Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:55, реферат
Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.
На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного роста СМИ. Падение профессионального уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению с советским периодом, с другой – обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.
Обращает на себя внимание обеднение жанровой палитры нашей прессы. Почти нет очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется и отсутствием профессионалов, острой нехваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема журналистской квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые выживают и завоевывают аудиторию.
2.2Аудитория и типологические характеристики общероссийских СМИ.
Развитие общероссийских средств массовой информации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих изданий. Другое представлено двумя московскими газетами – «Комсомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регионах такие приложения. К этому же стремится и «Московский комсомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных изданий в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий – стремление соединить московское видение общероссийских, федеральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной подход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда центральные газеты были сосредоточены исключительно на общесоюзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания могут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тесного экономического и информационного обмена внутри России.
В этом смысле перспективы развития
общероссийских СМИ тесно связаны
с учетом региональных интересов, с
созданием в общероссийских газетах
некоего подобия телевизионных
сетей, когда газеты, предназначенные
для распространения в
По этому принципу действуют
газеты во многих странах. В ФРГ газета
«Бильдцайтунг» имеет издание для
каждой земли – административно-
Перспективы прессы во многом зависят
и от использования новых
Это относится и к работе телевидения
и радиовещания. Общероссийские телевизионные
каналы, действующие в рамках региона,
должны обязательно дополнять свои
материалы местными информационными
сюжетами. Телевидение распространяет
не только политическую информацию, но
и рассказывает о новостях кино,
театра, науки, спорта, пытается ответить
на вопросы, которые волнуют каждого
гражданина России. Больше внимания следует
уделять местным проблемам, и
в этом смысле сетевая структура
средств общероссийского
Если говорить о векторах развития
российской прессы, то прежде всего
следует обратить внимание на необходимость
установления нормальных отношений
между владельцами изданий и
журналистскими коллективами. От этого
зависит доверие к прессе, к
СМИ со стороны населения. Политизация
и защита узкокорыстных интересов
отдельных лиц ведут к
2.3 Экономика СМИ.
В 90-е гг. в ней произошли серьезные
перемены. Изменились отношения собственности.
Наряду с государственными и общественными
организациями СМИ владеют
Низкая платежеспособность населения как следствие экономического кризиса ограничила подписку на газеты и журналы, их розничную продажу. В результате в 90-е гг. разовые тиражи газет сократились в 1,5 раза, а журналов – в 5 раз. На 77 млн. экз., или в 3 раза, уменьшился разовый тираж общероссийских газет. В 1998 г. разовый тираж общероссийских газет составлял 32 млн. экз., а журнальных изданий, выходящих в Москве, – 33 млн. экз. Таким образом, информационное поле общероссийских газет и журналов резко уменьшилось вместе с сокращением их аудитории. Одновременно существенно сократился объем информации. Об этом свидетельствует значительное падение годовых тиражей: в 90-е гг. у общероссийских газет он уменьшился в 11 раз, а у журналов – в 8 раз.
Тяжелое экономическое положение
редакций и читателей привело
к тревожным переменам в
Речь идет о разрушении сложившейся
системы информационных связей и
обеднении ее содержательного наполнения,
об ограничении полноты и
Существенное влияние на информационную
сферу оказывают процессы концентрации
СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых
групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых
событий и явлений, их оценка нередко
делаются в угоду интересам этих
групп. Кроме того, крупная полиграфическая
и телерадиотехника, а также широкий
круг издающих и телерадиоорганизаций
сконцентрированы сейчас в руках
государства, что явно противоречит
прогрессивным мировым
Ведущие средства массовой информации объединены в следующие группы:
В условиях экономического кризиса
резко снижается доля подписки, розничной
продажи тиражей изданий в
обеспечении финансирования СМИ
и многократно возрастает роль рекламы
зарубежных и отечественных
Художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря включению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. И наоборот, сокращается выпуск изданий, программ, которые недоходны с точки зрения рекламы, – для детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных и других групп населения, а также образовательных, научных, культурно-просветительских.
Вместе с тем позитивное влияние экономического фактора неуклонно возрастает. Развитие прессы как отрасли бизнеса способствует созданию моделей качественных СМИ.
Аудиторный фактор. В переходный
период его влияние на информационную
сферу СМИ существенно
Расширилось функциональное многообразие
СМИ. Увеличилось число
„ этническим;
региональным;
„ профессиональным;
„ конфессиональным;
„ возрастным (дети, молодежь, ветераны);
„ женщинам и мужчинам;
„ малым группам (семья, клуб) и др.
Однако в связи со стремительным сокращением разовых и годовых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только телевидение и радио сохранили в переходный период широкую общероссийскую аудиторию.
Опрос, проведенный в областных городах Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор. Причем в своем домашнем хозяйстве один телевизор имеют 58,9%, два – 32,9%, три и более – 7,6% населения. Телевидение в будние дни смотрят 2 часа 48 минут, в выходные – 3 часа 50 минут. Что касается радиовещания, то его слушают 89% опрошенных. В будние дни они заняты этим 2 часа 42 минуты, а в выходные – 2 часа 30 минут. При этом радио дома слушают 92,4% опрошенных, в автомашине – 13,8%, на работе – 15,2%, на даче – 8%, в других местах – 7,1%. Один радиоприемник имеют дома 58,8% опрошенных, два – 28,1%, два, три и более – 12,2%.
У периодической печати, как отмечалось выше, показатели значительно скромнее. Так, ежедневные общероссийские газеты, насчитывающие 17 наименований, имеют разовый тираж всего 5 млн. экз. Сравнительно небольшим разовым тиражом (19,5 млн. экз.) располагают 580 массовых журналов.
В переходный период развиваются средства массовой информации для различных этнических и территориальных общностей. Сейчас в России насчитывается около 1000 региональных телеканалов[9].
В 90-е гг. выросли разовые тиражи региональных газет с 54,7 до 80 млн. экз. В республиках РФ, автономных областях и округах выходит в настоящее время более 300 газет, которые имеют разовый тираж свыше 5 млн. экз. Разовый тираж 160 журнальных изданий насчитывает 900 тыс. экз. Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России.
Вместе с тем структура
Краевые и областные газеты (более 700 изданий) имеют разовый тираж 19 млн. экз., городские и районные (около 3000) – более 40 млн. экз., многотиражные (900) – более 7 млн. экз. В краях и областях выходит около 600 журнальных изданий разовым тиражом свыше 3 млн. экз.
Сравнивать аудиторию
Устойчивая тенденция
Хотя влияние аудиторного