Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:07, реферат
Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.
Одиннадцать
германских университетов – в
Аугсбурге, Берлине, Бохуме, Дрездене,
Эрлангене/Нюрнберге, Геттингене, Хоэнхайме,
Лейпциге, Майнце, Мюнхене и Мюнстере
– предлагают специальный курс обучения
в области публицистики и теории
коммуникации, который, однако, в сочетании
с другими специальностями
Радио- и телекомпании, которые, как правило, перенимают молодые кадры у газет и журналов, имеют два учебных заведения для подготовки и повышения квалификации кадров: Техническую школу радио- и телевещания в Нюрнберге и Центр повышения квалификации творческих работников в Висбадене и Ганновере. Кроме того, некоторые начинающие тележурналисты обучаются в Высшей школе телевидения и кино в Мюнхене.
Мероприятия с целью профессиональной подготовки и повышения квалификации журналистов проводят также союзы журналистов и издателей, фонды политических партий, Федеральный центр политического просвещения, религиозные общины и многие другие организации. Один лишь Федеральный союз германских газетных издателей ежегодно предлагает 16 базовых семинаров и 8 семинаров с целью повышения квалификации.
Глава IV . Правовые основы деятельности СМИ в Германии
Правовое регулирование деятельности СМИ в Германии осуществляется на основе Конституции; решений Федерального Конституционного Суда и конституционных судов земель; норм международного права; законов федеральных земель о печати и телерадиовещании; межземельных государственных договоров по правовым основам деятельности электронных СМИ.
4.1 Законодательное регулирование деятельности СМИ Германии
Конституционную
основу системы правового
«Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение, будь то устно, письменно или визуально, и беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода распространения информации посредством радио и кино. Цензура не осуществляется».
Эти права ограничиваются предписаниями общих законов, законодательными мерами защиты молодежи и правом личности на защиту своего достоинства.
Тем самым, на
конституционно-правовом уровне в германском
праве закреплена общепризнанная модель
правового регулирования
Главным гарантом
основных прав граждан, закрепленных в
Конституции Германии, является Федеральный
Конституционный Суд (далее –
ФКС), имеющий полномочие объявлять
недействующими любые законы, входящие
в противоречие с этими правами.
За время своего существования ФКС
рассмотрел более сотни дел, относящихся
к свободе печати, свободе массовой
информации, возбужденных по ходатайствам
как граждан Германии, так и
непосредственно
Собственно законодательное регулирование деятельности СМИ в Германии, согласно конституционно закрепленному распределению компетенций, по преимуществу, прерогатива парламентов (ландтагов) земель. Хотя в Конституции Германии существует оговорка, что федерация может принимать определенные рамочные предписания, касающиеся деятельности прессы, но фактически федеральные органы государственной власти Германии еще ни разу этой возможностью не воспользовались.
Вместе с тем, ландтаги всех 16-ти земель Германии в разное время (с 1949 г. по 1993 г.) приняли специальные законы о прессе – Pressegesetze. Отличаясь друг от друга весьма незначительно, они включают в себя около тридцати статей, регламентирующих различные аспекты свободного, но ответственного режима деятельности печатных СМИ на территории Германии.
Что касается электронных СМИ, то следует не забывать то обстоятельство, что именно федеральные земли обладают компетенцией в вопросах организации работы радио и телевидения.
Основной
правовой базой деятельности
телерадиокомпаний в Германии (включая
и частные) является
В этом же ряду следует учитывать и наличие в Германии специального Закона о распространении печатных изданий, опасных для детей и подростков (молодежи), а также Закона о защите молодежи в общественных местах.
4.2 Контролирующие инстанции
Соблюдение требований действующего законодательства, иных нормативно-правовых установлений регулирующих деятельность СМИ в Германии, осуществляется на основе двух основных принципов:
- специализации контрольной деятельности;
- разумного
сочетания регулирования и
Специализация контрольной деятельности выражается, прежде всего, в наличии разделённого контроля над печатными СМИ и электронными СМИ.
