Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:29, курсовая работа
В настоящее время в отечественной экономике сложилось тяжелое положение. В результате эти предприятия не имеют средств даже на самое необходимое, что ухудшает общую социально-экономическую картину. Одним из факторов, способствовавших углублению экономического кризиса, является высокая степень изношенности оборудования. Этот показатель, имеющий определенное аналитическое значение, по многим российским предприятиям в среднем составляет 70—90 %, а на некоторых из них превышает 100 %. По данным Центра изучения конъюнктуры цен и рынка «Ценакор», сроки службы основных фондов отечественных предприятий превышают установленные нормативы на 200—300 %.
Введение
Глава 1. Теоретические основы лизинга
1.1. Возникновение и становление лизинговых отношений
1.2. Типология видов лизинга
1.3. Субъекты и объекты лизинга
Глава 2. Методологические основы лизинговых отношений
2.1. Правовые аспекты лизинговой сделки
2.2. Экономические основы лизинга
2.3. Математические модели оценки эффективности лизинговых операций
Глава 3. Исследование деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.1. Общие показатели деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.2. Стратегия развития ОАО ВТБ Лизинг
3.3. Развитие рынка лизинга в Российской Федерации в 2011 году ОАО ВТБ Лизинг
Заключение
Библиографический список
Помимо определения, в Конвенции закреплены следующие признаки лизинга:
Таким образом, несмотря на то, что в зарубежной практике, в большинстве случаев, под лизингом стали понимать лишь специфичную долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и сооружений производственного назначения, нужно отметить, что определение понятия лизинговых отношений приобрело более конкретные черты по сравнению с первоначальным их пониманием и позволило дать основу для выделения их как самостоятельных, отличных от других (арендные отношения, отношения имущественного найма и т.д.), на первый взгляд внешне схожих с ними, экономических отношений. Более того, такая формулировка лизинга закрепилась и в законодательных актах Франции, Бельгии, Италии, где используются термины credit-bail (кредит-аренда), location financement (финансирование аренды), operazion di locazione finanziaria (операции по финансовой аренде). Однако нужно отметить, что юридическая интерпретация лизинговых отношений не может в полной мере охарактеризовать их экономическую сущность, а способна лишь придать им определенные законченные черты.
Кроме того, все вышеперечисленные определения понятия «лизинг» во многом обусловлены историческим его возникновением. Вместе с тем стоит отметить, что хотя в лизинге и задействованы элементы арендных отношений, лизинг имеет более широкое значение и в теоретическом его понимании, и в практическом применении. Полное отождествление же лизинга с арендой приводит к неполному, усеченному рассмотрению данных отношений, что незаслуженно обедняет и не раскрывает всех возможностей и разновидностей лизинга.
1.2. Типология видов лизинга
Самое развернутое определение понятия лизинга дает классификация видов лизинга, позволяющая охватить все формы этого инвестиционно-инновационного инструмента. Вот почему так важно, говоря о сущности лизинга как вида инновации, дать полную классификацию видов лизинга, приведенную в литературе (50. — С. 9), которая характеризуется следующими признаками:
В зависимости от состава участников (субъектов) лизинговых отношений различают:
Прямой лизинг — классическая трехсторонняя сделка (поставщик — лизингодатель — лизингополучатель) или, при крупных сложных сделках, — многосторонняя сделка с числом участников более трех, когда лизинговая компания выступает тандемом с коммерческим банком по лизингу либо другими финансово-кредитными институтами, либо с аналогичными лизинговыми компаниями, объединяющими свой капитал для финансирования крупной лизинговой сделки.
В зависимости от типа имущества, передаваемого в лизинг, различают:
По степени окупаемости имущества выделяют:
В зависимости от условий амортизации различают:
На основе двух предыдущих классификационных признаков, неразрывно связанных между собой, выделяют так называемый финансовый и оперативный лизинг. На практике наиболее часто используется финансовый лизинг, особенно финансово-кредитными институтами, что объясняется его характерными особенностями.
Финансовый лизинг (finance leasing) представляет лизинг имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости (full-payout lease). Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации.
Оперативный лизинг (operative leasing) — срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. При оперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества (non-full-pazout lease), и поэтому лизингодатель вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям.
По объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют:
В зависимости от сектора рынка лизинговых отношений выделяют:
По отношению к налоговым и амортизационным льготам различают:
Федеральный закон «О лизинге» устанавливает трехсторонний характер взаимоотношений сторон по лизингу (11).
Первая сторона — собственник имущества (лизингодатель). Им может быть физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговых отношений в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. В лице собственника имущества может выступать:
Второй стороной является пользователь имущества (лизингополучатель). Им может быть юридическое лицо любой организационно-правовой формы или физическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Третий участник лизинговых отношений — продавец (поставщик) имущества (в Конвенции 1988 г. имеется в виду именно машин и оборудования). Это может быть юридическое лицо: производитель имущества, торгово-посредническая организация, а также физическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.
Любой из субъектов лизинга может быть резидентом и нерезидентом РФ, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» (9).
Между названными субъектами лизинга обычно возникают отношения по следующей схеме, раскрывающей особенности механизма лизинговых отношений. Будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, четко знает, какого рода оборудование ему требуется. В его интересах, чтобы оно полностью соответствовало необходимым техническим требованиям, а расходы на его изготовление были бы минимальными. Вот почему необходимо, чтобы пользователь сам выбрал фирму-изготовителя и согласовал с ней все условия договора купли-продажи. Получатель договаривается о предмете данного договора, цене, сроках и месте поставки. Вследствие отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения этого имущества он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой об его участии в сделке. Лизингодатель получает от будущего пользователя готовый проект договора купли-продажи и подписывает его только в том случае, если заключен договор лизинга.
Лизингодатель становится собственником приобретаемого оборудования, приобретает соответствующие права и обязанности, но, по сути дела, его роль ограничивается финансированием приобретения необходимого оборудования и передачей его в пользование лизингополучателю на заранее оговоренных условиях.
Кроме перечисленных трех сторон, в классических операциях по лизингу в ряде случаев могут участвовать и другие, например, брокерские лизинговые конторы (фирмы), которые непосредственно не занимаются предоставлением имущества, а выполняют роль посредников между поставщиком, банком-лизингодателем и лизингополучателем.
Состав участников при классическом лизинге сокращается до двух, если поставщик и лизингодатель являются одним юридическим лицом или, в случае возвратного лизинга, когда лизингополучатель продает собственное имущество будущему лизингодателю с целью одновременного приобретения этого же имущества по договору лизинга. В первом случае мы имеем дело не с вариантом операции компании «Белл», когда поставщик и лизингодатель не только юридически, но и фактически является одним лицом. В нашем случае вопросами лизинга производителя продукции занимается филиальная лизинговая компания, создаваемая производителем как дочерняя фирма или филиал, созданный специально с целью продвижения своей продукции на рынке посредством лизинга.
Объектами лизинга выступают пассивное (недвижимое) имущество, сюда относят здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также активное (движимое) имущество — машины, оборудование, транспорт и т.д. В лизинговые отношения могут быть вовлечены практически любые объекты, которые в процессе производства не теряют своей материально-вещественной формы, кроме имущества, запрещенного законодательством к свободному обращению на рынке.
Как показывает зарубежный опыт лизинговых отношений, преобладающую долю имущества, передаваемого в лизинг, составляет активная (движимая) его часть. Так в Европе, по данным Leaseurope (Европейская Федерация Ассоциаций Лизинговых компаний), объединяющей 25 стран и более 1200 лизинговых компаний, на протяжении последних 10 лет доля лизинга недвижимости составляет порядка 14-16% (103. — Р.45). Анализ тенденции развития этого показателя свидетельствует о том, что в скором будущем данная картина останется прежней и значительное место в лизинге имущества будет по-прежнему занимать активная часть основных средств. Более детальное исследование данных Leaseurope показывает, что наиболее привлекательным видом активной части имущества, передаваемого в лизинг, являются легковые автомобили, а вместе с грузовиками на автомобильный парк приходится более половины лизингового инвестирования. Вторую позицию по значимости занимает машиностроительное и технологическое оборудование. На третьей строке по привлекательности находятся компьютеры и офисное оборудование.