Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа
Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».
Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
Весьма своеобразные статьи – на тематической полосе «Право» (в «СБ. Беларусь сегодня», Республике). На ней размещают публикации о нарушениях законодательства физическими и юридическими лицами, которые влекут за собой неприятности для других людей. Причем сопровождаются такие статьи обычно комментариями компетентных лиц: милиции, юристов и т.п.
Для статей в «СБ. Беларусь сегодня» также существуют определенные тематические страницы. «Ракурс» – здесь публикуют объемную и содержательную аналитику. На тематической странице «Подробности» находятся статьи на общественно-значимые темы; тематическая страница «Регион» – это статьи, расследования, созданные на основе информации, собранной во время выездов журналистов в регионы Беларуси. Здесь рассматриваются проблемы населения городов, глубинок и т.п. Материалы на этой полосе часто сопровождаются комментариями и высказываниями чиновников. В «СБ. Беларусь сегодня» регулярно публикуют полемические статьи. Для них отведены полосы «Спор-площадка», «Конференц-зал».
Р.Рудь не только участвует в спорах, приводит обоснованные доводы, не использует «черные» приемы. Опирается часто на факты и статистику. Однако в его работах может просматриваться незаинтересованность определенными темами для дискуссии, что делает приведенные им доводы несколько натянутыми и искусственными. Примеры работ Р. Рудя: «Сообщение пресс-службы Президента» [89]; «Личное – публично?» [87]; «Слово идет в ногу со временем» [88].
Один из наиболее популярных жанров «СБ. Беларусь сегодня» и «Республике» – журналистское расследование, что объясняется статусом газет (у республиканского изданий большие возможности) и потребностями читательской аудитории. Такие материалы можно найти в специальных одноименных рубриках (вроде «Расследование», «Журналистское расследование», «Экстренный вызов»), а также на тематической странице «Общество». Большинство материалов принадлежат авторству А. Новикова и В. Пономарева.
Примеры журналистских аналитических расследований: «Посторонние» [114]; «Корни жестокости» [15]; «Когда еда как беда» [64]; «Соглядатай» [106]; «Никакой мистики. Все дело в деньгах» [59].
В анализируемых изданиях достаточно популярен также жанр исторических журналистских расследований. Подобные публикации можно найти в «СБ. Беларусь сегодня» на тематических полосах «Эпоха», «Память», «Ретро», в рубрике «Жемчужина из коллекции», а также в субботнем приложении «Собеседник». Самые популярные темы таких материалов – это события Великой Отечественной войны, краеведение, судьбы выдающихся людей. В этом жанре активно сотрудничает с газетой белорусский историк и краевед Адам Мальдис.
Иногда появляются на страницах изданий «СБ. Беларусь сегодня» и «Республика» жанры обозрение, обзор СМИ. Обозрение – это одновременное наблюдение, анализ и выявление сущности событий, процессов, явлений общественной жизни. [44] Главный, определяющий признак обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. И соответственно, его предметом становятся общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, а также идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.
Здесь важна пространственно-
Обозреватель обращается к фактам как к непосредственно взятым из окружающей действительности, так и к отраженным в произведениях литературы, искусства и науки. Поэтому среди тематических видов обозрения есть экономические, международные, спортивные, литературные, театральные, научные, кинообозрения и многие, многие другие.
Объем обозрения, как правило, не менее трехсот строк. Ведь обозреватель, стремясь сформировать у читателя четкое представление о конкретном отрезке времени и состоянии дел в определенной сфере деятельности, создает сплав информации и анализа, когда факт не исключает мысли, как и мысль не исключает факта. Создание панорамы действительности требует серьезного аналитического подхода со стороны журналиста, а это, в свою очередь, и диктует размеры материала на газетной полосе. [102]
Еще один аналитический жанр, представленный на страницах «СБ. Беларусь сегодня» и «Республика» – обзор печати. Этот жанр преследует двойную цель: во-первых, воздействовать на развитие прессы, повысив ее идейную значимость, а во-вторых, познакомить читателей с наиболее значимыми, впечатляющими публикациями, вышедшими в различных изданиях. [102]
Обзор печати – это критический анализ публицистических произведений за определенный период времени, оценка постановки проблем в средствах массовой коммуникации и знакомство аудитории с наиболее интересными или общественно значимыми материалами.
Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ прочитанного, услышанного или увиденного. Журналист осмысляет верность, правдивость публицистического осмысления жизни.
Существует несколько видов обзора средств массовой коммуникации [32]:
1) общий обзор – анализ широты диапазона публикаций в конкретном средстве массовой коммуникации, разработки в нем наиболее актуальных тем, литературных достоинств материалов;
2) обзор-презентация – анализ нового издания, радио- или телепрограммы, показ характерных особенностей, недостатков и достоинств;
3) безадресный обзор – анализ актуальных проблем, поднимаемых в средствах массовой коммуникации, характерный отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы.
4) тематический обзор – анализ освещения в средствах массовой коммуникации определенной темы. Предметом изучения могут быть, например, акции, связанные с принятием важных общественно-государственных документов, чрезвычайными ситуациями или сенсациями.
Изредка мы встречаем на страницах «СБ. Беларусь сегодня» статьи-прогнозы. Чаще они небольшие по размеру, и здесь жанр представлен не в чистом виде, а синхронно с другим аналитическим или информационным жанром. Например, «Плюс, минус, замокание» [96]; «Трудности переходного периода» [9]; «Где фронт, там и зонт» [95]; «Что же будет с родиной и с нами?»; «Жираф тоже большой… А кому виднее?» [19].
Широко распространенное явление в «СБ. Беларусь сегодня» – это колумбистика, или авторская колонка. Практически все колонки представляют собой аналитические жанры. Так, яркий пример – колонка Татьяны Сулимовой; «Кочка зрения» Сергея Канашица; Корзина впечатлений Елены Левченко; «Считайте меня колумнистом» Елены Слав; «Личное» с Владимиром Степановым; «Пять событий недели глазами…» (в этой колонке гостю – писателю, работнику ВУЗа, промышленности, ученому и т.д. – предлагают прокомментировать пять информационных хроникальных сообщений). Своеобразная колонка – Элеоноры Езерской. В общем виде она представляет собой путевые очерки. Однако в них присутствует значительная доля аналитики, и проявляется она в том, что автор соотносит свои представления о действительности с тем, что видит во время своих путешествий, рассуждает, сопоставляет, анализирует. В этом смысле похожа на материалы Езерской колонка Инессы Плачевской – собкора «СБ. Беларусь сегодня» в Китае. Но Плачевская берет интересный или необычный факт из жизни китайского общества и делает его отправной точкой для рассуждения о ценностях, миропонимании всех людей. .
Остановимся подробнее на колонке главного редактора «СБ. Беларусь сегодня» – ярком примере аналитической журналистики.
Павел Изотович Якубович – главный редактор «СБ». С октября 2010 года на первой полосе начинает появляться «Колонка редактора», где Павел Изотович размещает свои материалы. Жанр, в котором пишет Якубович – аналитическая статья. За период с сентября 2010 года по декабрь 2012 года колонка выходит нерегулярно. За все это время было выпущено небольшое количество материалов. Все они – социальной тематики. Причем, что характерно, с первого абзаца нельзя понять настоящую тематику публикации. Чаще всего автор начинает издалека, пространными рассуждениями, медленно подводит читателя к главному доводу, или тезису. Чаще этот тезис понятен только после прочтения всей публикации и похож на крылатое выражение, перестроенное для пользы материала.
После постановки тезиса идет доказательство, рассуждение. Автор опирается на фактический материал, часто рассматривает проблему на типичной жизненной ситуации. Так, проблемы жилья в статье «Лишние люди» [118] рассматриваются на основании проблем жительницы поселка, врача со стажем, которая живет в отвратительных условиях и от этого не перестает хорошо работать. Из-за включения подобных примеров статьи Якубовича чаще сродни аналитическим комментариям. Перед написанием редактор, очевидно, тщательно собирает факты, проводит мини-расследование, чтобы выглядеть убедительнее в глазах читателей и подписчиков, вызывает доверие и интерес у публики. Самые любопытные факты – проверенные, «горячие». Что касается лексики, она скорее разговорная, не вульгарная. Однако текст все равно несколько тяжелый для восприятия из-за некоторой перегруженности текста фактами. В статьях Якубовича много восклицательных предложений.
При написании основной части Якубович анализирует факты, подробно изучает детали, идет путем дедукции (чаще всего) или индукции (зависит от цели публикации). Вывод обычно предоставляется сделать самому читателю, это достигается при помощи риторических вопросов в конце статьи, открытых предложений и многоточий. В конце материала обычно конкретная проблема обобщается. Распространяется на всех, аудитории дается повод задуматься. Любая проблема подается в таком свете, что начинает касаться любого члена общества.
Следует отметить, что в основном тексте редко используются языковые художественные средства. Чаще это сравнения (ягнята = взяткополучатели, наркодилеры из статьи «Все сшито кругом» [115]).
В статье «Эфирные создания» [121] Павел Изотович рассуждает на близкую ему тему журналистики, а конкретнее – о телевидении. Кроме анализа работы своих коллег (чаще «разгромные» характеристики для молодых «пластмассовых» журналистов), он делится с читателями своим мнением по поводу тех качеств, которыми должен обладать работник СМИ. Благодаря убедительной аргументации, вышеназванная статья влияет на аудиторию. Этот материал можно назвать своеобразным обзором белорусской тележурналистики.
В статье «Протокол протокола» [119] встречается интересный прием – словесная характеристика. Здесь Павел Изотович рисует образ главного героя статьи с помощью наиболее показательных ярких реплик, которые этот герой высказывал. Это необычный материал. Здесь нет стандартного построения вроде «тезис – аргументы – вывод». В ней есть описание встречи, вернее, ее наиболее значительных для статьи моментов. Якубович грамотно выбирает факты и рисует читателю наиболее тему и полный портрет героев с помощью словесной характеристики и описания окружающей обстановки, реакции присутствующих на описываемой встрече и т.п.
Ретроспективная в своей роде статья «Тайное явное» [120], где автор постоянно сравнивает современную действительность с историей, как давней, так и не столь отдаленной.
Статья «Именины сердца» [116] посвящена важному для редактора событию – 85-летнему юбилею со дня основания издания. Для Павла Изотовича это особо значимое событие, ведь он сам посвятил 18 лет своей жизни изданию.
Статья «Как приходько так и уходько» [117] посвящена взаимоотношениям Беларуси и России, кадровым изменениям власти.
Данные примеры отражают неординарность,
с которой подходит Якубович к
каждой статье. Он выбирает необычные
приемы, чтобы заинтересовать читателя.
В принципе, в этом и заключается
современная концепция «СБ.
Таким образом, в анализируемых изданиях «СБ. Беларусь сегодня» и «Республика» в той или иной мере представлены все возможные аналитические жанры. Среди них – аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, письмо, колонка. Из всех аналитических жанров чаще других встречаются в «СБ. Беларусь сегодня» и «Республике» аналитическая корреспонденция, статья, а также комментарий. Все публикации в «СБ. Беларусь сегодня» и «Республике» отличаются:
– стройной композицией и формой;
– серьезным и глубоким содержанием;
– четкой авторской позицией по поводу того или иного описываемого события;
– злободневностью и актуальностью тематики.
3 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТАХ "СБ. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ", «РЕСПУБЛИКА»
Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
В данном разделе мы решили обратиться к изучению стилистических и языковых средств, используемых публицистами газет "СБ. Беларусь Сегодня" и «Республика».
Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего – к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане. [34]
Любой аналитический текст состоит из факта и комментария. Так, например, в публикации «За трофеем и за запахом тайги», факт: «Наши леса с каждым годом вызывают все больший интерес у иностранных туристов»; комментарий: «У каждой страны есть своя изюминка, которая влечет туристов. Так же с городами и районами. Есть такая изюминка и у березинской земли — охотничий комплекс «Вязычин», хорошая слава о котором облетела уже несколько государств. За организованный здесь на высоком уровне загородный отдых белорусы и иностранные гости готовы отдать немалые деньги». [26]