Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа
Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».
Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
Рецензия. Рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Примеры рецензий: «Напиши, художник, свою душу» [86]; «Пьеса без возраста» [33]; «Бешеная белка против африканской четверки» [56]; «Сами мы не местные» [90]; «Ангелы високосных людей» [85].
Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории читателей, слушателей, зрителей. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения. Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. [102; 264]
Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.
Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.
Практико-аналитическая статья предназначена
для разбора конкретных ситуаций
и процессов, которые могут служить
положительным или
Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.
Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным.
Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.
Почти вымерший вид – передовая статья – носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.
Статьи можно классифицировать и по тематическому признаку: об экономике, политике, этике, международных событиях, искусстве.
По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы, по мнению А.А. Тертычного:
1) Статьи, ориентированные на научный
стиль изложения. Такие тексты
характеризуются строгостью
2) Статьи, ориентированные на
Задачи, стоящие перед автором статьи:
– разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости;
– анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем;
– критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров.
Признаки статьи:
– выявление взаимосвязи
– использование аналитико-
– использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность;
– выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления;
– построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.
Первый этап толкования объекта отображения в статье – знакомство с ним. При этом используются методы группировки данных (упорядочивание, систематизация) и типологизации данных (определение устойчивых сочетаний свойств предметов).
Второй этап толкования – объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей.
Третий этап толкования – прогнозирование. Здесь используются метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете на основе контент-анализа, ведущее к прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов об одной или нескольких частях явления на другие части или другие явления, отнесенные в будущее).
Четвертый этап толкования – оценка. Могут быть применены методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным, манипулятивным, методам относятся метод домысла и «передержек» (искажение явления в надежде на неосведомленность публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков».
Пятый этап толкования – программа действий, предлагаемая журналистом в существующих условиях. Как достичь цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы нужно задействовать, чтобы достичь нужной цели.
Композиция статьи, как правило, определяется тем, какой способ исследования действительности выберет автор. Пойдет ли он по пути дедуктивного умозаключения (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему). В первом случае рассуждения будут предшествовать фактам, во втором – наоборот.
Статья характеризуется
Журналистское расследование. Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества). Если такие негативные явления – результат определенных действий каких-то людей или их некомпетентности, халатности и т.п., то эти люди, как правило, принимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего. Примеры журналистских аналитических расследований: «Посторонние» [114]; «Корни жестокости» [15]; «Когда еда как беда» [64]; «Соглядатай» [106]; «Никакой мистики. Все дело в деньгах» [59].
Цель журналистского расследования прежде всего и заключается в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: почему? Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации). [102; 265]
Обозрение. Обзор СМИ. По своему стилистическому строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п. В качестве примера можно привести «Сообщения пресс-службы Президента» [94].
Можно выделить следующие виды обозрения:
– общее (изображение жизни за определенный промежуток времени во всей ее полноте);
– тематическое (детальное рассмотрение одного среза жизни);
– обзор писем (если письма исполняют роль типических фактов, а у автора есть концепция, их объединяющая).
Характерные черты обозрения: четкое формулирование авторской идеи; отказ от искусственного подбора фактов; хорошее знание автором предмета.
Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ. Обзор писем в редакцию, как и обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.
Выделяются:
– обзоры информационного характера;
– профессиональные обзоры (рассматриваются творческие аспекты, цель – помочь журналисту преодолеть негативные стороны творчества);
– политические обзоры (деятельность СМИ рассматривается с точки зрения той или иной идеологии; средство политической борьбы);
– конкурентный обзор СМИ.
Основные формы обзора СМИ:
– информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий;
– тематический обзор, демонстрирующий широкий спектр мнений, высказанных различными изданиями по определенной теме. [50]
Прогноз. Предсказания, или прогнозы, – это суждения о будущем. Прогноз, который всегда сбывается, называют «пророчествами». Иногда понятие «прогноз» журналисты заменяют понятием «гипотеза». Понятия совпадают лишь отчасти. А именно гипотеза, как и прогноз, в ряде случаев может рассматривать некоторые явления, отнесенные в будущее. Но она может быть обращена и в прошлое. Прогноз же всегда связан только с будущим тех или иных явлений. Кроме того, прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений. В отличие от него в гипотезе может идти речь о явлениях, которые никогда не существовали или не существуют в настоящий момент. Не совсем верно отождествлять прогноз и с версией. Версия – это возможный вариант развития события. С помощью версий обычно пытаются объяснить уже свершившиеся факты. Но иногда версия излагает вариант развития какого-то явления в будущем. В этом случае понятия «версия» и «прогноз» могут совпадать. [102; 269]
Письмо. Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.
Очень часто письмо в газете – это публичный вызов адресату, приглашение на открытую «арену», где он должен продемонстрировать на виду у всех не только свои профессиональные качества или свою власть, но и личное мужество, интеллект, нравственную стойкость. [102; 271]
Колонка. Колонка – жанр, получивший широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.
В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем» [Михайлов; 1998]; фельетона (критический, ироничный тон колонки).
Подчас колонка может являть
собой произведение, полностью написанное
в каком-либо аналитическом (рецензия,
обозрение, комментарий) или художественно-
Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной. [50]
Практически все колонки представляют
собой аналитические жанры. Так,
яркий пример – колонка Татьяны
Сулимовой; «Кочка зрения» Сергея Канашица;
Корзина впечатлений Елены
Т.о., аналитические жанры имеют множество подвидов, встречающихся в современной прессе. Многие из этих жанров схожи между собой, и отличает их только задача публикации или определенный способ подачи информации. Аналитическое начало в материалах все чаще встречается в современной прессе.
2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ "СБ. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ", «РЕСПУБЛИКА»)
В данной главе на примерах центральных газет «СБ. Беларусь сегодня» и «Республика» мы проанализируем практическое применение аналитических материалов в современной периодике.
Надо отметить, что аналитика
в той или иной мере присутствует
практически во всех публикациях: журналист
сам или через слова
Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвленная система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами. Причем, система эта не является чем-то раз и навсегда данным — она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой.