Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 20:09, курсовая работа
В начале 1990-х гг. с провозглашением политической установки на переход к рыночным отношениям и формированию рынка недвижимости наступил переходный период на международной экономической арене. Все мировые державы приняли политическую установку на развитие рынка недвижимости и, прежде всего, частной собственности. Данный исторический момент обусловил создание института правового градорегулирования. Появилась необходимость в формировании условий для его полноправного функционирования.
В качестве юридической нормы был закреплен базовый принцип зонального регулирования: «Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в земельным участкам, иным объектам недвижимости» (п. 4 ст. 39 ГрК РФ от 07.05.98). Эта норма стала и продолжает быть лакмусовой бумагой для определения того, существует градостроительное зонирование или нет.
Законодательно было закреплено положение, согласно которому градостроительные регламенты разрешенного использования недвижимости исходно содержатся не в градостроительной документации и не в государственном градостроительном кадастре, а в местных нормативных правовых актах — правилах землепользования и застройки: «…градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны» (ст. 1 ГрК РФ от 07.05.98). Это положение снимало юридическую неопределенность, связанную с фактическим отсутствием регламентов в ситуации, когда многоуровневая градостроительная документация использовалась лишь как технологическое средство определения «целевого назначения» каждого отдельного земельного участка и объекта недвижимости. Другими словами, на практике под «зональной терминологией» скрывался прямо противоположный зональному индивидуальный подход к регламентированию назначения недвижимости, теперь же в обязанность вменялось применение не мнимого, но подлинного зонального подхода.
Результатом вышеперечисленных разнонаправленных движений — как в сторону рынка недвижимости, так и прочь от него — было в большей степени «топтание на месте», чем продвижение вперед.
Пятый этап — с 2001 по 2004 г.
Это период действия ГрК РФ от 07.05.98 и ЗК РФ вплоть до принятия ГрК РФ. Существенным событием в развитии системы градорегулирования на принципах градостроительного зонирования стало принятие в конце 2001 г. ЗК РФ. Примечательным это событие было в следующих отношениях8.
Во-первых, ЗК РФ фактически воспроизвел и закрепил нормы правового зонирования, которые четыре года ранее появились в ГрК РФ от 07.05.98. Тем самым была подчеркнута значимость именно этого компонента градорегулирования, что сказалось на активизации деятельности администраций городов в части введения правового зонирования9 (например, Хабаровска, Самары, Калининграда, Перми, Чебоксар, Саратова, Владимира, Ульяновска, Нижнего Новгорода и др.).
Во-вторых, в ЗК РФ были усилены и детализированы некоторые нормы, относящиеся к правовому зонированию. Речь идет преимущественно о нормах ст. 85 ЗК РФ10:
В начале шестого этапа, начиная с 2005 г., с принятием ГрК РФ и ФЗ «О введении действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», были установлены правовые последствия, наступающие по истечении определенного срока при отсутствии правил землепользования и застройки. Установлена норма, согласно которой с 1 января 2010 г. При отсутствии правил землепользования и застройки, запрещается предоставлять частным лицам для строительства земельные участки, выделенные из состава государственных или муниципальных земель.
Одна из наиболее наглядных особенностей правового института развития застроенных территорий состоит в том, что он может применяться только при наличии градостроительных регламентов, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах — правилах землепользования и застройки. Любые преобразовании затрагивают права третьих лиц. Такие права должны быть защищены. Есть только один способ их защиты — посредством нормативного правового акта, действие которого распространяется на неограниченный круг лиц. Таким актом в системе градостроительного проектирования могут быть только правила землепользования и застройки. На переходном этапе, до принятия правил землепользования и застройки, в период отрицания необходимости таких правил в отношении застроенных территорий практиковались неправовые процедуры, эрзац_схемы в виде, например, инвестиционных контрактов11.
С введением данной нормы градостроительное зонирование для органов местного самоуправления перестало быть факультативным действием по принципу «хочешь – делай, не хочешь — не делай», причем отсутствующие правила землепользования и застройки, документация по планировке территории легко замещались суррогатными схемами регулирования — институтом «предварительного согласования мест размещения объектов строительства»12.
2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из основных задач государственной политики регионального развития в долгосрочной перспективе будет «развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий». Решение этой и других задач регионального развития предполагается на основе развития и функционирования кластеров различного вида, городов, агломераций и некоторых других территорий13.
