Общая характеристика управления земельным фондом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается обратная тенденция: стремление государства вернуть человеку землю под законодательную гарантию права частной собственности на нее и тем самым достичь оздоровления социально - экономической ситуации в государстве. Исторический опыт свидетельствует о необходимости четкого и осторожного подхода к правовому регулированию земельных отношений, исключая непоследовательность и спешку в принятии законодательных актов, которые могут привести к крайне негативным последствиям.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика управления земельным фондом 4
2 Содержание управления земельным фондом 9
3 Основные функции государственного управления земельным фондом 14
Заключение. 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                                      3

1 Общая характеристика управления  земельным фондом                                                       4

2 Содержание управления земельным  фондом                                                                          9

3 Основные функции государственного  управления земельным фондом                             14

Заключение.                                                                                                                                16

Список литературы                                                                                                                    17

 

 

Введение

 

Земельные отношения в России на протяжении всей ее истории являлись важнейшим элементом жизни общества, основой социально - экономического развития и стабильности, приоритетным направлением политики государства. Необходимо отметить, что и в дореволюционной России, и при советском режиме, и на современном этапе развития нашего государства эта проблема всегда оставалась одной из наиболее сложных и острых в отношениях между личностью, обществом и государством. Общая тенденция свидетельствует о том, что на любом историческом этапе земельные преобразования, реформы всегда проходили в сложной социальной обстановке, вызывали раскол в обществе и серьезное сопротивление их проведению со стороны определенных социальных и политических сил и далеко не всегда приводили к положительным результатам.

В настоящее время  наблюдается обратная тенденция: стремление государства вернуть человеку землю  под законодательную гарантию права  частной собственности на нее  и тем самым достичь оздоровления социально - экономической ситуации в государстве. Исторический опыт свидетельствует о необходимости четкого и осторожного подхода к правовому регулированию земельных отношений, исключая непоследовательность и спешку в принятии законодательных актов, которые могут привести к крайне негативным последствиям.

Новый Земельный  кодекс РФ имеет ярко выраженный либерально - рыночный характер, несмотря на то, что  в нем много позиций, отражающих значительную степень государственного регулирования земельных отношений  с помощью норм административно - правового характера.

Земли, находящиеся  в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность  и иные права на земельные участки  осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель - они организуют землеустройств, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Целью данной работы является исследование государственного управления земельным фондом.

 

1 Общая характеристика управления земельным фондом

 

Управление земельным  фондом, как и вся правоприменительная  деятельность государства, осуществляется как через систему государственных органов, так и посредством привлечения к этому процессу негосударственных структур (общественных, муниципальных и др.).

В этом смысле управление земельным фондом, являясь категорией государственной, может включать в  себя, условно говоря, некие составляющие элементы в виде муниципального или внутрихозяйственного управления соответствующими землями в той мере, в какой это может быть делегировано государством.[1, С.233]

Земельный фонд Российской Федерации - это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны.

Хотя земля  представляет собой единый природный  объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и  свойствами, представляющими определенный хозяйственный интерес (почвенным  плодородием, лесопокрытостью, наличием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определенных народнохозяйственных целях.

С этой точки  зрения единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ[2]), а именно: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений (городов, поселков и сельских поселений); земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с основным целевым  назначением упомянутых частей единого  земельного фонда земельным законодательством  установлен и правовой режим их использования  в народном хозяйстве.

К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки единого земельного фонда, используемые или по своим  природным качествам пригодные  для использования в сельском хозяйстве, т.е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями поселений считаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые подразделяются с точки зрения их функционального назначения на две группы:

- сельские

- городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа).

Основное целевое назначение этих земель - удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, энергетике и других отраслях народного хозяйства.

Основное целевое назначение земли  в этих сферах народного хозяйства - служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или  предназначенные для ведения лесного хозяйства.

Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал.

В то же время земля здесь играет роль средства производства лесохозяйственной  продукции и нуждается в  связи с этим в установлении особого правового режима использования.

К землям водного фонда относятся  земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой  и лесотундровой зон, гидротехническими  и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания.

Их основное целевое назначение - удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных  и других нужд населения, а также  водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

К категории особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения, имеющие статус особо  охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни-общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки  земельного фонда, не предоставленные  в собственность или пользование физическим или юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством.

Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью, определяемой компетентными органами исполнительной власти при предоставлении земельных участков гражданам или юридическим лицам.

Указанный признак разграничения земель целевых категорий установлен законодательством в виде разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, к видам разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены: индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество, животноводство и т.п.

Разрешенное использование земель лесного фонда может состоять в использовании участков этой категории  для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, побочного  лесопользования, сенокошения, выпаса скота, охотничьего промысла и т.п.

При установлении разрешенного использования  земель могут предусматриваться  определенные ограничения или запреты, соблюдение которых является обязательным. Так, в пределах водоохранных зон  на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядохимикаты, производить распашку почвы, выпас скота, а на землях, подверженных эрозионным процессам, ограничивается применение агротехники, стимулирующей развитие этих процессов и т.д.

Законодательством (ст. 7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием.

Другой классификационный признак  земельного фонда - естественно -историческое состояние и хозяйственное использование отдельных его частей, которое получило название земельных угодий.

Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), систематически используемые для определенных хозяйственных  целей и имеющие качественные различия естественно-исторического характера.

Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельско-хозяйственные, т.е. систематически используемые для  производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот.

К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые  многолетними плодовыми насаждениями.

Несельскохозяйственные угодья - все  остальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройками, дорогами и т.д.).

Как сельскохозяйственные, так и  несельскохозяйственные угодья делятся  на подвиды, чаще всего по их естественному  состоянию или способу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос заболоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п.

Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем  их плодородия, которое зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы  и др.) и их физико-химического  состава (глинистые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель служат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов.

Государственное регулирование управления земельных отношений - система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых и экономических действий.

Регулирование земельных отношений  осуществлялось на всех этапах развития человеческого общества для реализации связанных с землей интересов отдельных граждан и групп людей, а также разрешения возникающих при этом противоречий.

Институт правового регулирования  управления земельным фондом в Российской Федерации является прерогативой государственного управления земельными ресурсами, основанного на территориальном верховенстве и распространяемого на все земли, независимо от субъектов права собственности на них.

Общее государственное  управление земельным фондом осуществляют представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель.

По объему и  пределам этой деятельности ведущее  место принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой  части этой работы, осуществляют всю правоприменительную деятельность.

Органы исполнительной власти как субъекты управления земельным  фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы специальной  компетенции. [3, С.242]

Информация о работе Общая характеристика управления земельным фондом