СМИ Германии: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:07, реферат

Краткое описание

Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.

Вложенные файлы: 1 файл

СМИ Германи - копия.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

В то время  как публично-правовые компании в  основном существуют на отчисления за пользование радиоприемниками и  телевизорами, частные станции финансируются  за счет продажи рекламного времени. В 1997 году частные станции получили в виде доходов от рекламы 6 822 миллиардов марок.

К 1998 году немецкие частные телерадиокомпании транслировали  в целом 182 радиопрограммы, из них 12 на всю страну, 135 – только в определенных населенных пунктах или регионах. Кроме того, германские оференты транслировали  наземным путем, через спутник или  по кабелю 16 телепрограмм, из них 6 полновесных  и 10 специализированных. Они принимались  на территории всей страны. Наряду с  этим, в 10 городах или соответственно регионах существует так называемое местное телевидение. Надо отметить, что лишь 4 телеканала, транслирующих  передачи на всю страну, (два из них  – музыкальные) достаточно прибыльны. Тем не менее, отмечен большой  интерес к созданию частных радио- и телекомпаний.

Интерес иностранных  фирм к финансовому участию в  германских частных телекомпаниях  постоянно растет, так как с  экономической точки зрения германский телевизионный рынок представляет в Европе наибольший интерес. Совладельцами  германских телекомпаний, транслирующих  передачи на всю страну, являются, в  частности, американские фирмы «Тайм  Уорнер интернэшнл» и «Дисней  телевижн», люксембургская CLT, а также  «Мэрдок ньюз интернэшнл» и французская  «Каналь плюс». В свою очередь  германский концерн «Бертельсман»  и группа Кирха являются совладельцами  зарубежных радио- и телекомпаний.

Согласно  государственному договору 1987 года, между  федеральными землями рекламное  время в частных радио- и телекомпаниях  не должно превышать 20 процентов ежедневного эфирного времени. Этим же договором определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от публично-правовых компаний, частные телерадиокомпании могут давать рекламу и после 20.00, а также по воскресеньям и праздничным дням.

 

2.3  Борьба между публично-правовым и частным телерадиовещанием за аудиторию

По сравнению  с публично-правовыми компаниями частные фирмы добились более  высоких зрительских квот среди  молодежной аудитории, к которой  рекламодатели проявляют особый интерес. Борьба за зрителей ведется, прежде всего, в таких областях, как спорт, художественные фильмы, сериалы, ток-шоу. Публично-правовые телеканалы находятся  пока на недосягаемой высоте в сфере  информационных передач.

В области  спорта публично-правовые и частные  компании борются, прежде всего, за право  на показ футбольных матчей, теннисных  турниров и Олимпийских игр. Так, группа Кирха и CLT/Ufa учредили совместное агентство для приобретения и  сбыта прав на показ спортивных состязаний. Так же поступили и публично-правовые телерадиокомпании. Агентство, контролируемое Кирхом, обладает правом на показ матчей чемпионата мира по футболу 2002 года и 2006 года во всем мире (стоимость – 3,4 миллиарда  марок), правом на показ соревнований в рамках «Формулы-1», важных теннисных  турниров и футбольных матчей бундеслиги (стоимость – 180 миллионов марок за сезон).

Право на показ  Олимпийских игр АРД и ЦДФ  получили через European Broadcasting Union, который  приобрел право на их показ в Европе у Международного олимпийского комитета за 1,442 миллиарда долларов. Кроме  того, за 720 миллионов марок АРД  и ЦДФ приобрели у Германского  футбольного союза право на трансляцию матчей германской сборной, проходящих в Германии, и ряд других прав вплоть до 2004 года.

В 1997 году из 20 наиболее популярных телепередач 12 были футбольными матчами. В 1998 году АРД  добилась наивысшей зрительской  квоты только потому, что в прямом эфире показывала матчи чемпионата мира по футболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Информационные агентства и работа с общественностью. Профессия журналиста в Германии

 

Немецкие  журналисты врядли могут пожаловаться на нехватку информации. Скорее, наоборот, они будут сетовать по поводу «информационной  лавины». Государственные учреждения, партии, союзы, различные группы по интересам – все стремятся  выйти на общественность, распространяют различные сообщения и информационные бюллетени, приглашают на пресс-конференции  и беседы с журналистами. Однако непрекращающийся поток информации обеспечивают в первую очередь информационные агентства.

