Современная система СМИ в Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕЕНИЕ ТЕРИЯ УРНАИСТИКИ КУРСВАЯ сулейманова 2.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

В России практически действует  одна система спутниковых каналов  с самостоятельными программами  – НТВ+, но и она, развиваясь весьма успешно, в основном распространяет зарубежные передачи и, не создавая своих  особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные  программы – Российское телевидение, «Культуру», подключается к Интернету.

1.3Интернет и СМИ

. В России пока относительно  мало подключений к Интернету,  но его влияние на деятельность  средств массовой информации  уже весьма велико. Интернет позволил  многим российским газетам, радиостанциям,  телевизионным каналам приобрести  доступ к широкой аудитории.  В качестве примера можно сослаться  на владимирскую газету «Молва»,  имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной  версией в Интернете и благодаря  этому стала и общероссийской  и, может быть, даже в каком-то  смысле глобальной, международной  газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета  – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть  отношение редакций к рекламе.  Та же газета «Молва» имеет  во Владимире магазин, где продаются  картины местных художников, а  в Интернете расположила на  своем сайте репродукции этих  картин, которые затем продаются  виртуальным посетителям данного  сайта. И этот бизнес развивается  достаточно успешно.

Таким образом, Интернет дает новые  возможности газетам, выводя их за пределы  только местных интересов.

Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в  России и за ее пределами.

 

Интернет и СМИ. В России пока относительно мало подключений к  Интернету, но его влияние на деятельность средств массовой информации уже  весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным  каналам приобрести доступ к широкой  аудитории. В качестве примера можно  сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая  представлена электронной версией  в Интернете и благодаря этому  стала и общероссийской и, может  быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую  читают в 35 странах мира. Ресурсы  Интернета – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета «Молва» имеет во Владимире  магазин, где продаются картины  местных художников, а в Интернете  расположила на своем сайте репродукции  этих картин, которые затем продаются  виртуальным посетителям данного  сайта. И этот бизнес развивается  достаточно успешно.

 

Таким образом, Интернет дает новые  возможности газетам, выводя их за пределы  только местных интересов.

 

Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.

 

 

 

Глава .2. СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СМИ

 

 Средства массовой информации  как сложно организованный объект  должны отвечать требованиям  системного подхода:

 сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных,  отличающихся друг от друга  СМИ, формируя единое информационное  пространство для всех членов  общества, постоянное информационное  взаимодействие в общественной  системе;

  располагать совокупностью  компонентов, каждый из которых  активно взаимодействует со своей  средой и друг с другом на  основе присущих СМИ закономерностей;

 иметь необходимый набор  функций и так их реализовывать,  чтобы удовлетворить информационные  потребности личности, различных  групп населения, общества в  целом;

  структура как способ связи  компонентов должна располагать  такой совокупностью различных  газет, журналов, программ телерадио,  которые могут способствовать  выполнению этих функций;

    СМИ должны быть организованной  системой, действующей в соответствии  с развитием условий жизни  общества, иметь для этого необходимые  организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

Целостность системы СМИ. Формируемые  в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения  являются основанием целостности системы  СМИ:

    удовлетворяют информационные  потребности личности, различных  общественных групп и организаций,  содействуя их активному участию  в процессах экономической, политической  и культурной жизни общества;

      обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение  труда между ними на основе  совместно формируемых моделей  поведения каждого социального  субъекта;

объективно и полно отражают условия жизни общества;

      собирают, производят  и распространяют информацию  в соответствии с динамикой  общественного развития;

      привлекают к производству  информации все творчески активные  силы, которые служат общественному  прогрессу, создают и обогащают  духовный потенциал общества;

   используют для массового  информационного процесса современные  информационные и коммуникационные  технологии;

      обеспечивают реализацию  многообразных функций СМИ в  соответствии с процессами их  актуализации, ростом информационных  потребностей членов общества.

 

В современных условиях целостность  системы СМИ подвергается серьезным  испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между  членами общества, различными категориями  населения, между обществом и  личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.

Компоненты системы СМИ. Формируются  и развиваются под воздействием окружающей среды. Они являются активными  факторами, влияющими на функционирование системы.

Техническая база СМИ. Является их материальной основой. Вместе с тем состояние  полиграфии, телерадиокоммуникаций  и другие технические проблемы сдерживают развитие позитивных перемен в инфосфере  России. Так, свыше 40% мощностей крупных  типографий и около 70% местных полиграфических  предприятий – это устаревшая высокая печать. Само оборудование изношено на 80%. Отсюда невысокое качество полиграфических работ и стремление многих редакций обращаться к зарубежным полиграфистам. Еще недавно за рубежом  изготавливали свою продукцию 56% отечественных  журналов и 19% газет

Серьезные трудности испытывает система  доставки изданий потребителям. Газеты и журналы часто приходят с  опозданием, службы доставки, альтернативные Роспечати, развиваются медленно.

Модернизация технического парка  печати может стать важным стимулом развития информационной сферы и, прежде всего повышения качества информационных продуктов. Нужны крупные инвестиции в эту отрасль. Их может дать государство, поскольку многие полиграфические  предприятия являются государственной  собственностью, но это, скорее всего, случится не скоро. Возможен и путь приватизации этих предприятий, финансирования их модернизации крупным капиталом.

Отставания в использовании  новых технологий телевидения и  радиовещания существенным образом  влияют на СМИ. Технические средства позволяют 98,8% населения России принимать  телевизионную информацию, однако современные  технологии (к примеру, кабельное  и спутниковое телевидение) используются населением пока недостаточно активно. Согласно опросу, в Центре России (Брянск, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль) кабельное телевидение имеется  у 8% опрошенных, а спутниковое –  лишь у 0,8%. Правда, видеотехникой располагают 35,9% участников опроса. В Москве эти  показатели выше: кабельное телевидение  смотрят 36,6%, спутниковое – 11,4% и видео – 59,8% опрошенных По количеству телевизоров на 1000 жителей – 379 телеприемников – мы занимаем 20-е место в мире. Все это создает значительные ограничения для аудитории в выборе и потреблении информации.

Развитие новых информационных и коммуникационных технологий –  важная мировая тенденция. Интернет как средство массовой информации используется во многих странах. Число подключений  к Интернету в России составляет всего лишь 0,13% на 1000 жителей. Это 35-е  место в мире. Для сравнения: в  США – 21,82%, в Великобритании – 8,3%, в Германии – 5,85%. Следует отметить, что у многих СМИ России имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятельных изданий, однако массовой аудитории они пока не обрели.

2.1Меняющиеся типологические параметры.

 

Изменения типологических характеристик  нашей прессы в целом позволяют  сформулировать некоторые общие  положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного  типа, которые часто относят к  «желтой» журналистике, а также электронные  газеты и электронные версии газет  в Интернете.

Эти перемены связаны с изменениями  социальной структуры нашего общества, с отказом от командно-административной системы управления, с переходом  нашей прессы к горизонтальной структуре  и с развитием новых информационных технологий.

Сейчас в прессе практически  нет вертикальных структур, и новые  типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением.

Географический принцип типологии  – общероссийская, центральная или  национальная, региональная пресса и  пресса местная – продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодежной, профсоюзной прессы и т.д. Каждое издание функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими  принадлежащими, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в  плане не столько политической, сколько  экономической вертикали.

На состояние современной типологии  прессы оказали влияние экономические  трудности. Разрушение системы городской  доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном в розницу  и издаются в течение дня. В  этом плане типологическое отличие  «Московского комсомольца» от «Вечерней  Москвы» трудно обнаружить. «Московский  комсомолец» продается как вечерняя по существу газета, и уже в 7–8 часов  вечера ее можно купить на станциях метро и в других местах у распространителей.

Типологические изменения в  нашей журналистике накладываются  на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно  назвать много факторов. В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в  значительной степени сказывается  на содержании российской прессы и  ее информационной политике. Нигде  в мире нет столь политизированной и конфронтационной прессы, как в  Москве. В провинции, регионах ситуация существенно меняется. Зарубежные исследователи  также обращают внимание на суперполитизацию нашей прессы, находящейся под  воздействием активного противоборства коррумпированных экономических группировок, проявляющих себя пока больше в сфере  политики, чем экономики. Это так  называемые олигархи, которым принадлежат  российские, московские газеты, журналы, телеканалы.

Важным фактором, определяющим специфику  информационной структуры, является экономическая  ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается  в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные  законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся  и в распространении прессы, и  в полиграфической сфере, и в  бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной  газеты. Большинство изданий живет  за счет дополнительных спонсорских  денег, получаемых от их владельцев, поэтому  тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с  владельцами. Эта искаженная экономическая  ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство – с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти – губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей.

Сказываются и недостатки наших  правовых документов, касающихся средств  массовой информации. В закон о  СМИ включено много интересных и  полезных положений, но в нем не прописаны  отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ  остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ  применяются те же законы, что и  к продукции пищевой, легкой или  тяжелой промышленности. Между тем  информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности  за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше законодательство достаточно четко очерчивает права  журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания  в структуре средств массовой информации.

Журналист защищен юридически от давления редактора. Однако в российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Большие  проблемы возникают и с новыми технологиями. С одной стороны, они  активно используются, с другой –  в условиях обеднения многих СМИ  прогресс в техническом обеспечении  прессы, особенно местной, тормозится: если, например, Владимир обеспечен  современной компьютерной техникой, то в Ярославле даже для областных изданий компьютер является редкостью, что сказывается на качестве работы редакций. Эти проблемы можно решить только в результате общего сдвига в экономике или с помощью специальных мер, направленных на снижение цен на компьютерную технику.

Информация о работе Современная система СМИ в Росси