Характеристика земельного фонда Российской Федерации по видам хозяйственного использования и по формам собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель , покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных
сведений о количестве , качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий , необходимых для принятия управленческих решений , направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Распределение нарушенных земель по категориям земель:

 

  1. Земли сельскохозяйственного назначения -203,9 тыс .га (20,6%)
  2. Земли населенных пунктов -97,2 тыс .га (9,8%)
  3. Земли промышленности и земли иного специального назначения -342 тыс .га (34,6%)
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов -1,2 тыс . га (0,1%)
  5. Земли лесного фонда -236,4 тыс .га (23,9%)
  6. Земли водного фонда -3,0 тыс . га (0,3%)
  7. Земли запаса -105,7 тыс .га (10,7%)

 

1.2.6. Прочие земли

 

На 1 января 2009 года в целом по стране прочими землями было занято

351,9 млн . га , или 20,6% территории страны. В состав прочих земель включены полигоны отходов, свалки , пески, овраги и другие земли , а также участки тундры, пригодные для оленьих пастбищ . Песками в составе прочих земель занято – 4,6 млн . га , оврагами – 1,5 млн . га , полигонами отходов, свалками – 0,1 млн . га .

Увеличение общей площади прочих земель по отношению к предшествующему

отчетному году составило 99,8 тыс . га . Сведения получены в результате корректировки учетных данных на основе материалов лесоустройства земель лесного фонда на территории Дальневосточного федерального округа .

 

1.2.7. Земли под оленьими пастбищами

 

Оленьи пастбища – это территории , расположенные в зоне тундры, лесотундры,

северной тайги, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя. Оленьи пастбища могут располагаться на таких угодьях, как лесные земли , земли под древесно - кустарниковой растительностью, на болотах, а также на нарушенных и прочих землях . По своему хозяйственному использованию они подразделяются на зимние, ранневесенние, поздневесенние , летние , раннеосенние и позднеосенние. Существенную роль в создании продовольственной базы для населения северных территорий играет оленеводство , которое представляет собой своеобразную форму животноводства . Для развития этой отрасли выявлялись и продолжают выявляться пригодные в качестве кормовой базы территории . Зона распространения оленьих пастбищ в Российской Федерации достаточно обширна , но в учет включаются только обследованные площади , предоставленные или предназначенные для хозяйственной деятельности .

Площадь оленьих пастбищ за отчетный год уменьшилась на 7,9 тыс . га и на

1 января 2009 года составила 333,8 млн . га , в том числе предоставлено в использование сельскохозяйственным предприятиям 142,8 млн . га , гражданам , занимающимся оленеводством, – 5,3 млн . га .

Задача сохранения оленьих пастбищ , возрождения оленеводства как основной

отрасли малочисленных народов севера может быть решена только при условии целого комплекса взаимосвязанных между собой неотложных мероприятий и мер государственной поддержки по его осуществлению .

 

1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО ФОРМАМ

СОБСТВЕННОСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2009 года , в собственности граждан и юридических лиц находилось 132,9 млн . га , что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений , составила 124,3 млн . га , или 7,3%, в собственности юридических лиц находилось 8,6 млн . га , или 0,5% земельного фонда России. Площадь земель , находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1576,9 млн . га , или 92,2% от площади земельного фонда страны. Земельные доли граждан ( включая долю в праве общей совместной собственности) в земельном фонде страны составили 6,4% (107,4 млн . га ), или 80,8% земель , находящихся в частной собственности в целом по стране .

  1. В государственной и муниципальной собственности -92,2% (1576,9 млн . га )
  2. В собственности юридических лиц -0,5% (8,6 млн . га )
  3. В собственности граждан -7,3% ( 124,3 млн . га )

 

В структуре собственности на землю в Российской Федерации за 2008 год произошли следующие изменения: наблюдалось сокращение площади земель , находившихся в собственности граждан , а также государственной и муниципальной собственности, и увеличение собственности юридических лиц ( на 1,5 млн . га ). Изменения в значительной степени касались общей ( долевой или совместной ) собственности граждан на землю .

В течение года наблюдалась смена собственника доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ( земельной доли) в пользу юридического лица или государства, которая стала возможной после вступления в силу Федерального закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения ». В целом по России более 420 тыс . га земель общей долевой собственности, приобретенных у граждан юридическими лицами, зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения . По данным официальной статистической отчетности только за 2008 год юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 150 тыс . га . Около 330 тыс . га земель общей долевой собственности приобретено субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, большая часть из которых принадлежит Белгородской области. В сравнении с предшествующим годом в этом субъекте Российской Федерации площадь земель , находящихся в государственной и муниципальной собственности, увеличилась на 69,5 тыс . га за счет выкупа у граждан в установленном порядке земельных долей.

 В отдельных субъектах Российской Федерации имело место увеличение земель частной собственности, связанное с приобретением земель государственной и муниципальной собственности физическими лицами и переоформлением ими права пожизненного наследуемого владения и постоянного ( бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки. В Российской Федерации только для сельскохозяйственных целей гражданами используется 20,1 млн . га земель , находящихся государственной и муниципальной собственности, включая 12,5 млн . га для северного оленеводства и промысла. В соответствии с действующим законодательством на 7,6 млн.

га может быть бесплатно оформлено право частной собственности на землю .

Общая площадь земель , находящихся в собственности юридических лиц , в сравнении с показателем предшествующего года , увеличилась на 1546,7 тыс . га .

К изменению показателя привели факты выкупа юридическими лицами земельных участков , предоставленных им на праве постоянного ( бессрочного) пользования или аренды, а также передачи права граждан в общей собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения в уставной (складочный) капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа доли ( как отмечалось выше) в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у граждан – собственников земельных долей.

В 41 регионе состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц , выражающееся в сокращении площади земель , находящихся в собственности физических лиц , и соответственном увеличении площади земель , находящихся в собственности юридических лиц .

В субъектах Российской Федерации оставались актуальными задачи по перерегистрации крестьянских ( фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме этого, уточнялся правовой статус и принадлежность земель , формирующих землепользование хозяйствующего субъекта , в частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения наблюдались на землях , переданных в самом начале земельной реформы предприятиям в коллективную ( совместную или долевую ) собственность, так как однозначно право собственности на земельную долю определяется только после регистрации этого права в соответствии с установленным законодательством порядком.

В течение десяти лет в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения выделено ( сформировано земельных участков ) и зарегистрировано в частной, государственной или муниципальной собственности 8,0 млн . га земель.

На сегодняшний день продолжает существовать ряд проблем , усложняющих консолидацию и гражданский оборот сельскохозяйственных земель . На начальном этапеземельной реформы в условиях массовой приватизации земель отсутствие подготовленных кадров в органах власти всех уровней ( как и неподготовленность самих граждан ) приводило к тому, что допускались ошибки при подготовке актов органов власти , а также при оформлении документов, подтверждающих право на землю . В учредительных документах вновь образованных сельскохозяйственных предприятий отсутствовали нормы , регламентирующие права юридического лица на земельные участки. Регистрация организационно - правовой формы хозяйствующего субъекта происходила по отношению участников к имуществу , исключая землю . И в настоящее время часто процесс ликвидации, реорганизации организаций не завершается принятием решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта на землю и оформлением в установленном порядке соответствующих документов, подтверждающих вновь возникшие права на землю . Дальнейшая судьба земельного участка ( или земель ) часто не определена , в том числе путем принятия соответствующего государственного акта о переводе его в установленном порядке в другую категорию земель или о зачислении земельного участка ( или земель ) в фонд перераспределения земель . Сама процедура прекращения права у одного субъекта прав и возникновение права у другого субъекта прав на земельный участок ( в том числе при отказе от права на землю, включая кадастровый учет текущих изменений , сложна и длительна во времени . Сложившаяся практика привела к тому, что на 1 января 2009 года 15,6 млн . га земель учтены в кадастровых документах как земли , используемые производителями товарной сельскохозяйственной продукции , в то время как обладатели прав на эти земли из соответствующих реестров юридических и физических лиц исключены . За отчетный период в сравнении с предшествующим годом площадь указанных земель возросла на 1,3 млн . га . В состав указанной группы земель вошли 5,5 млн . га , находящихся в общей ( долевой или совместной ) собственности граждан , а также 9,9 млн . га государственной и муниципальной собственности.

По данным статистической отчетности , доля приватизированных земель выше в южных и юго- западных районах страны и убывает по направлению на северо -восток.

В 17 субъектах Российской Федерации доля приватизированных земель составляет менее 0,5%.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Государственный (Национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ФГБОУ ВПО Волгоградский  Государственный Аграрный Университет

Кафедра: «Землеустройство и земельный кадастр»

Дисциплина: «Основы землеустройства»

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Характеристика земельного фонда РФ по видам хозяйственного использования

и по формам собственности»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ЭМФ – 22

Авдеев В.М.

Проверил: Сорокина Е.И.

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

 




Информация о работе Характеристика земельного фонда Российской Федерации по видам хозяйственного использования и по формам собственности