Введение
Право на землю постепенно превращается
из абстрактного понятия в реальность
для многих людей. Всё больше организаций
и граждан начинают сталкиваться с необходимостью
решать вопрос о праве на землю под принадлежащей
им недвижимостью: будь-то жилой дом, здание, строение или сооружение.
Однако от провозглашения прав до реального
их осуществления лежит непростой путь.
В данной контрольной работе будет рассмотрено
право на землю, являющееся по своей сути
производным от права собственности: безвозмездное
срочное
пользование земельными участками.
Задачи работы: определение
понятия безвозмездного срочного пользования
земельными участками, рассмотрение его
содержания, а также условий и порядка
приобретения этого прав на землю. Во время
исследования были использованы методы
определения и классификации, анализа,
синтеза и системный метод.
1. Безвозмездное срочное
пользование земельными участками.
Одним из видов прав на земельные участки,
предусмотренные Земельным кодексом Российской
Федерации (далее – ЗК РФ), является право безвозмездного
срочного пользования. Право безвозмездного
срочного пользования земельными участками
является обязательственным правом.
Гражданское законодательство
дает определение понятия договора
безвозмездного пользования (договора ссуды). Так, по договору
безвозмездного пользования (договору
ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется
передать или передает вещь в безвозмездное
временное пользование другой стороне
(ссудополучателю), а последняя обязуется
вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком
она ее получила, с учетом нормального
износа или в состоянии, обусловленном
договором (пункт 1 статьи 689 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ)).
Таким образом, по договору
безвозмездного срочного пользования земельным участком (договору
ссуды земельного участка) одна сторона
(ссудодатель) обязуется передать или
передает земельный участок или его часть
в безвозмездное пользование на определенный
срок другой стороне (ссудополучателю),
а последняя обязуется вернуть земельный
участок или его часть.
Ссудополучатели (землепользователи)
- лица, пользующиеся земельными участками
на праве безвозмездного срочного пользования,
обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии
с их целевым назначением и принадлежностью
к той или иной категории земель и разрешенным
использованием способами, которые не
должны наносить вред окружающей среде,
в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие
специальные знаки, установленные на земельных
участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране
земель, лесов, водных объектов и других
природных ресурсов, в том числе меры пожарной
безопасности;
- своевременно приступать к использованию
земельных участков в случаях, если сроки
освоения земельных участков предусмотрены
договорами;
- соблюдать при использовании земельных
участков требования градостроительных
регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных
и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление,
деградацию и ухудшение плодородия почв
на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные
ЗК РФ, федеральными законами (статья 42
ЗК РФ).
Особенности договора безвозмездного
срочного пользования земельным участком:
- безвозмездность (отношения сторон
являются безвозмездными);
- предметом договора является
земельный участок или часть
земельного участка, сведения о
которых внесены в государственный
кадастр недвижимости (индивидуально-определенная непотребляемая вещь);
- срочность (пользование земельным
участком ограничено во времени);
- по истечении указанного времени
(срока) земельный участок должен
быть возвращен.
Безвозмездный характер землепользования
является отличительной чертой данного договора.
В договоре безвозмездного
срочного пользования земельным
участком должны быть указаны
данные, позволяющие определенно
установить земельный участок
или его часть, подлежащий передаче
ссудополучателю в качестве объекта
пользования. Земельный участок, подлежащий передаче
по договору, определяется путем указания
его кадастрового номера (учетного номера
части земельного участка), категории
земель, вида разрешенного использования,
местоположения (адреса), площади. При
отсутствии этих данных в договоре условие
о земельном участке или его части, подлежащем
передаче в пользование, считается не
согласованным сторонами, а соответствующий
договор не считается заключенным.
Договор безвозмездного срочного
пользования земельным участком,
как и договор аренды земельного участка, устанавливает
обязательственные права на земельные
участки, что обусловливает у них ряд принципиально
сходных черт. Во-первых, в обоих договорах
земельный участок передается в пользование,
только в одном случае - возмездное, а в
другом - безвозмездное. Во-вторых, при
регулировании договора безвозмездного
пользования законодатель использует
ряд отсылочных норм к главе ГК РФ об аренде
(так, пункт 2 статьи 689 ГК РФ содержит отсылки
к пяти статьям главы 34 "Аренда" ГК
РФ). Принципиальным отличием является
то, что земельный участок или его часть
при аренде передается не только в пользование,
но и во владение, что позволяет арендатору
пользоваться комплексом мер по владельческой
защите принадлежащего ему права аренды
земельного участка, чего лишен ссудополучатель.
А также в отличие от арендатора, который
вправе с согласия арендодателя сдавать
арендованное имущество в субаренду (поднаем)
и передавать свои права и обязанности
по договору аренды другому лицу (перенаем),
предоставлять арендованное имущество
в безвозмездное пользование, а также
отдавать арендные права в залог и вносить
их в качестве вклада в уставный капитал
хозяйственных товариществ и обществ
или паевого взноса в производственный
кооператив, ссудополучатель не вправе
распоряжаться земельным участком.
Таким образом, отношения, возникающие
из договора безвозмездного срочного
пользования земельным участком,
регулируются ЗК РФ, главой 36 ГК
РФ ("Безвозмездное пользование"),
а также отдельными нормами
главы 34 ГК РФ ("Аренда").
Статья 24 ЗК РФ определяет исчерпывающий
перечень случаев предоставления земельных
участков в безвозмездное срочное пользование:
1) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного самоуправления,
обладающими правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции,
государственным и муниципальным учреждениям,
казенным предприятиям, центрам исторического
наследия президентов Российской Федерации,
прекративших исполнение своих полномочий,
а также органам государственной власти
и органам местного самоуправления, для
целей, не связанных со строительством
на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности
граждан или юридических лиц, иным гражданам
и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций отдельных
отраслей экономики, в том числе
организаций транспорта, лесного
хозяйства, лесной промышленности,
организаций, осуществляющих деятельность
в сфере охотничьего хозяйства, государственных
природных заповедников и национальных
парков, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного самоуправления, обладающими
правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции,
религиозным организациям с предварительным
согласованием мест размещения объектов
для строительства зданий, строений, сооружений
религиозного и благотворительного назначения
на срок строительства этих зданий, строений,
сооружений и религиозным организациям,
имеющим на праве безвозмездного пользования
здания, строения, сооружения религиозного
и благотворительного назначения, на срок
безвозмездного пользования этими зданиями,
строениями, сооружениями;
5) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных
участков в пределах их компетенции, лицам,
с которыми заключен государственный
или муниципальный контракт на строительство
объекта недвижимости, осуществляемое
полностью за счет средств федерального
бюджета, средств бюджета субъекта Российской
Федерации или средств местного бюджета,
на основе заказа, размещенного в соответствии
с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд»,
на срок строительства объекта недвижимости;
6) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков
в пределах их компетенции, жилищно-строительным
кооперативам в случаях, предусмотренных
федеральным законом;
7) лесных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, земельные участки
могут предоставляться в безвозмездное
срочное пользование из земель,
находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
из земель, находящихся в частной
собственности, а также из земель
организаций.
Перечень случаев, когда земельные участки
могут предоставляться в безвозмездное
срочное пользование, является исчерпывающим
и не может толковаться расширительно,
так как изложенные правила представляют
собой строго ограниченный круг исключений
из общего принципа платности использования
земли, установленного ЗК РФ.
Кроме того, земли промышленности
и иного специального назначения
в соответствии со статьей 24 ЗК
РФ могут предоставляться в
безвозмездное срочное пользование
для сельскохозяйственного производства и иного использования (пункт 6 статьи
87 ЗК РФ). Исполнительные органы государственной
власти, обладающие правом предоставления
соответствующих земельных участков в
пределах их компетенции, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
могут передавать отдельные земельные
участки из земель, предоставленных для
нужд обороны и безопасности, в безвозмездное
срочное пользование юридическим лицам
и гражданам для сельскохозяйственного,
охотхозяйственного, лесохозяйственного
и иного использования (пункт 5 статьи
93 ЗК РФ). Такой порядок установлен Постановлением
Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении
Правил передачи отдельных земельных
участков из земель, предоставленных для
нужд обороны и безопасности, в аренду
или безвозмездное срочное пользование
юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного,
лесохозяйственного и иного использования".
Для строительства в безвозмездное срочное
пользование могут предоставляться земельные
участки:
1) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам
и юридическим лицам на основании договора;
2) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции,
религиозным организациям с предварительным
согласованием мест размещения объектов
для строительства зданий, строений, сооружений
религиозного и благотворительного назначения
на срок строительства этих зданий, строений,
сооружений;
3) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков
в пределах их компетенции, лицам, с которыми
заключен государственный или муниципальный
контракт на строительство объекта недвижимости,
осуществляемое полностью за счет средств
федерального бюджета, средств бюджета
субъекта Российской Федерации или средств
местного бюджета, на основе заказа, размещенного
в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или
муниципальных нужд», на срок строительства
объекта недвижимости. Вышеуказанный
Федеральный закон утрачивает силу с 01.01.2014.
С 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон
от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»;
4) из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
исполнительными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах
их компетенции, жилищно-строительным
кооперативам в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
Предоставление земельного
участка в безвозмездное срочное
пользование религиозной организации
для строительства зданий, строений, сооружений религиозного
и благотворительного назначения с предварительным
согласованием места размещения объекта
осуществляется в следующем порядке:
1) религиозная организация, заинтересованная
в предоставлении земельного
участка для строительства, обращается в исполнительный орган
государственной власти или орган местного
самоуправления, обладающие правом предоставления
соответствующих земельных участков в
пределах их компетенции, непосредственно
либо через многофункциональный центр
предоставления государственных и муниципальных
услуг с заявлением о выборе земельного
участка и предварительном согласовании
места размещения объекта. В данном заявлении
должны быть указаны назначение объекта,
предполагаемое место его размещения,
обоснование примерного размера земельного
участка, испрашиваемое право на земельный
участок. К заявлению могут прилагаться
технико-экономическое обоснование проекта
строительства или необходимые расчеты.
На основании заявления религиозной
организации либо обращения исполнительного органа государственной власти,
обладающего правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах его компетенции,
орган местного самоуправления обеспечивает
выбор земельного участка на основе документов
государственного кадастра недвижимости
с учетом экологических, градостроительных
и иных условий использования соответствующей
территории и недр в ее границах посредством
определения вариантов размещения объекта
и проведения процедур согласования в
случаях, предусмотренных федеральными
законами, с соответствующими государственными
органами, органами местного самоуправления,
муниципальными организациями.