Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 06:43, автореферат
Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.
Жанровые признаки игрового телевидения формировались параллельно с тем, как происходила трансформация и перераспределение в практике электронных СМИ их имманентных функций. При этом новые в практике отечественного телевидения игровые виды и жанры оказывают мощное стилистическое воздействие на более традиционнные жанры. Налицо ситуация диффузии жанров, которая носит односторонний характер, так как жанровой трансформации подвергаются устоявшиеся формы и виды телевещания.
В параграфе 2.5 «Новые виды, форматы и жанры телевещания: теория и эфирная практика» описывается и анализируется типология жанров отечественного телеэфира.
В теории журналистики жанровая структура профессиональной деятельности определялась не только формальными, но и содержательными признаками. Технологически-организационные аспекты при этом учитывались во вторую очередь. Предлагаемая автором методика типологизации жанров с учетом реалий медиасферы базируется на доминантном значении информации в журналистской практике.
В диссертации на основе анализа практики СМИ предлагается трактовка важнейших терминов.
Контент - структурированный объем совокупного эфирного продукта конкретного вещателя или программопроизводителя за определенную фиксированную единицу времени.
Тип (вид) вещания определяется технологической основой распространения контента – либо в режиме прямого эфира, либо в записи.
Единица эфирного контента (программная, жанровая) – завершенный, имеющий конкретные временные и пространственные характеристики продукт журналистского творчества, в основе которого – наличие информации, или ее отсутствие. Данное понятие синонимично прежним профессиональным журналистским терминам «программа» и «передача», которыми определялись различные структурные элементы эфира, несущие определенную информацию и смысловую нагрузку.
Единицей эфирного контента может быть не только конкретная завершенная или записанная программа. Под данное определение попадают и прямые трансляции различных событий (визиты, съезды, собрания, спортивные состязания и др.), и рекламные блоки, которые размещаются в межпрограммном пространстве, и анонсы будущих программ.
Формат единицы эфирного контента – это совокупность организационных приемов и структурных элементов телевизионного продукта, включающих драматургию конкретных ситуаций, характерный состав ведущих и приглашенных участников, систему отношений между ними, продолжительность данной эфирной единицы, степень и качество участия публики и т. п. Формат определяет для программы (передачи) те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других. В международном телебизнесе под «форматом» понимают описание, характеризующую конкретную программу. Оно применяется при продаже лицензии на воспроизводство формата в других странах и регионах.
Жанр единицы эфирного контента – совокупность формальных профессиональных приемов в журналистском творчестве, которые используются при обработке информации с целью придания ей необходимого завершенного вида как единице эфирного контента, охватывающей собственное конкретное содержание.
Предлагаемые в диссертации подходы к типологизации телеконтента имеют сходство с методикой типологизации новобразующихся ЕЭК в игровом сегменте телевещания, разработанной в документе Медиакомитета под названием «Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции».
Развлекательный сегмент отечественного телевидения состоит из трех больших типологических групп: игровые программы, музыкальные и юмористические программы. В диссертации дана подробная классификация жанров каждой из обозначенных групп.
В третьей главе «Морально-этические аспекты функционирования новых жанров» анализируются социально-психологические последствия трансформации системы жанров, образования новых жанровых моделей интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей.
В параграфе 3.1 «Фобии в зеркале отечественного телевидения и их воздействие на аудиторию» описываются наиболее распространенные тематические тренды российского телеэфира, которые базируются на соответствующем маргинальном сюжетотворчестве журналистов.
Автор пришел к выводу о предпочтении отечественным телевидением событий и новостей негативного характера, связанного с эксцессами коллективного и индивидуального сознания. Показательно, что при этом используется весь возможный современный жанровый спектр – от интервью и очерка до реконструкции событий на месте происшествия или преступления. Происходит нарастание поверхностной сенсационности эфирного контента, когда количественные характеристики могут привести к качественным изменениям в сознании массовой аудитории. Подобную тенденцию автор характеризует как «отрицательное телевидение» и демонстрирует прямую взаимосвязь между количеством скандально-криминального контента в эфире и ожиданиями аудитории, у которой формируются определенные фобии.
В параграфе 3.2 «Проблемы отрицательного психологического и физиологического воздействия телевещания» анализируется негативный эффект, связанный с воздействием «отрицательного телевидения» на аудиторию и рассматривается возможность ограничения и нейтрализации подобного воздействия.
В диссертации исследуется вещательная политика каналов ТВ-3 и «2х2», деятельность владельцев и участников проекта Comedy Club. Особое внимание автор уделяет деструктивному воздействию нецензурной лексики, наличие которой в эфире многих телеканалов продуцирует снижение общей языковой культуры современных СМИ, маргинализирует вербальное общение как на экране, так и в эмпирической действительности. Среди каналов, практикующих выпуск программ с ненормативной лексикой, доминируют ТВ-3 и ТНТ.
Особую проблему в подобной практике российского телевидения составляет воздействие на детскую аудиторию. Современные законодательные возможности его ограничения не столь эффективны, что позволяет субъектам телевизионного рынка практически беспрепятственно размещать в эфире те ЕЭК, которые они считают наиболее привлекательными для взрослых независимо от тематической направленности вещателя и времени выхода программы в эфир. По оценкам экспертов, в среднем на один час телетрансляции в российском эфире приходится более 4-х сцен насилия и эротики.
Сексуальные сцены и эпизоды насильственного характера в эфирном контексте имеют конкурентные преимущества перед эпизодами иного содержания. Эксцесс, направленный на человеческую личность, и основанный на межличностных коммуникациях, всегда носит персонифицированный характер и потому событийно исключителен с точки зрения обыкновенного зрителя. В этом случае телевидение как СМИ не столько демонстрирует явление внешней действительности, сколько позволяет смотрящему «заглянуть» в себя. Несмотря на игровой характер зрелища, оно предоставляет зрителю возможность сопоставить «свою» реальность с реальностью виртуальной. Молодежная аудитория оказывается в подобной ситуации более внушаемой и восприимчивой к изыскам поведенческого моделирования «телевидения досуга». У более взрослой по возрасту и жизненному опыту аудитории порог восприимчивости к примерам из телевизионной эфирной практики «шоу-цивилизации» достигает более высоких значений.
В параграфе 3.3 «Вопросы духовной жизни в зеркале телеэфира» экстенсивное жанровое развитие отечественного телевидения рассматривается с точки зрения отражения идеологических функций в эфирной практике.
Описывая ход реализации проекта «Имя Россия» («Россия», май-декабрь 2008 г.), автор диссертации анализирует использование различных жанровых форм: от элементов ток-шоу до инсценизации документа. Реальность современных политических процессов, отраженная в идеологеме истории, предстала в эфире государственного телеканала в образе выбранного экспертами и аудиторией князя Александра Невского. Апелляция к массовому сознанию с помощью культурного и исторического мифа была реализована в адаптированной зрелищной форме, характерной для медийной практики последнего времени. Однако доминирующее значение идеологической составляющей превзошло представления об экономической целесообразности, так как рейтинги выпусков проекта «Имя Россия» свидетельствовали о том, что он не является лидером среди зрительских предпочтений аудитории.
Подробному анализу в параграфе подвергается ситуация присутствия конфессиональной тематики в отечественном телеконтенте. Автор приходит к выводу о нарастающем доминировании религиозного тренда в виде разнообразных жанровых форм ЕЭК. Генеральный интерес отечественного телевещания к религии (главным образом, православной) определяется несколькими факторами:
В параграфе 3.4 «Регламентация контента и вопросы эротизации телевещания» анализируется практика отечественного телевидения в связи с присутствием в эфире эротической тематики.
Исследование содержательных факторов в его деятельности приобрело особую актуальность в контексте общей гендерной проблематики в российском медиапространстве. Оно выявило следующие уровни ее присутствия:
1) cоциально-политический;
2) профессионально-
3) тематически-драматургический;
4) потребительско-релаксационный.
Степень понимания глубины трактовки гендерных проблем связана с тем, как присутствуют мужчины и женщины в различных сферах человеческой деятельности (политика, бизнес и т.д.). Телевидение так или иначе отражает подобные ситуации в различных форматах и видах, а порою и моделирует их в условном экранном пространстве в виде различных проявлений собственной игровой природы. Место дихотомии М/Ж в социуме – главный смысл подобного подхода к гендерной проблематике.
Тема противостояния, взаимного притяжения и отталкивания полов – едва ли не самый популярный в нынешнем телевещании тренд, помогающий структурировать не только конкретные ЕЭК, но и целые форматы и виды вещания – от реалити-шоу до просветительских программ.
Наиболее проблемный уровень осмысления явления гендера в информационном обществе, в конкретном-детерминированном социуме – это ситуация, связанная с глубоким и повсеместным проникновением эротики как социокультурного явления не только в практику реальной жизни, но и в виртуальную действительность.
Однако проблемы эротизации телевещания, то есть того, как активно ищутся и находятся новые жанры и форматы, ориентированные на сексуальность медиасодержания, необходимо рассматривать в более общем контексте, связанным с функционированием стереотипов и мифов массовой культуры.
Признавая «ролевую концепцию» современной журналистики, можно утверждать, что на глазах у телезрителей разыгрываются целые «спектакли», в основе драматургии которых – столкновение интересов определенных медиаперсонажей, замешанных на эксплуатации их сексуальной идентичности (К.Собчак, Т.Канделаки, С. Зверев, А.Чехова и др.). Последняя опосредованно впитывает в себя как общую эротизацию контента, так и ту мифологию сексуальности, которая укореняется в обществе. Пансексуальность медийного пространства как в России, так и за ее пределами, есть очевидное следствие свершающейся трансформации доглобализационного «общества спектакля» в «шоу-цивилизацию» в условиях глобализации информационного пространства.
В диссертации эротика в телеэфире анализируется как тематический тренд на примере как конкретных ЕЭК, так и отдельных медиаперсон, демонстрирующих имидж, акцентированный на сексуальной идентификации личности журналиста. Подробно рассматриваются варианты гендерных персональных предпочтений в различных ЕЭК, исходя из их тематики и реализованных жанровых конструкций, сопоставляется опыт советского телевидения и современная эфирная практика.
Автор приходит к выводу о проблематичности ограничения эротизации контента в современных организационно-правовых и экономических условиях функционирования телевидения.
В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, отмечаются проблемы, требующие дальнейшего научного изучения.
В Приложениях представлены: cписок основных собственников СМИ Российской Федерации; Классификатор телевизионных программ Медиакомитета; перечень неэфирных телевизионных каналов, функционирующих на территории Российской Федерации; хронологическая таблица появления на отечественном телевидении развлекательных форматов и видов вещания; описание современных коммуникационных технологий в телевизионном вещании.
Положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Монографии
Статьи в периодических изданиях перечня ВАК: