнал. Издаётся с января 2009 года по настоящее время.
Девиз: «Познавая мир, открываем себя».
Учредителем является ООО «ИД “ДИСКАВЕРИ”»
Генеральный директор: В.В. Власова
Главный редактор: Н.А. Штаева
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационное удостоверение ПИ № ФС 77-32874 от 15 августа 2008г.
Адрес: 109428, Россия, Москва, Рязанский проспект, д. 8А, стр. 1, 5 этаж, каб. 528. Бизнес-центр «Рязанский».
Сайт: www.discovery-russia.ru
Цена свободная.
Язык: русский.
Формат издания: А4.
Оформление: Цветное издание с фотоиллюстрациями.
Тираж: 140 000 экземпляров.
Журнал распространяется в розницу и по подписке.
География распространения: Москва – 54,4 %, на регионы уходят 45,6%: Адлер, Айхал, Анапа, Архангельск, Астрахань, Батайск, Белгород, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Геленджик, Дмитров, Дубна, Екатеринбург, Заозерск, Зарайск, Иваново, Иркутск, Истра, Казань, Калининград, Каменск-Шахтинский, Кашира, Киров, Клин, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Кувандык, Курск, Липецк, Луховицы, Магадан, Махачкала, Медногорск, Мичуринск, Можайск, Мурманск, Наро-Фоминск, Н. Новгород, Новороссийск, Новосибирск, Новотроицк, Обнинск, Омск, Орел, Оренбург, Орск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Руза, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Сочи, Сургут, Ставрополь, Суздаль, Сыктывкар, Таганрог, Талдом, Тверь, Темрюк, Тольятти, Туапсе, Тула, Тутаев, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Челябинск, Череповец, Чехов, Чита, Шахты, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и др.
Реклама: туристические агентства, банки, автомобили, цифровая техника, спортивные принадлежности.
Любое открытие, совершаемое в процессе эволюции, меняет мир и придает принципиально новое направление развитию общества. Таким открытиям и посвящен ежемесячный журнал DISCOVERY, в фокусе внимания которого одновременно находятся человек и Вселенная.
Научные сенсации и ошеломительные находки, неординарные идеи и удивительные факты, технические изобретения и новации в медицине – все самые современные достижения человеческого разума и все еще нераскрытые тайны планеты можно найти на страницах DISCOVERY.
Главная цель журнала скрыта в его названии – предоставление, обсуждение, обмен захватывающей и неожиданной информацией, которая лежит в основе любого Открытия. Желание собрать под обложкой DISCOVERY все увлекательное и интригующее, полезное и ценное, что происходит как в окружающем мире, так и во внутренней реальности отдельного человека.
Потенциальные читатели - это представители среднего класса, люди с активной жизненной позицией и стабильным финансовым положением, ориентированные на приобретение знаний в самых разных областях науки и культуры, предпочитающие массовым турам индивидуальные путешествия, готовые исследовать неоткрытые уголки земного шара и Вселенной.
Постоянные рубрики журнала: ТЕМА НОМЕРА, ОСОБОЕ МНЕНИЕ, В МИРЕ НАУКИ, ЭЗОТЕРИКА, ТАЙНЫ ВЕКА, ЧУДО СВЕТА, ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, РЕПОРТАЖ, РОССИЯ, DISCOVERY ФОТО, ИСКУССТВО, ИСТОРИЯ, ЗДОРОВЬЕ, СПОРТ, ФАУНА и др.
§2. Анализ материалов выдержанных в жанре путевого очерка
В научно-популярном журнале «Discovery» путевые очерки занимают одну из главенствующих позиций. Они представлены несколькими рубриками:
- Народы мира
- Планета Земля
- Открытый мир
- Россия
- Кулинарное путешествие
За время работы нами было проанализировано 15 материалов:
№10 (34)
1) Франк Вожель (перевод Ирины Сегюр) – «29 правил жизни»
2) Саша Дванова – «Разноцветная Франция»
3) Никита Кривцов, Наталья Панфёрова – «Особое время года»
4) Дмитрий Казёнов – «Фармоза –значит «Прекрасная»
5) Андрей Нечаев – «Странное место Камчатка»
№11 (35)
6) Игорь Стомахин – «Чудеса Малайзии»
7) Андрей Матусовский – «Так повелел Кагаапа»
8) Дмитрий Терновский – «Малый Тибет»
9) Алексей Кукаевский – «Изумрудное наследие»
№12 (36)
10) Маша Дувидзон, Наталья Якубова – «Ритмы Карибского моря»
11) Андрей Нечаев, Валерий Фатиков, Георгий Киселёв – «Дети Камчатки»
№2 (38)
12) Влада Огнева – «Потомки
дракона и ветра»
13) Игорь Стомахин – «Настоящая
Африка»
14) Ульяна Никитина –
«Молчание камней»
15) Мария Резанцева –«Выдержанный вкус Хайленда»
Рассмотрим подробнее четыре путевых очерка одной из постоянных рубрик «Планета Земля»:
1) Саша Дванова – «Разноцветная Франция»
Предмет: путешествие во Францию
Цель: рассказ о путешествии - описание культуры, архитектуры, истории, традиций, природы страны
Композиция: сменяющие одна другую картины, описание пейзажа, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления, исторические факты
Масштаб охвата действительности: вся территория Франции (от столицы к провинциям), 2011 год
Способ познания действительности: эмпирический, в частности, наблюдение
Стиль речи, язык: художественно-публицистический стиль, лексика общеупотребительная
Информация о работе Особенности путевого очерка (на примере научно-популярного журнала «Discovery»)