 

3.1  Информационные  агентства

В Германии пять информационных агентств предлагают универсальный набор информации о событиях в стране на немецком языке: «Дойче прессе-агентур» (ДПА), «Альгемайнер дойчер нахрихтендинст» (АДН), «Ассошиэйтед пресс» (АП), агентство «Франс пресс» (АФП) и «Рейтер». Информацию на немецком языке распространяет и агентство  для развивающихся стран «Интерпресс  сервис» (ИПС). Ведущие позиции в  условиях жесткой конкуренции занимает агентство ДПА, имеющее правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Его совладельцами являются различные  германские газетно-журнальные издательства, радио- и телекомпании. Для того, чтобы отдельные компаньоны не могли  оказывать на него сильное экономическое  давление, каждому газетно-журнальному  издательству разрешено иметь не более 1,5 процентов, а радио- и телекомпаниям  в целом до 25 процентов основного  капитала. Государство не может участвовать  в капитале агентства. Все решения  относительно публицистической и экономической  деятельности ДПА принимают только его совладельцы. Агентство снабжает информацией почти все германские ежедневные газеты. Наряду с множеством получателей информации вне рамок  СМИ, ДПА имеет свыше 500 клиентов среди СМИ в Германии и более 750 – за её пределами, в том числе  свыше 60-ти информационных агентств.

По своему потенциалу ДПА намного опережает  своего германского конкурента - АДН. Последнее было государственным  информационным агентством бывшей ГДР. Сейчас оно приватизировано. АДН  приобрело частное лицо, владевшее  информационным агентством ДДП («Дойчер  депешен динст»). С 1 января 1999 года АДН  принадлежит телекомпании «Про зибен», предприятию группы Кирха.

 

3.2  Специализированные агентства и пресс-службы

Универсальные информационные агентства, с теоретически безграничным спектром тем, поставляют лишь часть информации, непрерывным  потоком стекающейся в СМИ. Другая часть поступает от специализированных агентств. К ним относятся «Католише  нахрихтенагентур» (КНА), ориентированное  на две крупные христианские конфессии  и находящееся в собственности  церковных учреждений, католической прессы и ряда частных лиц, и «Евангелише  прессединст» (ЕПД), учредителями которого являются евангелические земельные  епархии. Эти агентства снабжают информацией не только церковную  прессу, но и многие редакции ежедневных и еженедельных газет, радио и  телевидения. На примере агентства  экономической информации «Ферайнигте  виртшафтсдинсте» (ФВД) видно, что актуальная информация важна не только для СМИ. Среди 7 тысяч клиентов ФВД доля газет, журналов, радио и телевидения  составляет около 10 процентов. Остальные  клиенты – это союзы предпринимателей, банки, организации и предприятия. Основной капитал агентства распределен  равными долями между издательствами «Франкфурте альгемайне», «Хандельсблат» и «Доу-Джонс компани», принадлежащей  США.

Благодаря наличию  различных информационных служб, корпунктов, фотослужб, частично независимых, частично принадлежащих партиям, союзам, политическим, экономическим, религиозным и культурным организациям, СМИ всегда имеют возможность  заполнить материалами последнюю  колонку или последнюю минуту эфирного времени. Пожалуй, нет такой  темы, на которую эти службы не могли  бы предоставить, зачастую бесплатно, специальную или аналитическую  информацию и даже готовый материал.

Если журналист  работает в Бонне или Берлине  в качестве корреспондента германских либо зарубежных СМИ, то он, как правило, является членом объединения «Федеральная пресс-конференция» (ФПК). В начале 1999 года членами ФПК были 793 журналиста. Три раза в неделю ФПК проводит пресс-конференции, на которых официальный  представитель федерального правительства, представители различных федеральных  министерств рассказывают германским и иностранным корреспондентам  о заседаниях кабинета, решениях федерального правительства и отвечают на вопросы  журналистов. Каждый раз пресс-конференцию  ведет член правления ФПК, даже если в гостях у журналистов находятся  федеральный канцлер, министр или  какой-либо другой политик. Примерно 50 германских ежедневных газет имеют  в столице собственные корпункты, радио- и телекомпании располагают  здесь студиями, технически оборудованными для передачи радио- и телематериалов в редакции или для прямой трансляции. Освещение заседаний Германского  Бундестага по радио или телевидению  возможно в любое время. Этим постоянно  пользуются публично-правовые радио- и  телекомпании во время важных дебатов.

В Германии примерно 280 иностранных корреспондентов  объединились в Союз иностранной  прессы (СИП), члены которого могут  присутствовать и задавать вопросы  на пресс-конференциях, организуемых ФПК. Иностранные корреспонденты работают на информационные агентства, газеты, журналы, радио- и телекомпании. В  центральных редакциях немецкоязычных служб агентств АФП, АП и Рейтер работают группы редакторов, поставляющих информацию исключительно для штаб-квартир в Париже, Нью-Йорке и Лондоне.

 

3.3  Работа с общественностью на государственном уровне

В условиях демократического общественного строя  информация и формирование политической воли неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы донести информацию до граждан, германское правительство  нуждается, как правило, в посредничестве СМИ. Ключевую роль в информировании общественности о правительственной политике играет официальный представитель федерального правительства, который одновременно является руководителем Ведомства печати и информации федерального правительства (БПА). Перед этим ведомством, насчитывающим примерно 660 сотрудников и имеющим годовой бюджет в 258 миллионов марок, стоят две задачи: первая – информировать правительство Германии обо всем, что достойно внимания на мировом рынке новостей, вторая – от имени федерального правительства заниматься информационной деятельностью и работой с общественностью в стране и за рубежом.

Выполняя  первую задачу, управление новостей БПА  анализирует информацию 24-х информационных агентств, более 100 радиопрограмм и 25-ти телепрограмм на немецком языке  и на 22-х иностранных языках. Кроме  того, просматриваются основные германские и иностранные периодические  издания. При этом речь идет не только о сборе новых данных в области  международной политики, но и о  наблюдении за тем, как выглядит Германия в глазах иностранных СМИ.

Содействовать повышению авторитета Германии на международной  арене – задача управления БПА по работе за рубежом. На эти цели в 1998 году ему было выделено около 60 миллионов марок. На первом плане стоит предоставление информации и обслуживание иностранных журналистов, работающих в Германии, так как они оказывают большое влияние на формирование общественного мнения о Германии в своих странах. Работа с общественностью за рубежом согласовывается с германским министерством иностранных дел и с обществом Интер Национес, которое действует в сфере внешней культурной политики и политической работы с общественностью, а также с германскими представительствами в других странах. PR включает в себя публикацию печатных материалов, иногда на более чем 30 языках, производство и распространение периодических печатных изданий, а также кино- и телематериалов. Интересные аудиовизуальные материалы о германской политике и жизни в Германии дает распространяемый на 12 языках видеожурнал «Дойчландшпигель», демонстрируемый зарубежным любителям кино и телевидения.

 

3.4  Профессия  журналиста

В Германии нет устоявшейся характеристики профессии журналист, как нет  и предписанных способов обучения ей. Такая свобода гарантируется  статьей 5 Основного закона. Многие журналисты всё ещё говорят о  ней как о профессии для  одаренных, однако действительность выглядит по-другому. Без основательных профессиональных или специальных знаний, приобретенных, как правило, в результате учебы  в вузе, лишь немногие могут стать  журналистами. Однако не все, кто занимается журналистикой, являются штатными сотрудниками какой-либо газеты, журнала или телерадиокомпании. Здесь много внештатных сотрудников, не имеющих прочных трудовых отношений  с работодателем. По некоторым оценкам, это примерно одна треть всех работающих в сфере журналистики.

Различные формы  профессионального обучения и повышения квалификации. Самый распространенный путь, ведущий в журналистику, особенно в печатные СМИ – это длительная стажировка в редакции, то есть обучение на рабочем месте. Основные принципы стажировки в редакциях германских газет гарантируют примерно одинаковый уровень профессионального обучения. Ежедневные газеты, журналы, информационные агентства, публично-правовые и частные телерадиокомпании выделяют ежегодно около 3 тысяч стажерских мест. Примерно 60 процентов журналистов, начинающих карьеру в ежедневных газетах, имеют высшее образование. Стажировка длится два года. Для тех, кто имеет высшее или специальное образование, этот срок может быть сокращен. Во время стажировки будущие журналисты от 4 до 6 недель проводят вне редакционных стен. Имеются в виду такие учебные заведения, как Академия публицистики в Гамбурге, Германский институт публицистической деятельности или Академия баварской прессы в Мюнхене.

Десять учебных  заведений по подготовке журналистов  называют себя «школами», шесть из них  финансируются мощными газетно-журнальными  издательствами. В Мюнхенской школе  журналистов ежегодно обучаются  примерно 45 человек, 30 из которых одновременно изучают теорию коммуникации в Мюнхенском университете. Примерно столько же начинающих журналистов посещают Школу  журналистики издательства «Аксель  Шпрингер-ферлаг» в Берлине. 20 человек  ежегодно принимает на обучение Школа  имени Генри Наннена в Гамбурге, которую совместно финансируют  издательство «Грунер + Яр» и еженедельник «Цайт». Газетно-журнальные издательства финансируют также Школу имени  Георга Хольцбринка в Дюссельдорфе, где готовят журналистов, специализирующихся на экономике, а также Школу журналистики концерна «Бурда» в Мюнхене. Там  же находится Институт содействия в  подготовке молодых журналистских  кадров. В Берлине расположены  Берлинская школа журналистики и  Евангелическая школа журналистики, в Эссене – Рурская. Для работы на телевидении журналистов готовит  Баварская академия телевещания  в Мюнхене.

Информация о работе СМИ Германии: история и современность