Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5
1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5
1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8
Глава 2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой информации…………………………………………………………………………13
2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13
2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18
2.3. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в Казахстане…………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

    Сущностные черты политической власти таковы: суверенитет (независимость и неделимость власти), авторитетность (общепризнанность ее влияния во всех сферах жизнедеятельности общества), принудительных характер власти (негласное право на убеждение, подчинение, приказание, господство и даже насилие), всеобщность (функционирование власти во всех общественных отношениях и политических процессах). Помимо основных черт, у политической власти есть еще несколько характеристик: верховенство (обязательность ее решений для всего общества и для всех других видов власти), всеобщность (публичность), легальность (признанность), моноцентричность, (существование общегосударственного центра или системы властных органов), монополия на принятие решений. 
 
 
 
 
 

    1.2. Понятие и сущность средств массовой информации

    СМИ представляют собой учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

    Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

    Собственно  журналистика прямо связана с  использованием развитых технических  средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

    Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного  числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

    Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в  системе СМИ. Вышедшая из-под печатного  станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

    Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений  прессы и аудитории.

    Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного  ознакомления со всем “репертуаром”  сообщений, включенных в номер или  книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

    Во-вторых, можно пользоваться возможностями  “отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для  внимательного и подробного прочтения  в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

    Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

    Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени  между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его "потребителем". Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

    Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем Получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

    Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах  и стало, как и радио, равноправным участником "триумвирата" средств  массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

    Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении  возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

    Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места  событий (хотя прямое включение имеет  ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной "живой" передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, "эффекте присутствия", поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

    Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

    В настоящее время наиболее популярным средством массовой информации является телевидение. Результаты социологического опроса показывают, что телевидение  имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем. Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения - ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.

    К этим “триумвирам” в последнее  десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ.

    Рассмотрим функции СМИ. Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей"). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

    Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

    Вообще  у СМИ огромное количество функций  в совершенно разных сферах. Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

    1. Коммуникативную - функцию общения,  налаживания контакта, которую автор  называет исходной функцией журналистики;

    2. Непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

    3. Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

    4. Культурно-образовательную, заключающуюся,  по мнению автора, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

    5. Рекламно-справочную, связанную с  удовлетворением утилитарных запросов  в связи с миром увлечений  разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

    6. Рекреативную (развлечения, снятия  напряжения, получение удовольствия).

    Но  следует отметить, что непонятно  выделение автором непосредственно - организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

    Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

    В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

    - производственно-экономическую,

    - регулирующую,

    - духовно-идеологическую,

    - информационно-коммуникативную.

    Но  данные авторы, по всей видимости, отождествляют  функции журналистики и функции  СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Информация о работе Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти