Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5
1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5
1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8
Глава 2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой информации…………………………………………………………………………13
2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13
2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18
2.3. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в Казахстане…………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

    Министерство  Образования и Науки Республики Казахстан

    Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби

    Высшая  школа экономики и бизнеса

    Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    На  тему: «Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в государстве» 
 
 
 

               
 

        Выполнила: Тагаева Асель, ГиМУ10р1

           Проверила: Сансызбаева Г. Н. 
 
 
 
 
 
 

г. Алматы, 2011г.

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………….. 3

    Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5

    1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5

    1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8

    Глава 2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой           информации…………………………………………………………………………13

    2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13

    2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18

    2.3. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в Казахстане…………………………………………………………………………..21

    Заключение…………………………………………………………………….24

    Список  использованной литературы………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

    Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. 

    СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. 

    В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.   

    Актуальность выбранной темы на сегодняшний день не оставляет сомнения, поскольку в современном обществе, в частности и в Казахстане в происходящих политических процессах, в том числе в политической борьбе далеко не последнюю роль играют средства массовой информации, производящие политический информационный продукт, формируя, влияя на общественное, в том числе политическое мнение масс.  
Целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства. 

    Для достижения указанной цели необходима постановка следующих задач: 

   - определения понятия власти;  
     - определения понятия, сущности и функций средств массовой информации; 

   - выяснение взаимосвязи власти и средств массовой информации;

   - изучение  влияния средств массовой информации  на общественное мнение;

   - выяснение  значимости средств массовой  информации в Казахстане;

- постановка  проблем связанных со средствами  массовой информации, как четвертой  ветви власти в Казахстане и возможные пути их решения.

    В ходе написания курсовой работы были изучены разные источники: законы, Указы Президента Республики Казахстан и другие нормативно-правовые акты, труды казахстанских, российских и зарубежных авторов, аналитические и статистические материалы, обзоры публикаций средств массовой информации и методические материалы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие власти и средств массовой информации

    1. Власть – основное понятие политической науки

    Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти — власть политическая — обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

    По  своей природе и происхождению  власть, как таковая, — явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

    Будучи  неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости  от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Как непременный спутник развития общества власть возникла задолго до появления государства и его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ.

    С момента образования государства, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть существует и в своей политической, публичной форме. Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм. В частности, в политическом пространстве того времени отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства.

    В настоящее время в научной литературе можно насчитать более 300 определений власти. Большинство из них, трактуя ее как явление социальное, тем самым раскрывают и природу политической власти. Многообразные теоретические представления о власти делают акцент на ее разнообразных сторонах и аспектах, то, представляя ее как особый тип поведения (бихевиоральные концепции) или способ организации целенаправленной деятельности (структурно-функциональные подходы), то, подчеркивая психологические свойства ее носителей, то, указывая на функциональное значение принуждения, то, выделяя способности власти к силовому воздействию на объект и контролю над ресурсами и т.д. Если попытаться систематизировать все более-менее значимые представления о природе власти с точки зрения ее основополагающих источников, то можно выделить два наиболее общих класса теорий, на основе которых удается объяснить все ее атрибуты: основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, а также другие основные параметры.

    Первое  из этих направлений можно условно  назвать атрибутивно-реляционистским. Его сторонники связывают сущность власти с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной (микрогрупповой) деятельности. По своей сути такой теоретический подход развивает своеобразную «философию человека», заставляя его приверженцев усматривать сущность власти в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс), психологических (Л. Петражицкий) и прочих свойствах и способностях индивида или в использовании им определенных средств принуждения (инструменталистские теории) и поведенческого взаимодействия (Г. Лассуэлл).

    В качестве типичных примеров такого подхода  можно назвать теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Такова же по существу и «теория обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним субъектом своих (дефицитных для контрагента) ресурсов на необходимое ему поведение другого. Показательна и теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть как итог взаимодействия социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. В это же направление вписывается и телеологическая концепция Б. Рассела (в которой власть рассматривается как форма целенаправленной деятельности человека), и идеи школы «политического реализма», делающие акцент на силовом воздействии контролирующего ресурсы субъекта (Г. Моргентау), и некоторые другие.

    В рамках системных теорий власть объявляется  имманентным свойством любых  социальных систем (общества, группы, организации, семьи), внимание сосредоточивается  на сложившихся в каждой из систем политических статусах и ролях, механизмах принуждения, применяемых позитивных и негативных санкциях. Поэтому авторы и сторонники этих теорий легко дают ответы на вопросы «как?» и «над кем?» осуществляется властное доминирование, но затушевывают или вовсе скрывают источники его происхождения.

    Представители двух указанных крупных теоретических  подходов, делая упор на реально  существующих сторонах и аспектах власти как общественного явления, исходят  из противоположных принципов в  объяснениях ее сущности. Признание реальности тех аспектов власти, которые используются в качестве основания для ее концептуальной интерпретации, не устраняет необходимости выбора между этими подходами.

    При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

    В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

    Учитывая, что в политической сфере главным  субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Информация о работе Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти