Результаты выбора земельного
участка оформляются актом о
выборе земельного участка для
строительства, а в необходимых
случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной
зоны. К данному акту прилагаются утвержденные
органом местного самоуправления схемы
расположения каждого земельного участка
на кадастровом плане или кадастровой
карте соответствующей территории в соответствии
с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной
власти или орган местного
самоуправления, обладающие правом
предоставления соответствующих
земельных участков в пределах
их компетенции, принимает решение
о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее
акт о выборе земельного участка в соответствии
с одним из вариантов выбора земельного
участка, или об отказе в размещении объекта.
2) решение о предварительном
согласовании места размещения
объекта является основанием установления в соответствии с заявкой
религиозной организации, заинтересованной
в предоставлении земельного участка
для строительства, и за ее счет границ
такого земельного участка и его государственного
кадастрового учета.
На основании акта о выборе земельного участка для строительства,
схемы расположения земельного участка
на кадастровом плане или кадастровой
карте соответствующей территории и решения
о предварительном согласовании места
размещения объекта в отношении земельного
участка выполняются кадастровые работы,
и осуществляется постановка выбранного
земельного участка на государственный
кадастровый учет;
3) после постановки выбранного
земельного участка на государственный
кадастровый учет на основании
заявления религиозной организации,
заинтересованной в предоставлении земельного
участка для строительства, исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления, обладающие
правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции,
в двухнедельный срок принимает решение
о предоставлении испрашиваемого земельного
участка для строительства. Для принятия
решения о предоставлении земельного
участка для строительства соответствующий
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
запрашивает кадастровый паспорт земельного
участка (его копию, сведения, содержащиеся
в нем) в органе, осуществляющем кадастровый
учет и ведение государственного кадастра
недвижимости (на территории Новосибирской
области – в филиале Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая
палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии»
по Новосибирской области), если такой
документ не представлен религиозной
организацией по собственной инициативе.
Появившаяся с 01.01.2007 возможность
предоставления в безвозмездное срочное
пользование земельных участков в случае
заключения государственного или муниципального
контракта на строительство объекта недвижимости,
осуществляемое полностью за счет средств
федерального бюджета, средств бюджета
субъекта Российской Федерации или средств
местного бюджета, позволяет без проведения
торгов предоставлять земельные участки
для строительства, в том числе жилищного,
осуществляемого за счет бюджетных средств.
Так, по общему правилу продажа земельных
участков для жилищного строительства
или продажа права на заключение договоров
аренды земельных участков для жилищного
строительства осуществляется на аукционах.
Одним из исключений из этого правила
является предоставление земельного участка
в безвозмездное срочное пользование
из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, лицам,
с которыми заключен государственный
или муниципальный контракт на строительство
многоквартирного дома, осуществляемое
полностью за счет средств федерального
бюджета, средств бюджета субъекта Российской
Федерации или средств местного бюджета,
на основе заказа, размещенного в соответствии
с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд",
на срок строительства многоквартирного
дома.
Под государственным или
муниципальным контрактом понимается
договор, заключенный заказчиком
от имени Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации или муниципального образования
в целях обеспечения государственных
или муниципальных нужд. Так, на стороне
заказчика работ по строительству объекта
недвижимости выступает государственный
или муниципальный заказчик, представляющий
соответствующее публично-правовое образование
(Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование).
Правом подписания (заключения) государственного
или муниципального контракта обладает
только государственный или муниципальный
заказчик, в независимости от того, осуществлялись
ли функции по размещению заказа уполномоченным
органом или часть таких функций осуществлялась
специализированной организацией. Цель
заключения государственного или муниципального
контракта – выполнение работ по строительству
объекта недвижимости для государственных
или муниципальных нужд. Государственными
заказчиками, муниципальными заказчиками
выступают соответственно государственные
органы (в том числе органы государственной
власти), органы управления государственными
внебюджетными фондами (Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования), органы местного
самоуправления, казенные учреждения
и иные получатели средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации или местных бюджетов при размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг за счет бюджетных
средств и внебюджетных источников финансирования.
Получатель бюджетных средств (получатель
средств соответствующего бюджета) - орган
государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств казенное учреждение,
имеющие право на принятие и (или) исполнение
бюджетных обязательств от имени публично-правового
образования за счет средств соответствующего
бюджета, если иное не установлено Бюджетным
кодексом Российской Федерации (статья
6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Размещение заказа на выполнение работ
по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту объектов капитального строительства,
в том числе автомобильных дорог, временных
построек, киосков, навесов и других подобных
построек, для нужд заказчиков осуществляется
путем проведения открытого аукциона
в электронной форме. Размещение заказа
на выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
особо опасных, технически сложных объектов
капитального строительства, а также искусственных
дорожных сооружений, включенных в состав
автомобильных дорог федерального, регионального
или межмуниципального, местного значения,
осуществляется путем проведения конкурса
или открытого аукциона в электронной
форме.
С 01.12.2011 появляется возможность
предоставления земельных участков,
находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
Так, Федеральным законом "О
содействии развитию жилищного
строительства" предусматривается,
что Российская Федерация на
срок один год в целях жилищного
строительства с даты принятия
межведомственным коллегиальным органом
решения о целесообразности передачи
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществления полномочий
Российской Федерации по управлению и
распоряжению земельными участками, находящимися
в федеральной собственности, в целях,
предусмотренных Федеральным законом
"О содействии развитию жилищного строительства",
передает органам государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочие
Российской Федерации по предоставлению
земельных участков, находящихся в федеральной
собственности и в отношении которых принято
указанное решение межведомственного
коллегиального органа, в безвозмездное
срочное пользование жилищно-строительным
кооперативам, в том числе жилищно-строительным
кооперативам, создаваемым в соответствии
со статьей 16.5 вышеуказанного Федерального
закона, для строительства многоквартирных
домов, отнесенных к жилью экономического
класса и жилищно-строительным кооперативам,
создаваемым в соответствии со статьей
16.5 вышеуказанного Федерального закона
из числа граждан, имеющих трех и более
детей, для строительства многоквартирных
домов, жилых домов (в том числе объектов
индивидуального жилищного строительства),
которые и все жилые помещения в которых
соответствуют условиям отнесения жилых
помещений к жилью экономического класса.
Жилищно-строительным кооперативом
признается добровольное объединение
граждан и в установленных
Жилищным кодексом Российской
Федерации, другими федеральными
законами случаях юридических
лиц на основе членства в
целях удовлетворения потребностей граждан
в жилье, а также управления многоквартирным
домом. Члены жилищно-строительного кооператива
своими средствами участвуют в строительстве
многоквартирного дома. Жилищно-строительный
кооператив в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности выступает
в качестве застройщика и обеспечивает
на принадлежащем ему земельном участке
строительство многоквартирного дома
в соответствии с выданным такому кооперативу
разрешением на строительство. Жилищно-строительные
кооперативы являются потребительскими
кооперативами.
В соответствии со статьей
16.5 Федерального закона "О содействии
развитию жилищного строительства"
жилищно-строительные кооперативы
создаются в целях обеспечения
жилыми помещениями граждан из
числа лиц, которые замещают должности федеральной
государственной гражданской службы,
проходят военную службу и (или) для которых
работа в федеральных государственных
органах, на федеральных государственных
унитарных предприятиях, в федеральных
государственных учреждениях, государственных
научных центрах и федеральных государственных
образовательных учреждениях высшего
профессионального образования, государственных
академиях наук и созданных такими академиями
наук и (или) подведомственных им организациях,
организациях оборонно-промышленного
комплекса, сведения о которых включены
в сводный реестр таких организаций, является
основным местом работы, а также граждан,
имеющих трех и более детей.
Такие граждане имеют право
на однократное включение в
списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива,
которому передается земельный участок
в безвозмездное срочное пользование
в соответствии с Федеральным законом
"О содействии развитию жилищного строительства",
и однократное вступление в члены такого
кооператива. В случае, если такие граждане
уже являются членами жилищно-строительного
кооператива, которому земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставлены в безвозмездное
срочное пользование, не допускается включение
указанных граждан в списки граждан, имеющих
право быть принятыми в соответствии с
Федеральным законом "О содействии
развитию жилищного строительства"
в члены этого кооператива.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 09.02.2012 N
108 утверждены перечень отдельных категорий граждан,
которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных
кооперативов, создаваемых в целях обеспечения
жильем граждан в соответствии с Федеральным
законом "О содействии развитию жилищного
строительства и Федеральным законом
"О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации", и основания
включения указанных граждан в списки
граждан, имеющих право быть принятыми
в члены таких кооперативов.
В случае, если кооператив
создается из числа работников
государственных общеобразовательных учреждений,
находящихся в ведении субъекта Российской
Федерации, или муниципальных общеобразовательных
учреждений, государственных образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, находящихся в ведении субъекта
Российской Федерации, или муниципальных
образовательных учреждений высшего профессионального
образования, государственных учреждений
здравоохранения, находящихся в ведении
субъекта Российской Федерации, или муниципальных
учреждений здравоохранения, государственных
учреждений культуры, находящихся в ведении
субъекта Российской Федерации, или муниципальных
учреждений культуры и (или) граждан, имеющих
трех и более детей, то категории граждан
из числа лиц, для которых работа в указанных
учреждениях является основным местом
работы и которые могут быть приняты в
члены кооператива, и основания включения
указанных граждан, а также граждан, имеющих
трех и более детей, в списки граждан, имеющих
право быть принятыми в члены такого кооператива,
устанавливаются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Разновидностью безвозмездного
срочного пользования земельным
участком является пользование
служебным земельным наделом. Служебные
наделы предоставляются в безвозмездное
срочное пользование гражданам - работникам организаций отдельных отраслей
экономики, в том числе организаций транспорта,
лесного хозяйства, лесной промышленности,
организаций, осуществляющих деятельность
в сфере охотничьего хозяйства, государственных
природных заповедников и национальных
парков. Категории работников организаций
таких отраслей, имеющих право на получение
служебных наделов, условия их предоставления
устанавливаются законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации. Служебные наделы
предоставляются работникам таких организаций
на время установления трудовых отношений
на основании заявлений работников по
решению соответствующих организаций
из числа принадлежащих им земельных участков.
Трудовые отношения - отношения, основанные
на соглашении между работником и работодателем
о личном выполнении работником за плату
трудовой функции (работы по должности
в соответствии со штатным расписанием,
профессии, специальности с указанием
квалификации; конкретного вида поручаемой
работнику работы), подчинении работника
правилам внутреннего трудового распорядка
при обеспечении работодателем условий
труда, предусмотренных трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными
актами, трудовым договором (статья 15 Трудового
кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок предоставления
земельных участков гражданам
в виде служебного надела регулируются
кроме ЗК РФ и нормативными
актами федеральных органов исполнительной власти. Так,
согласно пункту 19 Положения о порядке
использования земель федерального железнодорожного
транспорта в пределах полосы отвода железных
дорог, утвержденного Приказом Министерства
путей сообщения Российской Федерации
от 15 мая 1999 N 26Ц, железные дороги предоставляют
отдельным категориям работников в полосе
отвода служебные земельные наделы для
сельскохозяйственного использования
в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации. Согласно Положению
о государственных природных заповедниках
в Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства РСФСР от
18 декабря 1991 N 48, на некоторых участках
заповедника в порядке, определенном в
Положении о конкретном государственном
заповеднике могут быть разрешены предоставление
работникам заповедника, в том числе вышедшим
на пенсию, но проживающим на его территории,
служебных наделов (пахотной земли и сенокосов).
Однако пункт 2 статьи 24 ЗК РФ,
разрешающий организациям отдельных
отраслей экономики, в том числе организациям транспорта, лесного
хозяйства, лесной промышленности, организациям,
осуществляющим деятельность в сфере
охотничьего хозяйства, государственным
природным заповедникам и национальным
паркам, предоставлять земельные участки
своим работникам в безвозмездное срочное
пользование в качестве служебного надела,
является типичным примером межотраслевой
коллизии (противоречия норм ЗК РФ и ГК
РФ). Данные организации – юридические
лица, как правило, созданы в организационно-правовой
форме учреждений, и земельные участки
принадлежат им не на праве собственности,
а на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом право передачи вещи в безвозмездное
пользование принадлежит ее собственнику
и иным лицам, правомочным на то законом
или собственником (пункт 1 статьи 690 ГК
РФ). Даже если считать ЗК РФ специальным
законом, то пункт 4 статьи 20 ЗК РФ в императивной
форме запрещает юридическим лицам, обладающим
земельными участками на праве постоянного
(бессрочного) пользования, распоряжаться
этими земельными участками. На основании
вышеизложенного следует сделать вывод
о том, что служебные наделы могут предоставляться
организациями своим работникам из земель,
находящихся у них на праве собственности
или праве аренды.
Из земель, находящихся в
частной собственности граждан или юридических
лиц, земельные участки могут предоставляться
в безвозмездное срочное пользование
иным гражданам или юридическим лицам
на основании договора. Срок договора
безвозмездного срочного пользования
земельным участком в данном случае законодателем
императивно не определен. Договор безвозмездного
срочного пользования земельным участком
заключается на срок, определенный договором.
Если срок безвозмездного срочного пользования
земельным участком в договоре не определен,
договор безвозмездного срочного пользования
земельным участком считается заключенным
на неопределенный срок. При этом следует
иметь в виду, что коммерческая организация
не вправе передавать земельный участок
в безвозмездное срочное пользование
лицу, являющемуся ее учредителем, участником,
руководителем, членом ее органов управления
или контроля.