Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:29, курсовая работа
В настоящее время в отечественной экономике сложилось тяжелое положение. В результате эти предприятия не имеют средств даже на самое необходимое, что ухудшает общую социально-экономическую картину. Одним из факторов, способствовавших углублению экономического кризиса, является высокая степень изношенности оборудования. Этот показатель, имеющий определенное аналитическое значение, по многим российским предприятиям в среднем составляет 70—90 %, а на некоторых из них превышает 100 %. По данным Центра изучения конъюнктуры цен и рынка «Ценакор», сроки службы основных фондов отечественных предприятий превышают установленные нормативы на 200—300 %.
Введение
Глава 1. Теоретические основы лизинга
1.1. Возникновение и становление лизинговых отношений
1.2. Типология видов лизинга
1.3. Субъекты и объекты лизинга
Глава 2. Методологические основы лизинговых отношений
2.1. Правовые аспекты лизинговой сделки
2.2. Экономические основы лизинга
2.3. Математические модели оценки эффективности лизинговых операций
Глава 3. Исследование деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.1. Общие показатели деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.2. Стратегия развития ОАО ВТБ Лизинг
3.3. Развитие рынка лизинга в Российской Федерации в 2011 году ОАО ВТБ Лизинг
Заключение
Библиографический список
В результате в 2011 году концентрация рынка в транспортных сегментах возросла. По итогам года суммарная доля сделок по лизингу транспортных средств (автомобильный, авиационный, железнодорожный и морской транспорт) в общем объеме увеличилась до 74,9% (против 72,3% по итогам 2010 года). Доля аналогичного оборудования на общеевропейском лизинговом рынке в 2009 году составляла около 58%.
Таким образом, в 2011 году для лизинговых компаний характерны сделки с максимально ликвидным оборудованием, что было обусловлено стремлением компаний к минимизации собственных рисков в условиях увеличения спроса на лизинг со стороны российских предприятий, превышающего предложение из-за ограничений привлечения финансирования лизинговыми компаниями. В этой ситуации возможности компаний-лизингополучателей (кроме явных лидеров в своих отраслях) при реализации своих инвестиционных проектов (в первую очередь производственное оборудование) с
Так как наиболее популярным имуществом для передачи в лизинг являются транспортные средства, они оцениваются лизингодателями (прежде всего это касается железнодорожного транспорта) как ликвидное с хорошим потенциалом спроса в ближайшие несколько лет. Потому в течение 2011 года наблюдалась определенная тенденция снижения требований к потенциальным лизингополучателям, в первую очередь в отношении уплачиваемых из собственных средств лизингополучателя авансов (эта величина в течение года снизилась до 10 - 15% от общей стоимости имущества, передаваемого в лизинг). Следует отметить, что сделки с железнодорожным и авиационным транспортом лизинговые компании проводили в основном с крупными клиентами (главным образом, с компаниями - лидерами соответствующего федерального или регионального рынка). Поэтому с географической точки зрения основная часть новых сделок, как и в 2010 году, приходилась на Москву (42,1% против 38,4% по итогам 2010 года).
При этом на фоне существенного увеличения объема новых сделок отрасль в целом продемонстрировала снижение показателей рентабельности. Рост рентабельности наблюдался в лизинговых компаниях, имеющих значительную долю собственных средств и способных наращивать объемы новых сделок, сохраняя их эффективность за счет ответного сбалансированного повышения лизинговых ставок вслед за инфляцией и ростом ставок по банковским кредитам.
К числу главных факторов снижения рентабельности рынка лизинговых услуг относятся существенная ценовая конкуренция и общее увеличение процентных ставок по заемным ресурсам.
Основным источником ресурсов для лизинговых компаний по-прежнему остаются банковские кредиты. Совокупная доля долгосрочных и краткосрочных кредитов в структуре источников финансирования деятельности компаний в 2011 году составила 63,1%, но только единичные компании пока способны проводить тендеры среди кредитных учреждений для снижения ставки финансирования.
В этих условиях лизинговые компании в 2011 году более чем в 1,5 раза увеличили объемы заимствования на публичном рынке. Если по итогам 2010 года объем размещенных лизинговыми компаниями облигаций составил 23,3 млрд. рублей (на шесть эмитентов), из которых 81% пришелся на ВТБ Лизинг, ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ЛК «Уралсиб», то в 2011 году только четыре компании разместили облигации общим объемом 38,6 млрд. рублей (64,8% пришлось на ОАО «ВЭБ-Лизинг», 21,4% - на ООО «Трансфин-М», 13,0% -на ЛК «Уралсиб»). Таким образом, формирование публичной кредитной истории, рейтингование с перспективой выхода на международные финансовые рынки в 2010 и 2011 годах было доступно только дочерним структурам крупнейших российских банков, выпускавшим свои облигации фактически под маркой головных структур.
Из общего объема размещенных облигаций 19,7% составляли трехлетние заимствования, остальные облигации были десятилетними.
В результате естественным образом продолжалась концентрация рынка лизинговых услуг и увеличение на нем доли крупнейших государственных компаний, и компаний, аффилированных с крупнейшими банковскими группами. Облегченный (по сравнению с прочими участниками рынка) доступ к финансированию позволял лидерам рынка в 2011 году в условиях оживившегося спроса на инвестиционное финансирование сосредоточиться в первую очередь на сотрудничестве с крупнейшими промышленными и иными российскими компаниями - лидерами своих отраслей. Что привело к заключению крупных лизинговых контрактов на длительные сроки для финансирования масштабных инвестиционных проектов при удовлетворительных и достаточно просчитываемых индивидуальных рисках контрагентов.
Негативным фактором для развития рынка лизинга в России на протяжении всего 2011 года оставалось ожидание изменения законодательной базы: в части отмены ускоренной амортизации по всем видам имущества, передаваемого в лизинг. Для большинства видов оборудования и транспорта таким фактором является рост рисков лизинговых компаний при продаже оборудования, изъятого у дефолтных клиентов. Результатом этого изменения станет ужесточение требований к лизингополучателям (увеличение суммы аванса и дополнительное обеспечение), что приведет к ухудшению инвестиционного климата для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Экономическая ситуация | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) | |
Темпы прироста объемов профинансированных средств, % |
-21 |
9 |
54 |
30 |
Темпы прироста объемов лизинговых платежей, % |
-65 |
192 |
64 |
27 |
По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2012 году при отсутствии эффекта «низкой базы», стабильной экономической ситуации, сохранении динамики изменения процентных ставок (рост в годовом выражении не выше 1,5-2 %), поддержке спроса на лизинг со стороны крупных предприятий и закупке новой техники со стороны РЖД можно ожидать сокращения темпов прироста нового бизнеса до 10-20%. В этом случае сумма новых сделок составит 1,4-1,5 трлн. рублей, темпы прироста объемов полученных платежей в 2012 году будут сопоставимы с темпами прироста сумм профинансированных средств.
Заключение
В 2011 году рост экономики России продолжился. На этом фоне произошло дальнейшее укрепление финансовой системы страны, по ряду макроэкономических и общеотраслевых показателей были превышены максимальные докризисные значения.
Главными внешними макроэкономическими факторами, поддерживающими рост российской экономики, выступили стабилизировавшиеся в течение всего года на достаточно высоком уровне цены на нефть, газ и другие товары сырьевого сектора, составляющие основу российского экспорта.
Благоприятная экономическая ситуация в стране в 2011 году самым непосредственным образом повлияла на динамичное развитие рынка лизинговых услуг. Предприятия и организации, используя лизинговые операции, существенно обновили основные производственные фонды. За прошедший год объем нового бизнеса превысил 1,3 трлн. рублей, темп прироста по отношению к 2010 году составил около 79%.
В последние годы Компания удерживала лидирующую позицию по объему лизингового портфеля, являясь крупнейшей лизинговой компанией в Российской Федерации.
По результатам 2011 года ВТБ Лизинг подтвердил свое звание лидера рынка и занял первое место по общему лизинговому портфелю среди российских лизинговых компаний. По состоянию на 31 декабря 2011 года лизинговый портфель составил 278,0 млрд. рублей, увеличившись за отчетный год в 1,4 раза. Объем нового бизнеса увеличился более чем в два раза с 93,3 млрд. рублей за 2010 год до 190,2 млрд. рублей в 2011 году. Доля долгосрочных сделок со сроком лизинга более 7 лет увеличилась за 2011 год с 47,1% до 65,4%.
В прошедшем году произошли изменения в составе портфеля Компании - помимо сделок в традиционно лидирующем направлении железнодорожного транспорта, появились новые сегменты: недвижимость, оборудование для добычи прочих полезных ископаемых. Увеличилась и доля сделок в сфере дорожно-строительной техники - с 0,8% в 2010 году до 2,2% в 2011 году.
2011 год ознаменовался
важным для Компании событием
- лизинговая компания «
Важно подчеркнуть, что успешность осуществления наиболее сложных сделок обеспечивают такие ресурсы Компании, как наличие международной инфраструктуры в Западной Европе и странах СНГ, возможность привлечения долгосрочного финансирования в России и за рубежом, опыт ведения сложноструктурированных операций с использованием возможностей группы ВТБ.
Подводя итоги прошедшего года, можно сказать, что ВТБ Лизинг продолжил развиваться в качестве универсальной лизинговой компании, сконцентрированной в основном на работе с корпоративными клиентами и активно реализующей лизинговые проекты на большей части территории России, а также в Украине и Беларуси.
Основными задачами деятельности Компании на 2012 год являются: укрепление лидирующих рыночных позиций, повышение эффективности и доходности бизнеса, совершенствование системы риск-менеджмента, отраслевая диверсификация бизнеса, в том числе развитие операций в новых сегментах рынка.
Библиографический список