Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа
Целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5
1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5
1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8
Глава 2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой информации…………………………………………………………………………13
2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13
2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18
2.3. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в Казахстане…………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...26
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби
Высшая школа экономики и бизнеса
Кафедра
менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
На
тему: «Средства массовой информации
как четвертая ветвь власти в государстве»
Выполнила: Тагаева Асель, ГиМУ10р1
Проверила: Сансызбаева Г. Н.
г. Алматы, 2011г.
Содержание
Введение………………………………………………
Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5
1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5
1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8
Глава
2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики
и средств массовой
информации……………………………………………………
2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13
2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18
2.3.
Средства массовой информации как четвертая
ветвь власти в Казахстане……………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...26
Введение
Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.
Актуальность
выбранной темы на сегодняшний день не
оставляет сомнения, поскольку в современном
обществе, в частности и в Казахстане в
происходящих политических процессах,
в том числе в политической борьбе далеко
не последнюю роль играют средства массовой
информации, производящие политический
информационный продукт, формируя, влияя
на общественное, в том числе политическое
мнение масс.
Целью настоящей работы является изучение
места и роли средств массовой информации
в политической жизни государства.
Для достижения указанной цели необходима постановка следующих задач:
- определения
понятия власти;
- определения понятия, сущности
и функций средств массовой информации;
- выяснение взаимосвязи власти и средств массовой информации;
- изучение
влияния средств массовой
- выяснение значимости средств массовой информации в Казахстане;
- постановка
проблем связанных со
В
ходе написания курсовой работы были
изучены разные источники: законы, Указы
Президента Республики Казахстан и другие
нормативно-правовые акты, труды казахстанских,
российских и зарубежных авторов, аналитические
и статистические материалы, обзоры публикаций
средств массовой информации и методические
материалы.
Глава 1. Понятие власти и средств массовой информации
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти — власть политическая — обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.
По своей природе и происхождению власть, как таковая, — явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.
Будучи
неотъемлемой стороной социальной жизни,
власть развивается в процессе эволюции
человеческого сообщества, приобретая
те или иные формы в зависимости
от различных этапов исторической эволюции
и общественных изменений. Как непременный
спутник развития общества власть возникла
задолго до появления государства и его
политической сферы. Приблизительно 40
тыс. лет она существовала в догосударственных и
С
момента образования
В
настоящее время в научной литературе
можно насчитать более 300 определений
власти. Большинство из них, трактуя ее
как явление социальное, тем самым раскрывают
и природу политической власти. Многообразные
теоретические представления о власти
делают акцент на ее разнообразных сторонах
и аспектах, то, представляя ее как особый
тип поведения (бихевиоральные концепции)
или способ организации целенаправленной
деятельности (структурно-функциональные
подходы), то, подчеркивая психологические
свойства ее носителей, то, указывая на
функциональное значение принуждения,
то, выделяя способности власти к силовому
воздействию на объект и контролю над
ресурсами и т.д. Если попытаться систематизировать
все более-менее значимые представления
о природе власти с точки зрения ее основополагающих источников,
Первое
из этих направлений можно условно
назвать атрибутивно-
В качестве типичных примеров такого подхода можно назвать теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Такова же по существу и «теория обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним субъектом своих (дефицитных для контрагента) ресурсов на необходимое ему поведение другого. Показательна и теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть как итог взаимодействия социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. В это же направление вписывается и телеологическая концепция Б. Рассела (в которой власть рассматривается как форма целенаправленной деятельности человека), и идеи школы «политического реализма», делающие акцент на силовом воздействии контролирующего ресурсы субъекта (Г. Моргентау), и некоторые другие.
В рамках системных теорий власть объявляется имманентным свойством любых социальных систем (общества, группы, организации, семьи), внимание сосредоточивается на сложившихся в каждой из систем политических статусах и ролях, механизмах принуждения, применяемых позитивных и негативных санкциях. Поэтому авторы и сторонники этих теорий легко дают ответы на вопросы «как?» и «над кем?» осуществляется властное доминирование, но затушевывают или вовсе скрывают источники его происхождения.
Представители
двух указанных крупных
При
определении сущности политической
власти в качестве исходного начала
наиболее правомерной следует признать
ее инструментальную трактовку, раскрывающую
отношение к ней как к определенному средству,
В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.
Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.
Информация о работе Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти