Что такое мультимедийная
журналистика?
18 июня 2010
АННОТАЦИЯ: Процессы конвергенции,
владение несколькими видами средств
распространения информации, а также мультимедийные
отделы новостей – подобные слова все
решительнее занимают места в словаре
современной журналистики: на практике,
в процессе обучения и в области исследований.
Количество материалов, посвященных исследованиям
мультимедиа, растет стремительными темпами,
но уже ясно – для разных людей это понятие
подразумевает разные значения. Процветают
исследования на тему значения мультимедиа
в репортерской работе для журналистики
и журналистов. В данной статье проводится
анализ социального и культурного контекста
мультимедиа в журналистике, его значения
для современных отделов новостей и СМИ
в целом, а также существующие (и только
нарождающиеся) практики использования
мультимедиа в Европе и США. Цель статьи
– дать ответ на вопрос о том, каким образом
«мультимедиа» оказывает влияние на практическую
деятельность и представление журналиста
о самом себе, а также о том, как этот процесс,
в свою очередь, создает и формирует
профессиональный образ мультимедийной
журналистики. В данной работе приведен
анализ специальной и научной литературы
в Европе и США, проведенный на базе концепции
медийной логики, использованной в качестве
теоретического базиса.
ВСТУПЛЕНИЕ
Понятия конвергенции, владения
несколькими видами СМИ и мультимедийной
репортерской работы все решительнее
занимают места в словаре современной
журналистики: на практике, в процессе
обучения, а также в области
исследований. Количество материалов,
посвященных исследованиям мультимедиа,
растет стремительными темпами, но уже
ясно – для разных людей это
понятие имеет разные значения. Процветают
исследования на тему значения и влияния
конвергенции и мультимедиа в
журналистике и репортерской работе.
Данная статья посвящена изучению контекста
мультимедиа в журналистике, исследованию
его значения для современных
отделов новостей и СМИ в целом,
а также существующие (и только
нарождающиеся) практики использования
мультимедиа в Европе и США. В
качестве опорной точки для данных
исследований я воспользовался специальной
и научной литературой, посвященной
вопросам конвергенции и мультимедиа
в журналистике – в частности,
в Европе и США.
Цель работы - дать ответ
на вопрос о том, каким образом
«мультимедиа» оказывает влияние
на практическую деятельность и представление
журналиста о самом себе, а также
о том, как данный процесс, в свою
очередь, трансформирует и формирует
профессиональный образ мультимедийной
журналистики. В роли составных компонентов
такого профессионального образа я
рассматриваю «логику» мультимедийной
журналистики (совокупность административных,
организационных, технологических
и культурных факторов) и степень
ее влияния на характер выполнения
репортерской работы в условиях конвергенции
и сужения рынка (смотри Dahlgren, 1996). Эти
компоненты следует считать рекомбинантными,
поскольку журналисты не только сами формируют
контекст, но и подпадают под влияние различных
контекстов, существующих в мультимедийной
репортерской деятельности (смотри Lievrouw и Livingstone, 2002).
Таким образом, разговор о любых аспектах
профессионального образа мультимедийной
журналистики неизбежно приводит к критическому
обсуждению различных значений того или
иного аспекта для журналистов, находящихся
под его влиянием. Итогом дискуссии становится
определение аспектов процесса конвергенции,
оказывающих влияние на деятельность
журналистской организации (смотри van Zoonen, 1998). Моя
задача состоит в обобщении результатов
непрекращающихся дебатов и опыта практиков
и научных работников в области СМИ на
базе теоретических выкладок. Цель – свести
воедино множественные смысловые и прикладные
значения таких взаимосвязанных процессов
как компьютеризация, преобразование
данных в цифровую форму, конвергенция
и мультимедиа в СМИ.
МУЛЬТИМЕДИА –
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Чтобы адекватно разобраться
в сути понятия «мультимедиа»
в сфере профессиональной международной
журналистики, необходимо выйти за
рамки существования (или примеров
существования) мультимедийной журналистики
и задуматься о ее социальной сути.
Дальгрен (Dahlgren, 1996) очерчивает
рамки для разработки концепции пересмотра
конфигурации журналистики в новых условиях
существования СМИ на базе некой медийной
логики. Данная логика определяется как
определенным образом структурированные
характеристики СМИ, комплекс технических
и организационных атрибутов, а также
уровень культурной компетенции пользователей.
Все это вкупе оказывает влияние на суть
и смысл контекста, представленного СМИ
(Дальгрен основывается на работе Альтеида
и Сноу, последний раз опубликованной
в 1991 году). Концепцию медийной логики
можно, например, использовать для анализа
характеристик деятельности профессиональных
сетевых журналистов – на основе сведений
о том, как они описывают и самостоятельно
оценивают собственный уровень компетентности,
свои атрибуты и способности (Deuze и Dimoudi, 2002).
Я хотел бы использовать эти соображения
в оценке характеристик мультимедийной
логики в журналистике. Иными словами,
я постараюсь дать оценку мультимедиа
через призму административных, технологических,
организационных и культурных (в рамках
уровня квалификации создателя новостей)
перспектив. Преимущество использования
медийной логики в исследовании роли мультимедиа
в СМИ перед другими, не менее серьезными
подходами, примененными в ряде недавних
исследований (например, «диффузия инноваций»
(Rogers, 1995), «метод
привратника» (Singer, 1997a, 1997b),
«социология журналистики» (Schudson, 2003) или
«теория социальных систем» (Quandt, 2003a)) состоит
в том, что данная методика позволяет исследователю
сразу видеть широкую перспективу динамики
изменений и сопротивления адаптации
к новой среде. В то же время, данная методика
дает возможность ограничить рамки исследования
конкретным типом средства массовой информации.
Прежде чем переходить
к обсуждению компонентов логики
мультимедийной журналистики, позвольте
мне познакомить вас с современным
утилитарным определением мультимедийной
журналистики. Существуют два способа
определения сути мультимедиа в
журналистике: во-первых, это представление
пакета новостей на сайте с использованием
двух или более медийных форматов,
таких как (но не только) устное и
печатное слово, музыка, видео и фото,
графическая анимация, а также
интерактивные и гипертекстовые
элементы (сетевая журналистика; смотри Deuze, 2003a). Во-вторых,
под мультимедиа понимается интегрированная
(хотя и не обязательно синхронная) презентация
пакета новостей посредством различных
средств, таких как (но не только) сайт,
пользовательская группа Usenet, электронная
почта, SMS, MMS, радио, телевидение, телетекст,
печатные газеты и журналы (иными словами,
«горизонтальная интеграция средств подачи
новостей»). Оба определения достаточно
близки к идеалу, и их следует трактовать
как вероятные «рубежи» на непрерывном
отрезке пути от отсутствия конвергенции
до полной конвергенции. Авторам двух
недавних исследований удалось идентифицировать
различные «остановки» на этом пути. Так,
исследователи европейского проекта Mudia1 назвали
три шага на пути к предполагаемому «рубежу»
в виде полностью интегрированного отдела
мультимедийных новостей – это различные
«уровни» конвергенции (Aquino и др., 2002).
В то же время, группа американских ученых
весьма похожим способом разработала
перечень из 5 фаз на пути к полной конвергенции
(Daily и др., 2003).
Итак, разработанное определение «континуума
конвергенции» подразумевает - рано или
поздно все средства массовой информации
достигнут той стадии, когда интеграция
различных компонентов процесса производства
новостей (в том числе, аудио, видео, текста,
фото, графики, а также маркетинга, комбинированного
стимулирования сбыта, продажи, перераспределения
и интерактивного общения с аудиторией)
станет реальностью. Как правило, подобные
модели не учитывают тот факт, что конвергенция
не обязательно должна представлять собой
линейный процесс. В этом процессе могут
наблюдаться отдельные провалы, или же
он может вовсе не затрагивать определенные
структурные единицы организации. Метафорическая
суть понятия «континуума» несколько
диссонирует с заявленным предположением
о его неизбежности, а также с предполагаемым
наличием консенсуса между акционерами
и работниками СМИ в их оценке значения
процесса конвергенции для них лично,
их работы и долевого участия в компании.
В данной работе используется
достаточно утилитарное определение
конвергенции, принятое в компаниях,
занимающихся распространением новостей.
Конвергенция, как правило, рассматривается
(причем все чаще) в аспекте сотрудничества
и партнерства прежде весьма удаленных
друг от друга отделов новостей и
других подразделений современного
СМИ. Подобные примеры регулярно
появляются в Интернете даже вопреки
тому, что ряд таких вопросов как
рентабельность (или ее отсутствие),
скорость передачи информации, управление
доступом, удобство использования и
вопросы защиты авторских (международных)
прав все еще входят в число
проблем, препятствующих эффективному
и новаторскому использованию данного
вида мультимедийной журналистики. Мультимедийные
проекты в сфере журналистики
часто начинаются с совместного
ведения сайтов. В определенный момент
они перерастают в другие типы
обмена и сотрудничества (комбинированное
стимулирование и продвижение совместных
проектов, совместную продажу рекламных
площадей в СМИ разных форматов,
обмен новостями, частичную взаимную
интеграцию отделов новостей; в качестве
примера смотри Boczkowski, 2003; Gentry, 2003; Singer, 2003, 2004; Stone & Bierhoff, 2002). Интегрированные
мультимедийные проекты сегодня получили
повсеместное распространение, в частности,
в индустрии развлечений. Например, такие
телевизионные шоу как «Большой брат»
или фильмы типа «Звездных войн», тщательно
разрабатываются, готовятся к выпуску
и рекламируются совместными усилиями
с помощью широкого спектра платформ,
форматов, каналов и рынков.
Ниже перечислены лишь
некоторые из наиболее свежих примеров
мультимедийной журналистики – начиная
с самых зачаточных и заканчивая
более продвинутыми:
- так называемые «включения»
- выступления пишущих журналистов
перед камерами для телеканала,
сотрудничающего с их изданием,
в ходе которых освещаются
некоторые аспекты определенных
новостей;
- галереи или слайд-шоу
из снимков, подобранные фоторепортерами
для сайта газеты своей компании
(в такие галереи включают фотоснимки,
которым не нашлось места в
печатной версии издания);
- анонсы новостей или
краткие резюме, подготовленные
пишущими, телевизионными или сетевыми
журналистами для использования
в e-mail или SMS рассылках;
- совместные проекты различных
средств массовой информации
по сбору, редактированию и
презентации репортажей в самых
разных форматах;
- полностью интегрированный
отдел новостей, в котором группы
репортеров печатных, телевизионных
и сетевых изданий ведут совместный
сбор информации, накапливают общую
базу данных и создают целые
пакеты репортажей, предназначенных
для размещения в самых разных
видах СМИ.
Проведенные в ряде стран
исследования демонстрируют текущую
тенденцию - современное использование
мультимедийных проектов и подобных
им процессов в СМИ построено
на копировании уже существующих
(так сказать «старой школы») методик
репортерской работы и принципов
журналистской культуры (Boczkowski, 2003; Quinn & Trench, 2002). Дело
в том, что на большинстве сайтов и в пакетах
новостей практически не используются
интерактивные инструменты (Jankowski и Van Selm, 2000; Massey и Levy, 1999; Quandt, 2003b; Schultz, 1999, 2000),
а возможности мультимедиа не задействованы
в полной мере (Sundar, 2000; Zerba, 2003). Кроме
того, большинство примеров новаторского
использования гипертекста, мультимедиа
и интерактивности, как правило, взяты
вовсе не у ведущих сетевых СМИ (Deuze, 2003a).
Учитывая процессы интернационализации
и глобальной экспансии индустрии
массовой информации, появление комбинированной
собственности на рынке СМИ (под
влиянием неуклонного уменьшения объема
вмешательства со стороны большинства
государств мира в экономику), а также
развитие транснациональных корпоративных
средств массовой информации, большинство
наблюдателей ожидают появления
уже в ближайшем будущем полноценной
конвергентной мультимедийной журналистики
(смотри, например, Stone и Bierhoff, 2002 -
в отношении Европы; Lasica, 2002 и Criado и Kraeplin,
2003 – в отношении США). Тем не менее, следует
четко понимать, что в контексте данной
статьи, говоря о мультимедийной журналистике,
я оперирую утилитарным определением,
основанном на современных практиках
деятельности отделов новостей, в частности,
в Европе и США. Ключевым моментом в данном
подходе является понимание конвергенции
как более или менее вынужденного сотрудничества
и постепенного слияния прежде отделенных
друг от друга видов журналистской деятельности.
Это особенно заметно на примере интеграции
работы печатных или телевизионных проектов
с сетевыми коллегами. Данное наблюдение
в той или иной мере применимо и к сетевой
журналистике: журналистика (например,
в производстве цифрового контента, в
частности, аудио, видео и текста) более-менее
эксклюзивно используется для презентации
и распространения информации в сети Интернет,
исполняя роль графического интерфейса
в Интернете (Deuze, 1999). Различие
кроется в намерениях или целях журналистики:
сетевая журналистика существует вовсе
не ради мультимедиа как такового. В реальности,
цифровые репортажи, созданные с использованием
множества форматов подачи данных, следует
рассматривать как потенциально возможный,
но вовсе не обязательный атрибут прибавочной
стоимости для сетевой журналистской
презентации (Deuze, 2003а; Paul и Fiebich, 2002). Другими
словами, сетевая журналистика вовсе не
синонимична понятию «мультимедийная
журналистика», а для детального обсуждения
сетевой журналистики (часто именуемой
кибержурналистикой, электронной журналистикой
или Интернет-журналистикой) можем предложить
вашему вниманию теоретические и практические
труды, посвященные этому явлению – нечто
подобное предлагает Heinonen (1999) из Финляндии,
Altmeppen с коллегами (2000) и Meier (2002) из Германии,
Hall (2001) и Ward (2002) из Великобритании, а также
Pavlik (2001) из США.
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ
ЛОГИКА
Как уже пояснялось выше,
в данной работе я исхожу из следующей
посылки - более глубокое понимание
сути того влияния, которое оказывает
изменение ситуации в сфере средств
массовой информации (в т.ч. в культурном
и практическом аспекте) на общественное
устройство, нуждается в критической
оценке логики всего происходящего.
Если вернуться к рассматриваемым
вопросам, нам необходимо обратиться
к взаимозаменяемым (или рекомбинантным)
компонентам мультимедийной логики:
административно структурированным
характеристикам СМИ, комплексу
технических и организационных
атрибутов, а также учесть уровень
культурной компетенции пользователей
и создателей новостей.
СТРУКТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Структура конвергентного мультимедийного
средства массовой информации развивается
с середины 90-х. С тех пор компании
всего мира стремятся к нахождению
хоть какой-то формы сотрудничества
между СМИ или тесного взаимодействия
(синергии) между ранее отдаленными
друг от друга подразделениями, отделами
новостей и организационными структурами.
В соответствии с данными опроса
200 руководителей СМИ разных стран
мира, проведенного в 2001 году, почти
в ¾ этих компаний на тот момент
планировались или уже воплощались
в жизнь стратегии интеграции
(Innovation, 2001). В
числе отдельных примеров физической
интеграции компаний, действующих на рынке
средств массовой информации, в области
телевещания, печатной и сетевой журналистики
можно назвать FT.com и Financial Times в Великобритании,
Recoletos с Marca и Expansion в Испании, Chicago Tribune,
WGN-TV/Radio с CLTV (партнер по кабельному телевидению)
в США (Bockowski, 2003; Gentry, 2003; Stone и Bierhoff, 2002). Вероятно,
первопроходцами стали Tampa Bay Online, Channel
8-TV и Tampa Tribune в США. Скорее всего, именно
в США можно найти максимальное количество
примеров структурной конвергенции на
административном уровне (Carr, 2002; Singer, 2004; Stivens, 2002). Помимо
этих «полноценных» форм конвергенции,
можно смело говорить о том, что регулярно
растущее большинство СМИ разных регионов
мира продвигают основной продукт своей
журналистской деятельности более чем
через один «канал сбыта». Проведенные
в нескольких странах исследования говорят
о том, что журналисты медленно, но уверенно
свыкаются с тем, что у их «оригинального
издания» уже существует и версия в Интернете.
Эти данные полностью соответствуют росту
информированности о существовании отдельной
профессии – сетевого журналиста (Deuze и Paulussen, 2002; Singer, 2003). Вопреки
тому, что еще в середине 90-х некоторые
эксперты, ученые и исследовательские
компании уверяли нас в том, что оптимальной
моделью конвергентного средства массовой
информации (т.е. сочетания «материнского»
традиционного издания с его онлайн версией,
выходящей в Интернете) станет полностью
интегрированный отдел новостей, достичь
этого пока не удалось (и в этот прогноз
касательно индустрии массовой информации
верят далеко не все). Доводы в пользу интеграции
печатного отдела новостей и «представительства»
в Интернете: Fulton, 1996, 2000; Lapham, 1995. А вот
и несколько «скептические» заключения
по этому вопросу из США - Pavlik, 2001, а также Neuberger, 2001 – из
Германии.