Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:08, контрольная работа
Целесообразно вначале, хотя бы кратко, остановиться на некоторых теоретических вопросах, необходимых для дальнейшего усвоения учебного материала. Для надлежащего понимания описываемых институтов земельного права необходимо объяснить понятие источника права вообще и земельного — в частности, показать возможность их разнообразия и видов в различных странах и в России —для того, чтобы более осмысленно осуществлять земельно-правовые реформы, полноценнее пользоваться своими правами, осознавать свое место в реализации правовых установлений.
Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.), Градостроительный (1998 г.) кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), о плате за землю (1991 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995 г.), об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), о государственном регулировании агропромышленного комплекса (1997 г.), о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2000 г.), о разграничении государственной собственности на землю (2001 г.).
Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но эти законы – не единственная часть законов как источников земельного права.
Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:
1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;
2) законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд).
В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и другом природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, Водный кодекс РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст. 16, 108, 111, 112 и 115 ВК РФ).
Наряду с этим имеется специальная ст. 5 ВК об отношениях, регулируемых водным законодательством Российской Федерации, где делается попытка размежевать водные и земельные отношения. В частности, предусматривается, что отношения по поводу земель, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством. В ст. 12 ВК предусматривается, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд1.
Еще более детально увязываются с земельными отношениями лесные отношения. В Лесном кодексе РФ предусматриваются земли лесного фонда, право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 8 и 20), определение границ земель, занятых лесами различных групп лесов (ст. 59), порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда (ст. 63; см. также ст. 64), леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (ст. 132 и 133), особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, на землях водного фонда (ст. 134-136 ЛК РФ).
Таким образом, регулирование лесных отношений тесно переплетается с регулированием землепользования. Наиболее рельефно это выражено в ст. 5 ЛК РФ, где предусматривается:
лесное законодательство регулирует
отношения в области
отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством;
отношения в области использования
древесно-кустарниковой
Таким образом, нормы земельного права содержатся в законах, составляющих природоресурсное законодательство.
Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ; в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям, которые будут рассмотрены в других главах учебника. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, но, поскольку их становится все больше и они приобретают немаловажное значение.
3. НОРМАТИВНЫЕ УКАЗЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА И ИНЫЕ
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
3.1. Указы президента
В условиях России основным источником земельного права, как и остальных отраслей прав, являются подзаконные акты. В них, прежде всего, входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам – источникам земельного прав относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).
Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются, потому что согласно ст.90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; главным среди подзаконных актов источником права они считают потому, что согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Кроме того, основным видом подзаконных актов указы Президента считаются потому, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.
Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно, служить народу» (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по поводу которых нередко высказывается озабоченность граждан).
В земельном праве указы Президен
Неполный перечень указов Президента
в области регулирования земель
О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками от 23 апреля 1993 г. № 480;
О регулировании земельных
О государственном земельном
О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февраля 1996 г. № 198,
О реализации конституционных прав граждан на землю от 7 марта
1996 г. № 337;
О государственной поддержке
О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами от 16 мая
1997 г. № 485.
3.2. Постановления правительства
Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. ПО и 115 Конституции РФ).
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.
Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы:
О мониторинге земель в Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491;
О порядке ведения государственного земельного кадастра от 25 августа 1992 г. № 622;
Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1365;
О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам от 12 июля 1993 г. № 659;
О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы от 23 февраля 1994 г. № 140;
Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений от 2 февраля 1996 г. № 105;
Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра от 3 августа 1996 г. № 932;
О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г. от 7 февраля 1996 г. № 135;
О мерах по обеспечению
Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г. от 26 февраля 1997 г. № 224;
О порядке определения
Вопросы Федеральной службы земельного кадастра от 18 июля 2000 г. № 537;
О государственной кадастровой оценке земель от 25 августа 1999 г. № 945;
О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы» от 26 июня 1999 г. № 694.
Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно пыталось принимать оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.
3.3. Ведомственные акты
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Закону РФ о Правительстве РФ относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, росземкадастр, Росгидромет и др.).
Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.
Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» Президент РФ в целях определения рациональной структуры федеральных органов и в соответствии со ст. 112 Конституции РФ установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти России входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства федеральный министр.