Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Земельному праву"
К Особенной части (включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель) относятся такие правовые институты, как правовой режим земель с/х назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель особо охраняемых природных территорий; - правовой режим земель запаса.
Любая отрасль права характеризуется
своей отраслевой наукой. Земельное
право как наука - это совокупность
идей, теорий, концепций, взглядов учёных-аграрников
о правовом регулировании земельных
отношений, истории развития земельного
законодательства, передового отечественного
и зарубежного опыта
Земельное право как учебная
дисциплина - это совокупность знаний,
практических навыков, умений о правовом
регулировании земельных
Каждая учебная дисциплина
имеет систему курса. Система
курса земельного права как учебной
дисциплины - это объективное
7. Место ЗП в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.
ЗП занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений, т.е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений. ЗП взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.
Соотношение ЗП с КП. Важнейшее значение для ЗП имеет ст. 9 К РФ: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос-ой, муниципальной и иных формах собственности. Велико значение ст. 35 К РФ, предусматривающей принцип охраны права частной собственности, и ст. 36, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Статья 72 (п. «к») К РФ отнесла земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и S РФ, что имеет важное значение для развития всей структуры законодательства о земле.
ЗП тесно связано с АП. Часто АП акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Например, АП акты, касающиеся установления городской или поселковой черты, являются предпосылкой для отнесения соответствующих земель к категории земель населенных пунктов и изменения в связи с этим их правового режима. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации — основание для приобретения права собственности на земельный участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.
ЗП и ГП. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
ГП основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а ЗП — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.
Соотношение ЗП с экологическим правом и природоресурсным законодательством. ЗП теснейшим образом связано с природоресурсным и экологическим правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.
Связь норм ЗП с нормами природоресурсного права, включающего в себя горное, водное, лесное, заключается в том, что использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Земля — пространственный базис для эксплуатации всех природных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться с учетом их взаимосвязи, влияния друг на друга. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому ЗП регулирует земельные отношения, а иные отрасли соответственно: горные, водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсное право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.
В законодательстве о природных ресурсах предусматриваются специальные нормы, учитывающие взаимосвязь природных ресурсов, решаются вопросы предотвращения неблагоприятных экологических последствий влияния использования одних природных ресурсов на другие.
8. Понятие, особенности
и система источников
Источники ЗП - это форма выражения правовых норм. Источниками ЗП являются НПА ОГВ и ОМС, содержащие нормы ЗП и регулирующие отношения по использованию и охране земель. Особенности источников ЗП: •Множественность, •динамичность- способность развиваться под влиянием социально-экономических изменений, •нормы ЗП тесно связаны с нормами других отраслей, которые в частности регулируют хоз.деятельность.
Классификация источников ЗП. Деление норм актов на отдельные виды в зависимости от их юр силы. Законы и подзаконные акты регулируют земельные отношения. С точки зрения федерального устройства существует иерархия.
1. КРФ Ст. 72 п.к. – зп предмет совместного введенья РФ и S РФ. Законом определяются фундаментальные положения, все остальное относится к ведению субъектов РФ. Областной закон Свердловской области от 2004 года № 18оз «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Здесь прописана компетенция всех органов в области ЗП, вопросы управления земельными объектами, находящимися в распоряжении или собственности области.
Ст.76 КРФ законы субъектов РФ должны соответствовать ФЗ, а ФЗ должны соответствовать КРФ. Ст.9 (ч.1 – земля основа жизнедеятельности, ч. 2 форма собственности на землю, многообразие форм собственности).
Ст. 36 граждане вправе иметь землю в частной собственности (объединения граждан тоже вправе). Оборот земли позволяется в той мере, которая разрешена законом о земле, при условии не причинения ущерба окружающей среде и не должны нарушать права других землепользователей.
2.ФКЗ 3. ФЗ и кодексы. Земельный кодекс принят в 2001 году. Его принятие направлено на решение 2х задач: 1. приспособить земельные отношения к рыночной экономике. 2. создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки. Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная часть (с 14 главы особенная).
В ст. 1 сформулированы основные принципы ЗК, закреплен приоритет земельного законодательства над гражданским при регулировании земельных отношений. Ст 3 ЗК общие имущественные отношения регулируются ГК, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Отрицательные моменты ЗК: не учел законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач.