Реализация таких направлений государственной региональной политики невозможна без осуществления на уровне отдельного субъекта РФ и муниципального образования качественного управления развитием территории, согласованного с общероссийскими приоритетами. В настоящее время большое научно-практическое значение придается поиску способов совершенствования применяемых на уровне региона или отдельного города подходов к управлению развитием территорий в целях обеспечения максимального эффекта для всех участников социальных и экономических отношений.
Основные проблемные вопросы, с которыми сегодня всё чаще сталкиваются практики стратегического планирования развития территории в нашей стране рассмотрены ниже. Для каждого из вопросов дана краткая оценка российских и зарубежных походов к выделенной проблеме.
Как соотносятся между собой две относительно самостоятельные подсистемы планирования развития территории: планирование социально-экономического развития и планирование градостроительного развития территории (или градостроительное проектирование)?
В российской практике, планирование социально-экономического развития (далее также – СЭР), выражено в подготовке таких документов, как концепции, стратегии и программы социально-экономического развития той или иной территории. Решения о градостроительном развитии территории, согласно Градостроительному кодексу РФ14, закрепляются в документах градостроительного проектирования: документы территориального планирования, документация по планировке территории и правила землепользования и застройки. По мнению многих российских экспертов градостроительное проектирование и планирование социально-экономического развития территории тесно взаимосвязаны. Большинство специалистов считают, что решения документов социально-экономического планирования не имеют строгой привязки к пространственным характеристикам планируемых процессов. Однако такие решения фактически не могут быть реализованы без обеспечения соответствующего изменения совокупности пространственных характеристик территории, определяемых в процессе градостроительного проектирования. В связи с этим, устойчивое повышение качества жизни населения на территории возможно только при условии комплексного градостроительного проектирования, выполняемого на основе документов социально-экономического планирования.
Как показало обсуждение практики подготовки различных муниципальных стратегий в рамках форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», среди разработчиков и заказчиков документов планирования развития территорий по-прежнему нет единого мнения относительно механизма, обеспечивающего взаимную увязку решений и показателей документов планирования СЭР и документов градостроительного проектирования.
В последнее время, в среде теоретиков и практиков управления развитием территорий неоднократно озвучивалась точка зрения о том, что таким «связующим звеном» должны быть местные и региональные нормативы градостроительного проектирования15. Именно они должны обеспечивать преобразование непространственных социально-экономических показателей стратегий и программ развития в пространственные показатели документов территориального планирования, проектов планировки и межевания.
В то же время, в разрабатываемом сегодня комплексе документов долгосрочного планирования развития г. Стерлитамак представлен генеральный план на реализацию в два этапа. Здесь роль базиса, скрепляющего стратегию СЭР и генеральный план, выполнена корректировка генерального плана городского округа город Стерлитамак разработан по заказу Администрации ГО г.Стерлитамак в соответствии с муниципальным контрактом №144/09 и техническим заданием от 24 мая 2009года «Башкиргражданпроект». Целью данного проекта является определение назначения территорий исходя их совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Местные нормативы градостроительного проектирования, в данном случае, не играют роли «связующего звена» между социально-экономическим и пространственным планированием. Предполагается, что они станут лишь одним из инструментов реализации решений генерального плана города. В связи с этим, обеспечение непротиворечивости решений стратегии СЭР и генерального плана города в рассматриваемом подходе представляется довольно сложной задачей16.
В зарубежной практике по вопросу соотношения планирования СЭР и градостроительного проектирования встречаются и другие точки зрения. Выводы, представленные некоторыми исследователями на конференции ГеоМультимедиа-2010 (например, Д. Лам, представлявшей Великобританию) указывают на то, что в зарубежной практике, скорее всего, нет четкого разделения планирования развития территории на две ветви, характерные для СССР и, в последствии, для России: градостроительное проектирование и планирование социально-экономического развития. Вероятно, следует обратить внимание на методические и правовые стороны вопроса более полного слияния двух указанных ветвей планирования, оценить целесообразность таких действий.
В тоже время, некоторые исследователи разделяют эти две подсистемы планирования (например, М.Л. Марсал и Н. Фава в докладе «Согласование пространственного и стратегического планирования в Чешской Республике»). Однако далеко не все исследователи обращают внимание на вопросы определения механизмов обеспечения согласованности решения планирования СЭР и градостроительного проектирования.
Каково место понятия «конкурентоспособность территории» в планировании её развития?
Конкурентоспособность региона можно определить как возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения17. В целом, такое понимание конкурентоспособности применимо к любой территории: субъекту Федерации, всей стране или отдельному муниципальному образованию.
Информация о работе История развития градостроителльной деятельности