Основной структурой, осуществляющей контролирующее воздействие на печатные СМИ в Германии, является немецкий Совет по прессе – Presserat. Он был образован еще в 1956 г. как структура самоконтроля деятельности прессы по образцу английского General Council of the Press. В 1985 году Presserat подвергся коренной структурной реорганизации, в результате которой потерял права «зарегистрированного объединения», но освободился от решения организационных вопросов своей деятельности.
«Новый» Совет по прессе образца 1985 г. учредили 4 организации: Союз издателей газет, Союз издателей журналов, немецкий союз журналистов (с 1951 года действует как профсоюз журналистов) и профсоюз работников масс-медиа и культуры – IG-Medien. Каждая из этих организаций выделяет по два представителя в головной Совет, которые выбирают собственно Совет по прессе, состоящий из 10 журналистов и 10 издателей.
Срок их компетенции – два года. Статус этой работы – общественный. У совета по прессе две основные задачи: защищать свободу прессы от внешних опасностей, а также критически относиться к собственным ошибкам и принимать меры по их исправлению. Практическим решением второй задачи занимается специальная структура Совета, называемая Комитетом по жалобам. В нем 10 членов: 5 журналистов и 5 издателей. Функционирует с 1973 года. Комитетом за время существования было рассмотрено более 400 тысяч обращений.
Основным
средством воздействия к
Немецкие журналисты могут сопроводить публикацию текста такого решения своим, чаще всего «оправдательным» комментарием, но без уничижительных оценок самого Совета по прессе.
В 1996 году Совет
по прессе принял новую редакцию, существующих
с 1973 года под названием «
Контролирующее
воздействие в электронных СМИ,
в свою очередь, разделяется на контроль
над теле- и радио- продукцией общественно-правового
телевидения и радио и контроль
над деятельностью частного телерадиовещания.
В первом случае контроль «встроен»
в структуру управления общественно-правовой
телерадиокомпании: Совет – правление
– интендант (администратор). Основную
контролирующую функцию при этом
несет именно Совет телерадиокомпании.
Члены Совета должны представлять интересы
общества и от его имени направлять
информационную политику данной общественно-правовой
телерадиокомпании. Члены Совета либо
избираются земельными парламентами,
либо прямо назначаются различными
партиями, религиозными общинами, общественными
и культурными организациями. Контроль
над частным телерадиовещанием
осуществляется специализированными
земельными ведомствами, являющимися
для частных компаний одновременно
и лицензирующими, и контролирующими
органами. Предмет контроля – соблюдение
частными телерадиокомпаниями условий
лицензий и требований законов. Таких
структур в Германии – 15, по числу
земель, с учетом того, что в Берлине
и в земле Бранденбург
Различия
в правовой базе и организации
деятельности всех 15 земельных ведомств
по радио и телевидению хотя и
существуют, но весьма несущественные.
Основными направлениями
- условия
получения и демонстрации
- выполнение требований по защите молодежи;
- выполнение
частными телерадиокомпаниями
Все
эти ведомства по немецкому
законодательству представляют
собой так называемые компании
публичного права, обладающие
широкими правами на
Вторую модель,
можно назвать
Собственно государственный контроль деятельности земельных ведомств по радио и телевидению ограничен чисто правовыми вопросами, какие-либо государственные воздействия, влияющие на содержание конкретных решений этих ведомств по вопросам их компетенции, исключены. Независимости этих ведомств от государственных органов способствует и система их финансирования. Это твердый процент (2%) от суммы ежегодной абонентской платы, которую платят все физические и юридические лица в Германии за пользование теле- и радио- приемниками. Тем самым ведомства, контролирующие частные телерадиокомпании, финансово не зависят ни от них, ни от государственных ассигнований.
Средства
воздействия к нарушителям
Закон
о радио и телевидении земли
Гамбург предусматривает
С учетом того
обстоятельства, что теле- и радио-
эфир практически не признает ни государственных,
ни внутрифедеральных границ, интересен
опыт объединения и координации
усилий всех 15 земельных ведомств Германии
по радио и телевидению. Формой такого
объединения и координации
Также представляет
интерес такая форма
Таким образом,
контрольная деятельность в сфере
электронных СМИ Германии строится
на разумном балансе регулирующих (внешнее
воздействие) и саморегулирующих (элементы
самоконтроля) начал. Как в случае
контроля над деятельностью