Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки земель населенных пунктов………………………………………………………………5
1.2. Черта поселений ………………………………………………9
1.3. Типы поселений ………………………………………………11
ГЛАВА 2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗОН …………………………………………….15
2.1. Правовой режим жилых, производственных общественных, деловых зон ………………………………………………………..15
2.2. Правовой режим зон инженерных и транспортных инфраструктур, рек, рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий………………………………………………………… 23
2.3. Правовой режим земель специального назначения, зон сельскохозяйственного назначения ……………………………...28
2.4. Правовой режим пригородных и зеленых зон городов …….30
ГЛАВА 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ……………34
3.1. Правила землепользования и застройки …………………….34
3.2. Проекты планировки …………………………………………36
3.3. Проекты межевания …………………………………………..41
3.4. Проекты застройки …………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

зем правонас.пункт тархан.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

- иные меры по развитию  территории городского или сельского  поселения.

   В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

   Кроме того, ГрадК РФ предусматривает, что генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

1.2. Черта населенных пунктов

   В п. 1 статьи 84 ЗК РФ содержится понятие черты поселений, которая представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Из содержания нормы п. 2 ст. 83 ЗК следует, что черта поселения должна совпадать с его административными границами.

      Земли городских и сельских поселений отграничиваются от других земель линией, называемой городской (поселковой) чертой или чертой сельского населенного пункта. Вопрос о местоположении городской (поселковой) черты решается органом власти субъекта РФ либо по определенному им порядку. Для сельского населенного пункта черту устанавливает орган, утвердивший проект планировки и застройки.

   Закон определяет, что черта поселения должна устанавливаться на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации (п. 2 ст. 84 ЗК). Данное требование связано с тем, что установление черты поселения затрагивает интересы как самого поселения, так и смежных с ним иных муниципальных образований. ЗК РФ относит проекты черты поселений к градостроительной документации. В соответствии с ЗК РФ проекты черты городского и сельского поселений разрабатываются на основе генеральных планов поселений органами местного самоуправления. При этом проекты черты малых городов и поселков, сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов этих поселений.

   Черта поселений согласно п. 2 статьи 84 ЗК РФ должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Однако необходимо отметить, что такая черта во всяком случае должна быть установлена по границам земельных участков, находящихся в любой форме собственности и включенных в состав поселений, поскольку земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель (см. пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

1.3. Типы поселений

    Все поселения, согласно п. 1 ст. 5 ГрадК РФ 2001 г., подразделяются на несколько типов. В основу их классификации положены следующие критерии: численность населения, научно-производственная специализация поселений, значение поселений в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве страны.

   Численность населения - это критерий отнесения поселения к категории городских или сельских поселений. Городскими признаются наиболее крупные поселения. Сельскими поселениями - поселения, имеющие сравнительно небольшое число жителей, начиная с 5 тыс. человек. Производственная специализация поселений также влияет на вид поселения. Городскими признаются обычно поселения, жители которых заняты главным образом в промышленности, в сферах обслуживания, управления, науки и культуры, сельскими - те поселения, большинство населения которых заняты в сельскохозяйственном производстве.

   Значение поселений в системе расселения и административно-территориальном устройстве страны также играет важную роль при отнесении поселения к категории городского или сельского. По общему правилу, именно города являются административными и культурными центрами окружающих районов.

   ГрадК РФ 2007г. (ст. 5) предусматривает, что все поселения подразделяются на два основных вида: городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

   В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

- сверхкрупные города (численность населения свыше  3 млн человек);

- крупнейшие города (численность  населения от 1 млн до 3 млн человек);

- крупные города (численность  населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

- большие города (численность  населения от 100 тыс. до 250 тыс.  человек);

- средние города (численность  населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

- малые города и  поселки (численность населения  до 50 тыс. человек);

- крупные сельские  поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);

- большие сельские  поселения (численность населения  от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

- средние сельские  поселения (численность населения  от 200 человек до 1 тыс. человек);

- малые сельские поселения  (численность населения менее 200 человек).

   Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

   Классификация городских и сельских поселений определяется и в законодательстве об административно-территориальном устройстве. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 73 и 76) территориальное (административно-территориальное) устройство субъектов Федерации относится к ведению субъектов РФ.

   В п. 5 ст. 5 ГрадК РФ 2001г. отражен принцип зависимости вида, содержания градостроительной документации, порядка ее разработки, согласования и утверждения от типа поселения. Общие вопросы, касающиеся требований к градостроительной документации, закреплены в ст. 28 и 29 ГрадК РФ 2001г.. Так, в соответствии п. 5 ст. 28 ГрадК РФ 2001 г. градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего вида. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или, по согласованию с ними, заказчиками (п. 8 ст. 28).

      В соответствии с п. 6 ст. 28 ГрадК РФ 2001 г. градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ об экологической экспертизе. Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.

   Пункт 6 ст. 5 ГрадК РФ 2001 г. закрепляет приоритет его норм, содержащих градостроительные требования, касающиеся условий и порядка пользования землями поселений. Эта правовая норма вполне обоснованна. Дело в том, что земли поселений играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравнительно небольшую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения. Земли, занятые поселениями, предназначены для размещения городов, поселков, сельских поселений и объектов недвижимости, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

   До принятия ГрадК РФ вопросы правового режима земель поселений регулировались главным образом земельным законодательством. ЗК РФ выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель, называя их землями населенных пунктов. Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Однако в течение десятилетий земельное законодательство регулировало лишь отдельные, самые общие вопросы использования этой категории земель, уделяя внимание главным образом регулированию земель сельскохозяйственного назначения. В этом плане земельное законодательство носило «аграрный», если можно так выразиться, характер. Широкий комплекс вопросов использования земель поселений оставался неурегулированным. ГрадК РФ восполнил этот пробел. Поэтому при разработке Земельного кодекса РФ в части регулирования вопросов правового режима земель поселений приоритет имеют нормы ГрадК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗОН

2.1. Правовой  режим жилых, производственных  общественных, деловых зон

   Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов (МДС 30- 1.99), одобренные Научно-техническим Советом Госстроя России от 10 июня 1999г., предусматривают примерный состав и содержание градостроительных регламентов разных типов жилых зон.

   Так, выделяется зона Ж.1 В зоне Ж.1 допускается возведение отдельно стоящих жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; магазинов с торговой площадью до 40 кв. м, кроме специализированных магазинов строительных материалов и магазинов с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов.

   Для жилых домов усадебного типа разрешаются встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более двух транспортных средств на одном земельном участке. На земельном участке, занятом блокированными жилыми домами, разрешается возведение встроенных или отдельно стоящих гаражей, открытых стоянок на одно транспортное средство.

   К числу условно разрешенных видов использования недвижимости, т.е. требующих специального согласования, относятся виды использования объектов недвижимости, имеющих параметры более и менее указанных в требованиях к застройке. Например, размещение детских садов, иных объектов дошкольного воспитания; начальных и средних школ; объектов, связанных с отправлением культа, предприятий общественного питания, кабинетов практикующих врачей, центров народной и традиционной медицины, помещений для занятий спортом, библиотек, аптек, небольших гостиниц, пансионатов, почтовых отделений, телефона, телеграфа.

   Зона многоквартирных жилых домов до трех этажей обозначается как зона Ж.2. В ней разрешена постройка жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; многоквартирных жилых домов не выше трех этажей; библиотек; аптек с торговой площадью до 20 кв.м; магазинов с торговой площадью до 60 кв.м. В ней могут размещаться детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 16; кабинеты практикующих врачей, центры народной и традиционной медицины; парикмахерские.

   В зоне могут находиться сады, огороды, размещаться бани, сауны при условии канализационных стоков; возводиться сооружения, связанные с выращиванием цветов, фруктов, овощей, - парники, теплицы, оранжереи и т.д. Допускается строительство хозяйственных построек для жилых домов усадебного типа - встроенных или отдельно стоящих гаражей, а также открытых стоянок, но не более чем на два транспортных средства на один земельный участок. Для блокированных жилых домов из расчета на одну квартиру - встроенных или отдельно стоящих гаражей, а также открытых стоянок, но не более чем на одно транспортное средство на один земельный участок. Для многоквартирных жилых домов допускаются встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или стоянки из расчета не более чем одно место парковки на одну квартиру, а также открытые стоянки для временного хранения автотранспорта согласно строительным нормам и правилам.

   К числу условно разрешенных видов использования объектов недвижимости, т.е. требующих специального согласования, относятся виды использования, имеющие параметры более и менее указанных в требованиях к застройке. В этой зоне размещаются жилые дома, магазины и другие объекты обслуживания, прилавки и киоски для мелкорозничной торговли, объекты, связанные с отправлением культа, клубные помещения многоцелевого специализированного назначения, помещения для занятий спортом, почтовые отделения, телефон, телеграф, временные сооружения для мелкорозничной торговли, парикмахерские.

   Определены следующие параметры недвижимости в этой зоне. Минимальная площадь земельного участка для отдельно стоящего дома должна составлять 400 кв.м (включая площадь застройки). Минимальная площадь участка на одну семью блокированного жилого дома должна быть 75,2 кв.м, включая площадь застройки, без учета площади застройки - 30 кв.м. Что касается минимальной площади земельного участка для многоквартирного жилого дома, то она должна быть из расчета 19,3 кв.м на 1 человека.

      Расстояния от основных строений до отдельно стоящих хозяйственных и прочих строений должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89 и Санитарным правилам содержания территорий населенных мест.

   Для всех основных строений допускается до трех надземных этажей с возможным использованием мансардного этажа.  Предприятия обслуживания должны размещаться в первых этажах выходящих на улицы жилых домов или пристраиваться к ним при условии, что загрузка предприятий и входы для посетителей располагаются со стороны улицы. Вспомогательные строения, за исключением гаражей, размещать со стороны улицы не допускается.

   Соответствующие требования устанавливаются для зоны многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей (Ж.3.) и зоны многоквартирных жилых домов в 4-12 этажей (Ж.4.).

   Содержание градостроительных регламентов для общественно-деловых зон отражено в Методических рекомендациях по разработке схем зонирования территории городов (МДС 30-1.99), одобренных Научно-техническим Советом Госстроя России от 10 июня 1999 г.. Указания предусматривают, что общественно-деловая зона может подразделяться на несколько видов.

   Центральная общественно-деловая зона (0.1.) охватывает общегородской центр, имеющий многофункциональное использование территории, который подразделяется на несколько подзон (субзон).

   В этой зоне разрешается размещение учреждений воспитания и образования, учреждений здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, учреждений отдыха и рекреационных территорий. В ней могут находиться также учреждения культуры и искусства, учреждения, связанные с отправлением культа, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи, научные и административные организации, офисы, конторы, компании и другие предприятия бизнеса, жилая застройка.

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов