Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:43, реферат
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель , покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных
сведений о количестве , качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий , необходимых для принятия управленческих решений , направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.
ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Земли ,находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.
Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям ,
государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель , покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем . Целью государственного учета земель является получение систематизированных
сведений о количестве , качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий , необходимых для принятия управленческих решений , направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель .
Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному
целевому назначению и имеющая определенный правовой режим . Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом .
Действующее законодательство предусматривает семь категорий земель :
– земли сельскохозяйственного назначения ;
– земли населенных пунктов;
– земли промышленности, энергетики , транспорта , связи, радиовещания , телевидения, информатики , земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны , безопасности и земли иного специального назначения ;
– земли особо охраняемых территорий и объектов ;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса .
Земельные угодья – это земли , систематически используемые или пригодные к
использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием .
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные
угодья в соответствии с действующими нормами и правилами , принимаемыми на
государственном и ведомственном уровнях.
Сельскохозяйственные угодья – земельные угодья , систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции .
К сельскохозяйственным угодьям отнесены:
– пашня ;
– залежь ;
– кормовые угодья ( сенокосы и пастбища );
– многолетние насаждения .
К несельскохозяйственным угодьям отнесены:
– земли под водой, включая болота ;
– лесные площади и земли под лесными насаждениями ;
– земли застройки;
– земли под дорогами ;
– нарушенные земли ;
– прочие земли ( овраги , пески, полигоны отходов, свалки , территории консервации и т.д.).
Учету подлежат также оленьи пастбища, предоставленные хозяйствующим субъектам для северного оленеводства . Оленьи пастбища представляют собой территории, расположенные в таких природных зонах, как тундра , лесотундра и северная тайга, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя. Оленьи пастбища отнесены к землям различных категорий и могут учитываться в составе лесных площадей, нарушенных и прочих земель , земель , занятых лесными насаждениями и болотами. Кроме традиционного учета земель по категориям и угодьям в настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, учет осуществляется по категориям и формам собственности.
В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли , не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям , являются муниципальной собственностью. Роснедвижимость продолжает формировать официальные статистические сведения , характеризующие земли , используемые хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других , связанных с сельскохозяйственным производством целей.
На первом этапе земельной реформы при реорганизации сельскохозяйственных
предприятий земли передавались в коллективную (совместную или долевую )
собственность. Впоследствии земли реорганизованных предприятий передавались в собственность гражданам с выдачей им свидетельств о праве собственности на земельные доли. Поэтому в состав показателей, характеризующих данную группу земель , включены сведения о земельных долях.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения »
определяет земельную долю, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельная доля имеет размер , определенный в гектарах и балло- гектарах , учитывающих не только размер земельной площади , но и ее качество , и не отграничена на местности.
Невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в
установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
1.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО КАТЕГОРИЯМ
ЗЕМЕЛЬ
В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь
земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 1709,8 млн . га без учета внутренних морских вод и территориального моря.
Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в
разрезе ее субъектов содержат характеристики земель 84 субъектов Российской
Федерации.
Категории земель РФ:
1.1.1. Земли сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами
населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или
предназначенные для этих целей.
Земли данной категории выступают как основное средство производства в
сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране ,
направленной на сохранение их площади , предотвращение развития негативных
процессов и повышение плодородия почв.
На 1 января 2009 года площадь земель сельскохозяйственного назначения
составила 402,3 млн . га . В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 864,1 тыс . га.
К данной категории отнесены земли , предоставленные различным
сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам , кооперативам , государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям ). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества , животноводства , сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли , выделенные казачьим обществам и родовым общинам .
В состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земельные участки
сельскохозяйственного назначения , ранее переданные в ведение сельских администраций и расположенные за границами населенных пунктов. С целью перераспределения земель на первом этапе земельной реформы эти земли были изъяты у реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам .
В общую площадь категории земель вошли площади , занятые земельными долями ( в том числе невостребованными ), собственники которых использовали земли не вступая в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами и без оформления права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли. Также отражены площади , занятые земельными участками сельскохозяйственного назначения, в установленном порядке оформленные гражданами в собственность в счет земельной доли ( или другом праве на землю ), но без определения в документах на землю вида использования.
В течение 2008 года в составе земель сельскохозяйственного назначения
продолжал формироваться фонд перераспределения земель .
В целях перераспределения земель земельные участки, не предоставленные
заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства , но предназначенные для нужд сельского хозяйства, включались согласно Земельному кодексу Российской Федерации в фонд перераспределения земель для создания и расширения крестьянских ( фермерских) хозяйств , личных подсобных хозяйств , ведения садоводства, животноводства , огородничества , сенокошения , выпаса скота.
Основанием включения земельных участков в фонд являлось решение
исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного
назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе , если нет наследников ни по закону , ни по завещанию . Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.
Кроме этого, в фонд перераспределения по решению компетентных органов власти включались неиспользуемые земли , находившиеся на день введения в действие нового Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации « О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель категории земель запаса .
За отчетный период общая площадь земель категории, не предоставленных в
использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, увеличилась на 1,8 млн . га и на отчетную дату составила 48,4 млн . га . Площадь сельскохозяйственных угодий , вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 18,0 тыс . га . При этом отмечалось сокращение пахотных земель ( на 63,3 тыс . га ) в составе земель фонда перераспределения вследствие их предоставления для сельскохозяйственного использования. Значительные площади пашни были вовлечены в сельскохозяйственный оборот в Республике Калмыкия (73,4 тыс . га ), Алтайском крае (21,1 тыс . га ), Оренбургской (16,1 тыс . га ) и Самарской (14,0 тыс . га ) областях.
В течение 2008 года в 24 субъектах Российской Федерации пахотные земли переводились в фонд перераспределения земель , наибольшие площади отмечаются в Красноярском крае (31,2 тыс . га ), Свердловской области (23,1 тыс. га ), Республике Бурятия (17,1 тыс . га ), Курганской области (12,7 тыс . га ), Кировской области (11,2 тыс . га ). Увеличение общей площади земель фонда перераспределения в значительной степени вызвано ликвидацией сельскохозяйственных организаций и прекращением права срочного пользования на территории Красноярского края (982,4 тыс . га ), Вологодской (372,8 тыс . га ), Смоленской (87,3 тыс . га ) и Свердловской (80,8 тыс . га ) областей, республик Саха ( Якутия) (81,9 тыс . га ) и Бурятия (70,0 тыс . га ), Читинской области (68,8 тыс . га ). В результате чего в фонд перераспределения земель было зачислено 1,8 млн . га несельскохозяйственных угодий .
Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе . При этом следует отметить, что по состоянию на отчетную дату правовой режим земель фонда перераспределения не урегулирован специальными нормативными актами , содержащими в том числе порядки зачисления , предоставления и исключения земельных участков (земель ) из фонда перераспределения. В связи с чем площади земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные в срочное пользование из фонда, не входят в статистический показатель, отражающий наличие земель в фонде перераспределения.
В 2008 году формирование фонда перераспределения земель в составе категории не оказало решающего влияния на изменение площади земель сельскохозяйственного назначения . Факт уменьшения площади земель данной категории в значительной степени связан с проведением кадастровых работ и внесением изменений в документы государственного земельного кадастра , а после введения в действие Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в отношении земель , занятых лесами, предоставленных во владении (или постоянное ( бессрочное ) пользование) сельскохозяйственным организациям , в соответствии с п. 5 Протокола совещания в МПР России от 13.12.2007 № 14-17/0150-пр. На протяжении отчетного года органами власти принимались соответствующие решения , согласно которым проводились работы по передаче массивов , покрытых лесом , от сельскохозяйственных организаций в ведение лесхозов , включающие , в том числе, прекращение права постоянного ( бессрочного) пользования ( или владения ) на ранее учтенные земельные участки, кадастровые работы по формированию новых земельных участков и документированию сведений о них в органах кадастрового учета. В отчетном году повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием . Как и прежде, ликвидировались сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом часто не решенным оставался вопрос дальнейшей судьбы земельных участков . Вследствие этого в кадастровых документах сведения о таких земельных участках продолжали учитываться как земли сельскохозяйственного назначения , используемые теми или иными юридическими и физическими лицами для сельскохозяйственного производства . По данным статистических наблюдений, общая площадь земельных участков , ликвидированных в результате банкротства сельскохозяйственных организаций, но числящихся за предприятиями в государственном кадастре недвижимости ( в период действия Федерального закона « О государственном земельном кадастре » в Едином государственном реестре земель ), на отчетную дату составила 15,6 млн. га . Количество таких земель продолжает расти, в течение 2008 года их площадь увеличилась на 1,3 млн. га .