СМИ Германии: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:07, реферат

Краткое описание

Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.

Вложенные файлы: 1 файл

СМИ Германи - копия.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

СМИ Германии: история и современность

 

Введение

 

Как известно, Германия – страна, где Иоганом Гутенбергом в 15 веке было изобретено книгопечатание. Это дало толчок дальнейшем установлению и развитию журналистики в Европе. С момента первого печатного издания прошло более 500 лет, и сегодня в современной Германии, согласно статистическим данным, продается почти 25 миллионов экземпляров ежедневных газет. Германия занимает 4-е место в мире по числу газет на тысячу жителей – после Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает 74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38 миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров. Таким образом, можно смело сказать, что жители современной Германии хорошо обеспечены средствами массовой информации. 

Однако  статистика мало о чем говорит, важнее другое. Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти  полмиллиона работников и имеющий  годовой оборот в 70 млрд. марок? В  данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных  СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Печатные СМИ Германии

 

На германском рынке ежедневных газет по традиции доминируют региональные и местные  подписные газеты, издаваемые частными издательствами. Если до 1933 года и после 1945 года непосредственными издателями газет были также политические партии, то в последующие десятилетия, в силу экономических причин, они продали свои газеты. Лишь одна холдинговая компания Социал-демократической партии Германии (СДПГ) имеет еще доли в некоторых издательствах. Газеты, распространяемые почти исключительно по подписке, предлагают читателям объективный обзор важнейших событий в области внутренней и международной политики, экономики, культуры и спорта. Однако их самая сильная сторона заключается в том, что они освещают события, происходящие в регионе распространения газеты, например, в крупном городе и примыкающих к нему населенных пунктах. Поскольку связь читателей с газетой особенно хорошо поддерживается за счет материалов о локальных событиях, все газеты уделяют большое внимание разделу местной жизни. Таким образом, газеты поддерживают также рынок местной коммерческой рекламы, доля которого в общем обороте рекламы составляет более 40 процентов. Даже самая крупная по тиражу германская ежедневная газета «Бильд», которая продается в розницу и распространяется по всей Германии, имеет 35 различных изданий, отличающихся друг от друга разделами местной жизни и рекламными объявлениями.

 

1.1  Подписные газеты

Региональная  пресса. В 1997 году на германском газетном рынке насчитывалось 1582 ежедневных газеты, которые отличались друг от друга содержанием определенных разделов, прежде всего, разделом местной  жизни. Однако столь раздробленная  ежедневная пресса не могла бы иметь  прочной экономической базы. Поэтому  не удивительно, что только 371 издательство создает финансовую, а также в  целом и техническую базу для  выхода в свет такого множества газет. При этом все эти издательства имеют лишь 135 полновесных редакций.

Экономически  самостоятельные издательства либо сообща финансируют какую-то одну редакцию, либо, что является обычным делом, издательство перенимает у другой газеты так называемую «обойму» (по меньшей  мере, это полосы с политическими  материалами) и наполняет её региональными  и местными материалами, а также  рекламными объявлениями, подготовленными  данным издательством. Вот почему говорят, что существуют 135 «публицистических  единиц», поставляющих актуальные и  универсальные новости и комментарии  для газет, выходящих в основном в будние дни.

Такая концентрация политической информации, без которой  в деле формирования общественного  мнения по-прежнему не обойтись, имела  место не всегда. 40 с лишним лет  тому назад только в западных федеральных  землях было на 90 «публицистических  единиц» больше. В 60-х годах их число сократилось почти на 50 процентов, хотя число газетных изданий, несмотря на процессы концентрации, осталось почти таким же, как и 40 лет  тому назад.

После краха  ГДР западногерманские издательства основали на её территории массу новых  газет. Кроме того, для новых федеральных  земель выпускались специальные  издания западногерманских газет. Уже через год начался процесс  концентрации, жертвой которого пали сначала в основном надрегиональные  газеты, издававшиеся партиями ГДР  и массовыми организациями, а  затем и почти все новые  издания. Этот процесс концентрации, обусловленный в основном экономическими причинами, привел к появлению таких  издательств и издательских групп, которые в регионах распространения  своей продукции занимали порой  монопольное положение. Из-за того, что регионы распространения  печатной продукции между издательствами поделены, примерно 40 процентов германских граждан не имеют возможности  выбирать между несколькими местными газетами. В 30 из 84 городов также  выходит только одна подписная газета с разделом местной жизни. Даже там, где существует более сильная  конкуренция между местными и  региональными газетами, соответствующие  издательства часто связаны между  собой финансовыми узами. 79 из 135 «публицистических единиц» имеют  тираж более 100.000 экземпляров. На эту  группу газет приходится примерно 90 процентов совокупного ежедневного  тиража. Эти газеты сосредоточили  также в своих руках основную часть оборота рекламных объявлений для ежедневной прессы. В 1997 году стоимость такого оборота составляла примерно 10,9 миллиарда марок при общем обороте рекламы в СМИ примерно в 38,7 миллиарда. Ежедневная газета – всё ещё самый крупный распространитель рекламы и по обороту в этой области намного опережает телевидение и радио, чьи доходы от рекламы составляют 8,72 миллиарда марок. Однако газеты в значительной мере зависят от конъюнктуры рынка: ведь две трети доходов они получают от рекламы и только одну треть – от продажи.

Надрегиональная пресса. Кроме бульварной газеты «Бильд»  по всей Федеративной Республике распространяются лишь такие газеты, как «Франкфуртер альгемайне», «Вельт» и «Тагесцайтунг». Газеты «Зюддойче цайтунг» и «Франкфуртер рундшау» также имеют специальные  выпуски, предназначенные для всей страны, однако их тираж по сравнению  с тем, что они сбывают в  своем регионе, весьма незначителен. В 1997 г. серьезная пресса, распространяемая в масштабах всей страны или нескольких регионов, имела тираж менее 1 миллиона экземпляров, однако ее читатели –  преимущественно представители  тех слоев населения, которые  влияют на формирование общественного  мнения, т.е. политики, общественные деятели, бизнесмены. Наряду с вышеуказанными газетами высокую репутацию, в силу качественного освещения событий  и глубоких комментариев, имеют и  некоторые региональные газеты. К  ним относятся «Штутгарте цайтунг», «Тагесшпигель» (Берлин), «Кёльнер штадт-анцайгер», «Берлине цайтунг», «Ханноверше альгемайне цайтунг» и некоторые другие.

 

1.2  Тираж и сферы распространения

Наряду с  подписными газетами, часть которых  имеет богатые традиции (издательская биография 15 газет берет начало еще  в 18-м веке) и тираж которых  составляет 76 процентов совокупного  тиража германской ежедневной прессы, в стране существует рынок розничных  газет, на долю которых приходится 24 процента совокупного тиража. Лидером является газета «Бильд» с тиражом 4,412 миллионов экземпляров. К другим важным газетам, продающимся в розницу, следует отнести «Экспресс», распространяемую в регионе Дюссельдорфа, Кёльна и Бонна, «БЦ» и «Берлине курир» в Берлине, а также «Абендцайтунг» в Мюнхене. В 1997 г. совокупный тираж германской ежедневной прессы составил около 24, 6 миллиона экземпляров, с момента объединения Германии в 1990 г. он сократился примерно на 5,3 миллиона. Падение тиража произошло преимущественно за счет партийных газет бывшей ГДР и газет, продающихся в розницу. Дело в том, что характерные для них темы сегодня намного более ярко подаются частным телевидением. Ухудшение экономической ситуации в целом, влекущее за собой падение доходов населения, и высокий уровень безработицы сказываются и на сбыте подписных газет.

Вместе с  тиражом сократилась и сфера  распространения газет, другими  словами, доля населения, читающего  ту или иную газету. Озабоченность  редакций газет вызывает, прежде всего, уменьшение числа молодых читателей  в возрасте от 14 до 19 лет. Редакции и  издательства активно пытаются вновь  увеличить круг молодых читателей  или, по меньшей мере, сохранить его  на нынешнем уровне, публикуя для них  специальные полосы, уделяя внимание молодежной тематике и более современному оформлению газет.

 

1.3  Альтернативные участники рынка печати

Наряду с  рынком ежедневных газет с их универсальным  набором информации сформировался  и почти необозримый рынок  местных еженедельных, альтернативных, информационно-рекламных газет. Эти  периодические издания частично восполняют пробелы, возникшие в  германской ежедневной прессы в результате процесса концентрации. С экономической  точки зрения интерес представляют, прежде всего, свыше 1.300 бесплатно распространяемых информационно-рекламных газет общим  тиражом 84 миллиона экземпляров. К 2000 году их рекламный оборот достигал 3,28 миллиарда  марок. Многие из них принадлежат  издательствам, выпускающим и ежедневные газеты.

Если раньше на рынке воскресных газет доминировали лишь два печатных органа издательства «Аксель Шпрингер-ферлаг» – «Бильд ам зонтаг» с тиражом 2,67 миллиона экземпляров и «Вельт ам зонтаг»  с тиражом 435 тысяч экземпляров, то за последние годы и другие издатели ежедневных газет стали выпускать  семь номеров в неделю или делать специальный воскресный номер. Так, в частности, в Штутгарте выходит  «Зонтаг актуэль», воскресное издание  нескольких ежедневных газет (тираж  – около 910 тысяч экземпляров), в  Касселе – «ХНА-зонтагсцайт» (тираж  – около 190 тысяч экземпляров) как  воскресное приложение к газете «Хессиш-нидерзексише альгемайне», а в Бремене –  «Курир ам зонтаг» тиражом около 200 тысяч экземпляров.

Преимущественно в конце недели выходят газеты, которые называют еженедельными  и которые активно прилагают  усилия к тому, чтобы давать аналитический  обзор событий в политической, экономической и духовной жизни. При этом их направленность может  быть партийно-политической, как у  газеты ХСС «Байернкурир» и мировоззренческой, как у «Рейнишер меркур». Эти  газеты играют важную роль в формировании общественного мнения. Прежде всего, это относится к либеральной  газете «Цайт» и к газете «Дойчес  альгемайне зонтагсблат», занимающей либерально-протестантские позиции.

 

1.4  Журналы

Среди почти  безбрежного моря германских журналов, насчитывающих около 20 тысяч наименований, есть группа журнальных изданий, выделяющихся высокими тиражами и публицистическим резонансом. Это развлекательные  журналы для «широкой публики», насчитывающие  примерно 750 наименований и имеющие  разовый тираж свыше 127 миллионов  экземпляров. По обороту рекламы  печатных СМИ (около 3,5 миллиарда марок) они занимают второе место. Это иллюстрированные   журналы «Штерн» и «Бунте», журналы  с радио- и телепрограммами, специфические  журналы для женщин, мужчин, молодежи, обладателей какого-либо хобби, журналы, посвященные теме досуга и спорта. За последние годы тираж иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную роль в плане сбыта  и доходов от рекламы играет здесь  конкуренция со стороны телевидения. В то же время, в силу постоянно  растущего числа телеканалов  расширяется рынок журналов-программ ТВ, насчитывающих 15 наименований и  имеющих совокупный тираж 20,3 миллиона экземпляров. 46 процентов рынка приходится здесь на долю издательства «Генрих  Бауэр-ферлаг». Если приплюсовать сюда программы ТВ, являющиеся приложениями к ежедневным газетам, то общий тираж  таких журналов увеличится еще на 18 миллионов экземпляров. Показательно, что среди 10 журналов с наибольшим тиражом 8 – это программы ТВ.

Высокие тиражи имеют порой печатные органы различных  организаций и союзов. Примерно треть  всех германских журналов связаны с  каким-либо объединением или представляют интересы какого-либо союза. К ним  относится самый крупный по тиражу в Германии журнал «АДАЦ-моторвельт» (около 12,6 миллиона экземпляров), который  издается Всеобщим германским автомобильным  клубом. Группа специализированных журналов, в которую входят научные периодические  издания, насчитывает около 3.000 наименований, однако их тираж невысок. Часть из них десятилетиями выходит в  одних и тех же издательствах  и пользуется большим авторитетом  во всем мире. Чрезвычайно быстро в  последние годы росли число и  тиражи компьютерных журналов. К 2000 году их совокупный тираж превысил 6,5 миллиона экземпляров.

Тип «информационно-политического  журнала» до 1993 года представлял в  единственном лице леволиберальный  еженедельник «Шпигель». Благодаря  своим критическим материалам и  разоблачениям злоупотреблений  политической властью он как никакой  другой печатный орган тесно связан с историей Федеративной Республики Германия. Теперь у него есть конкурент  в лице журнала «Фокус», который  предлагает информацию и аналитические  материалы в целом в консервативном духе. Для издательского дома «Бурда»  этот журнал – один из самых ярких  примеров публицистического и экономического успеха за всю послевоенную историю  печати.

 

1.5  Издательские дома и концерны Германии

Самым известным  человеком среди германских газетных издателей за послевоенные годы, несомненно, был Аксель Шпрингер, причем не только благодаря тому, что в его издательстве выходила газета «Бильд», самая крупная  по тиражу в Европе.Для некоторых  интеллектуалов он был олицетворением отрицательного образа «газетного магната», проводившего национально-консервативную и ярую антикоммунистическую издательскую политику. Благодаря профессиональному  чутью и умелому использованию  капитала ему удалось завоевать  ведущие позиции на рынке ежедневных и воскресных газет, а также развлекательных  журналов. К 1998 году на долю печатной продукции  концерна Шпрингера приходилось  почти 23,8 процента совокупного тиража германской ежедневной прессы. Еще при жизни Шпрингера издательство было преобразовано в акционерное общество, которое и сегодня контролируется его наследниками. За последние годы Лео Кирху, самому влиятельному германскому предпринимателю в сфере продажи художественных фильмов и телепрограмм и совладельцу ряда частных телекомпаний, удалось сосредоточить в своих руках 40 процентов акционерного капитала концерна Шпрингера. После смерти Акселя Шпрингера концерн продолжал действовать, прежде всего, на рынке ежедневных газет. Кроме того, он является совладельцем ряда газетных издательств на севере Германии, в Берлине и в новых федеральных землях. Концерн участвует также в деятельности частных радио- и телекомпаний и все больше расширяет свое присутствие на европейском рынке, прежде всего в Испании и Австрии. Он стал первым германским издательством, создавшим совместное предприятие в Венгрии. Концерн представлен в Польше. Вместе со швейцарской фирмой «Швайцер рингир АГ» он издает в Словакии и Чехии 21 газету и журнал. В 1998 году общий оборот концерна, насчитывающего 12 тысяч работников, составил почти 4,6 миллиарда марок.

Информация о работе СМИ Германии: история и современность