Закон о крестьянском фермерском хозяйстве, о землеустройстве, о гос.кадастре и недвижимости, о личном подсобном хозяйстве.
4.Указы президента должны соответствовать КРФ и ФЗ. Постановления правительства. Постановления и распоряжения, акты министерств занимаются нормами правового регулирования (приказы, разъяснения, методические указания).
Неофициальные источники права: решения судебных инстанций в форме постановлений.
9. Современное
земельное законодательство
Земельное законодательство – это система НА РФ, S РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 К РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют: ЗК РФ, ГК (ч. 1, 2), ВК РФ, ЖК РФ, НК (ч. 2), Закон о гос-ой регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, КоАП.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 К РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение НА. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА Sов РФ. ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Законы и иные НПА Sов РФ не могут противоречить ФЗ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия ФЗ. После принятия соответствующего ФЗ законы и иные НПА субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным ФЗ в течение 3 месяцев.
На основании и во исполнение ЗК РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации,
объединения и органы территориального
общественного самоуправления имеют
право участвовать в
Нормы земельного права, включаемые в НПА иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.
Земельный кодекс принят в 2001 году. Его принятие направлено на решение 2х задач: 1. приспособить земельные отношения к рыночной экономике 2. создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки. Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная часть (с 14 главы особенная).
В ст. 1 сформулированы основные принципы ЗК, закреплен приоритет земельного законодательства над гражданским при регулировании земельных отношений.
•Четко выраженных принципов законодательства у нас не существовало до ЗК. •Разграничение действия земельного и гражданского законодательства, а также земельного и приодоресурсного законодательства. Общие имущественные отношения регулируются ГК, если иное не предусмотрено земельным законодательством. •Получило закрепление единство судьбы земельного участка и объектов недвижимости, находящихся над и под земельным участком. •В отличие от ГК, приводится четко определение частной собственности на земельные участки. •Четко урегулирована процедура предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. жилищного строительства.
Особенности: частная собственность, доступность, объектом мб только земельные участки, прошедшие гос.кадастровый учет). Земельный кодекс расширил круг арендаторов (передача 3м лицам, в аренду, субарендаторам). Отрицательные моменты ЗК: не учел законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач.
10. Понятие и
общая характеристика права
Собственность - это принадлежность чего-либо кому-либо. Субъективное право собственности на землю - это мера возможного поведения собственника по владению, пользованию и распоряжению ЗУ. Это совокупность правомочий собственника. Субъективное право собственности на землю защищено законом. Согласно ст.36 К РФ владение, пользование и распоряжение землёй осуществляется собственниками свободно, но при соблюдении 2-х условий: 1) непричинение вреда окружающей среде 2) если это не нарушает права и законные интересы иных лиц.
Право собственности на землю в объективном смысле (правовой институт) - это совокупность юр.норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй. Данный правовой институт характеризуется своей отраслевой принадлежностью. Правовой режим права собственности на землю не вписывается в гражданско-правовое регулирование в полном объёме.
1) Земельные отношения
складываются по поводу земли.
Имущественные гражданские
Ст.9 К РФ закрепляет несколько форм собственности: 1) гос. собственность 2) частная 3) муниципальная. И иные формы собственности.
Sы права собственности на землю. ЗК (ст. 15 - 19) называет следующих Sов: 1) граждане, 2) юр.лица, 3) РФ, 4) Sы в составе РФ, 5) муниципальные образования. Ст.36 Конституции называет в качестве Sа также объединения граждан.
Сегодня иностранные граждане, апатриды и иностранные юр. лица могут быть Sами права собственности на землю. П.2 ст.5 ЗК РФ предусматривает права лиц указанных категорий на приобретение в собственность земельных участков, которые определяются в соответствии с ЗК, ФЗ. Конкретизация п.2 ст.5 ЗК РФ дана в п.9 ст.36 ЗК РФ: в случае, если лица указанных категорий являются собственниками зданий, строений, сооружений, они имеют право на приобретение земельных участков в собственность (в порядке, установленном ст.36 ЗК, и в соответствии с п.2 ст.5, п.З ст.15, пп.4, 5 ст.38 ЗК). Согласно ст.28 ЗК РФ лицам указанных категорий земельные участки предоставляются в собственность только за плату.