Сущностные
черты политической власти таковы: суверенитет
(независимость и неделимость власти),
авторитетность (общепризнанность ее
влияния во всех сферах жизнедеятельности
общества), принудительных характер власти
(негласное право на убеждение, подчинение,
приказание, господство и даже насилие),
всеобщность (функционирование власти
во всех общественных отношениях и политических
процессах). Помимо основных черт, у политической
власти есть еще несколько характеристик:
верховенство (обязательность ее решений
для всего общества и для всех других видов
власти), всеобщность (публичность), легальность
(признанность), моноцентричность, (существование
общегосударственного центра или системы
властных органов), монополия на принятие
решений.
1.2.
Понятие и сущность средств массовой информации
СМИ
представляют собой учреждения, созданные
для открытой, публичной передачи
с помощью специального технического
инструментария различных сведений
любым лицам - это относительно самостоятельная
система, характеризующаяся множественностью
составляющих элементов: содержанием,
свойствами, формами, методами и определенными
уровнями организации (в стране, в регионе,
на производстве). Отличительные черты
СМИ - это публичность, т.е. неограниченный
круг пользователей; наличие специальных
технических приборов, аппаратуры; непостоянный
объем аудитории, меняющейся в зависимости
от проявленного интереса к той или иной
передаче, сообщению или статье.
Понятие
“средства массовой информации” не
следует отождествлять с понятием “средства
массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем
верно, поскольку последнее понятие характеризует
более широкий спектр массовых средств.
К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д.,
все зрелищные представления, которые
отличаются регулярностью обращения к
массовой аудитории, а также такие технические
средства массовой коммуникации, как телефон,
телеграф, телетайп и т.д.
Собственно
журналистика прямо связана с
использованием развитых технических
средств коммуникации - прессы (средств
распространения информации с помощью
печатного воспроизведения текста и изображения),
радио (передачи звуковой информации с
помощью электромагнитных волн) и телевидения
(передачи звуковой и видеоинформации
также с помощью электромагнитных волн;
для радио и телевидения обязательно использование
соответствующего приемника).
Благодаря
использованию этих коммуникационных
средств возникли три подсистемы
СМИ: печать, радио и телевидение,
каждая из которых состоит из огромного
числа каналов - отдельных газет, журналов,
альманахов, книжной продукции, программ
радио и телевидения, способных распространяться
как по всему миру, так и в небольших регионах
(областях, районах, округах). Каждая подсистема
выполняет свою долю функций журналистики
на основе своих специфических особенностей.
Печать
(газеты, еженедельники, журналы, альманахи,
книги) приобрела особое место в
системе СМИ. Вышедшая из-под печатного
станка продукция несет информацию
в виде напечатанного буквенного
текста, фотографий, рисунков, плакатов,
схем, графиков и других изобразительно-графических
форм, которые воспринимаются читателем-зрителем
без помощи каких-либо дополнительных
средств (тогда как для получения радио
- телевизионной информации нужны телевизор,
радиоприемник, магнитофон и т.д.).
Это
обстоятельство способствует проявлению
ряда важных свойств взаимоотношений
прессы и аудитории.
Во-первых,
имеется возможность быстрого, обзорного
ознакомления со всем “репертуаром”
сообщений, включенных в номер или
книгу. Благодаря этому можно составить
общее впечатление о содержании выпуска
и, далее, выбрав интересующий материал,
определить характер “извлечения” (просмотр,
выборочное ознакомление, подробное чтение,
сохранение номера или вырезки из него
для хранения и повторного ознакомления
и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность
самому анализировать информацию.
Во-вторых,
можно пользоваться возможностями
“отложенного чтения" - после первичного
ознакомления оставить материал для
внимательного и подробного прочтения
в удобное время и в подходящем
месте (допустим, перенести знакомство
с номером на вечер, прервать чтение книги,
чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Однако
и у печати есть свойства, по которым
она проигрывает другим средствам
коммуникации. Если телевидение и
особенно радио способны передавать информацию
практически непрерывно и в высшей степени
оперативно, то печать самой технологией
обречена на дискретность выпуска номеров
и книг. В настоящее время частота выпуска
печатной периодики колеблется от ежедневного
(газета) до ежегодного (альманах). Конечно,
можно делать выпуски газет, особенно
с экстренной информацией, и несколько
раз в сутки (так часто случалось в условиях
неразвитости других средств коммуникаций),
но это связано с трудностями печати и
доставки, и поэтому с распространением
радио и телевидения такая практика почти
прекратилась.
Таким
образом, пресса проигрывает в оперативности
информирования. Ведь невозможно избежать
значительного разрыва во времени
между подготовкой номера, печатанием
тиража, доставкой и получением его
"потребителем". Это особенно касается
прессы, распространяемой по всей стране.
Вторым
по времени появления средством
массовой коммуникации является радиовещание.
Наиболее характерной его чертой
является то, что носителем информации
в данном случае оказывается только
звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая
радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая
по проводам - проводное вещание) позволяет
мгновенно передавать информацию на неограниченные
расстояния, причем Получение сигнала
происходит в момент передачи (или - при
передаче на очень большие расстояния
- с небольшой задержкой). Отсюда возможность
такой оперативности радиовещания, когда
сообщение поступает практически в момент
свершения события, чего невозможно в
принципе добиться в прессе. Кроме того,
радио очень популярно среди автолюбителей,
поскольку нет возможности обращаться
к печатным изданиям и телевидению.
Телевидение
вошло в жизнь в 30-х годах
и стало, как и радио, равноправным
участником "триумвирата" средств
массовой информации в 60-х годах XX века.
В дальнейшем оно развивалось опережающими
темпами и по ряду параметров (событийная
информация, культура, развлечение) выдвинулось
на первое место.
Телевизионная
специфика родилась как бы на пересечении
возможностей радио и кино. От радио
телевидение взяло возможность передавать
сигнал с помощью радиоволн на далекие
расстояния - этот сигнал одновременно
имеет звуковую и видеоинформацию, которая
на экране телевизора в зависимости от
характера передачи несет кинематографический
характер или же характер фотокадра, схемы,
графика и т.д. На экране телевизора может
быть воспроизведен и печатный текст.
Как
и на радио, на телевидении возможна
организация оперативных передач,
как из студии, так и с места
событий (хотя прямое включение имеет
ряд трудностей технического порядка,
преодолеваемых с развитием видеотехники
и каналов связи). Преимущества же такой
оперативной "живой" передачи, идущей
прямо в эфир с места события, в значительно
большем, чем у радио, "эффекте присутствия",
поскольку в органическом единстве находятся
звуко- и видеоряд и задействованы оба
важнейших типа рецепторов человека, что
обеспечивает создание более прочных
связей с аудиторией.
Печать,
радио и телевидение представляют
собой своеобразный “триумвират”
средств массовой информации, каждое
из которых обладает рядом особенностей,
проявляющихся в виде и способах донесения
информации до аудитории. Однако при наличии
специфичных свойств печать, радио и телевидение
имеют нечто общее - это способность донести
до массовой аудитории более или менее
оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную
информацию. Но есть и своеобразные черты,
принадлежащие только какому-либо одному
средству (кинематографическое изображение
на телевидении, словесно-буквенная информация
в прессе, вневизуальное звуковое сообщение
на радио).
В
настоящее время наиболее популярным
средством массовой информации является
телевидение. Результаты социологического
опроса показывают, что телевидение
имеет большое преимущество - визуальность,
т.е. эмоционально-образная информация
вызывает наибольший уровень доверия,
поскольку это дает возможность человеку
самому прочувствовать ситуацию, которой
он не был свидетелем. Телевидение популярно
среди молодежи, поскольку в настоящее
время многие передачи несут в себе некие
популярные идеи и темы, актуальные в молодежной
среде. К тому же, возможно, тут играет
роль и бесплатность телевидения - ведь
далеко не каждый будет покупать газету
или журнал для того, чтобы прочесть новости.
К
этим “триумвирам” в последнее
десятилетие присоединяется и активно
развивающийся четвертый тип каналов
информации - всемирная компьютерная сеть
(представленная в наше время Интернетом),
в которой значительное место (наряду
со специальной) занимает массовая информация.
Это электронные версии и дайджесты газет,
т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и
теле - “сетевещание”, сайты (“странички")
отдельных журналистов, притом оперативно
меняющие содержание и получаемые в режиме
реального времени. Таким образом, компьютерные
сети соединяют в себе возможности всех
типов СМИ.
Рассмотрим
функции СМИ. Функция (лат. functio "обязанность,
назначение, характер деятельности, исполнение
обязанностей"). Рассмотрение и анализ
функций любой системы социальной деятельности
- важнейший момент ее теории.
Это
связано с тем, что процессы, происходящие
в каждой системе социальной деятельности,
определяются, в конечном счете, тем, что
она осуществляет определенную функцию
в более широком целом.
Вообще
у СМИ огромное количество функций
в совершенно разных сферах. Например,
Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной
системой, выделяет следующие шесть функций
журналистики:
1.
Коммуникативную - функцию общения,
налаживания контакта, которую автор
называет исходной функцией журналистики;
2.
Непосредственно-организаторскую,
в которой наиболее наглядно проявляется
роль журналистики как "четвертой власти"
в обществе;
3.
Идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением оказать глубокое
влияние на мировоззренческие основы
и ценностные ориентации аудитории, на
самосознание людей, их идеалы и стремления,
включая мотивацию поведенческих актов;
4.
Культурно-образовательную, заключающуюся,
по мнению автора, в том, чтобы,
будучи одним из институтов
культуры общества, участвовать
в пропаганде и распространении
в жизни общества высоких культурных
ценностей, воспитывать людей на образцах
общемировой культуры, тем самым способствуя
всестороннему развитию человека;
5.
Рекламно-справочную, связанную с
удовлетворением утилитарных запросов
в связи с миром увлечений
разных слоев аудитории (сад, огород,
туризм, коллекционирование, шахматы и
т.д. и т.п.)";
6.
Рекреативную (развлечения, снятия
напряжения, получение удовольствия).
Но
следует отметить, что непонятно
выделение автором непосредственно
- организаторской функции. Ведь, поскольку
журналистика является и четвертой властью
в обществе, стало быть, она влияет и на
мировоззрение и взгляды людей, мотивирует
их поведение. Следовательно, эту функцию
можно объединить с идеологической. Однако
СМИ проявляют себя в совершенно различных
сферах, в каждой из которых СМИ выполняют
свою определенную функцию.
Так,
например, С.Г. Корконосенко выделяет 4
такие сферы: экономическую, политическую,
духовно-идеологическую и социальную.
В
каждой из этих сфер СМИ играют свои
социальные роли:
-
производственно-экономическую,
-
регулирующую,
-
духовно-идеологическую,
-
информационно-коммуникативную.
Но
данные авторы, по всей видимости, отождествляют
функции журналистики и функции
СМИ. Функции средств массовой информации
более разнообразны и журналистика
не исчерпывает весь спектр деятельности
СМИ. Однако различная деятельность средств
массовой информации выходит за рамки
деятельности журналистики, как, например,
прямая трансляция по телевидению заседания
какого-либо съезда или сессии парламента,
трансляция по телевидению или радио балета
(спектакля, эстрадного концерта), публикация
(оглашение) законодательных актов, указов
и прочих нормативных актов государственных
властей, трансляция урока английского
(или любого другого) языка, трансляция
(публикация) программы передач, сводки
погоды, рекламы очередного товара. То
есть понятие “журналистика” может появиться
тогда и только тогда, когда дается оценка
текущему событию. Только при этих условиях
комментатор становится журналистом,
а комментарий - элементом журналистской
деятельности.