Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 05:55, курсовая работа
Инвесторы, по закону, могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. Права у всех инвесторов, независимо от формы собственности, равны и размещение инвестиций в любые объекты является их неотъемлемым правом, охраняемым законом. Участники инвестиционной деятельности — граждане и юридические лица других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора. Инвестор определяет цели, направления и объемы инвестиций и привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе и путем организации конкурсов и торгов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Инвестиции: сущность, источники, цели и формы, их классификация……5
Сущность, формы и классификация инвестиций……………………......5
Источники инвестиций, их классификация…………………………….11
Объективная необходимость в инвестициях. Кривая спроса на инвестиции………………………………………………………………..12
Формы инвестиционной деятельности и методы оценки эффективности инвестиций в современных условиях……………………………………….16
Внешние инвестиции и их значение для развития национальной экономики…………………………………………………………………….22
Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности…..26
Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности……………………………………………………………..26
Гарантии государством прав инвесторов……………………………..28
Формы привлечения и государственного регулирования иностранных инвестиций………………………………………………………………32
Динамика, объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………..35
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….40
4 Инструменты и механизмы
повышения инвестиционной
4.1 Государственное регулирование
и поддержка инвестиционной
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Республики Беларусь.
Органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие два метода:
При косвенном регулировании инвестиционной деятельности органы государственной власти создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:
Таким образом, прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств государственного бюджета. Государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью иных методов и форм, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РБ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РБ.
Все инвестиционные проекты независимо от источников и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РБ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц, интересы государства, не отвечает требованиям стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств государственного бюджета, до их утверждения подлежат обязательной государственной экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РБ.
4.2 Гарантии государством прав инвесторов
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с принятым в 2001 году Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
Данный кодекс определяет общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Он направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь на принципах рыночной экономики и создания экономических условий для реализации суверенитета республики.
Под инвестиционной деятельностью понимаются
действия юридического лица или (и) физического
лица, или (и) государства (административно-
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть:
Ø Иностранные государства и их административно-
Ø Международные организации;
Ø Иностранные юридические лица;
Ø Иностранные граждане;
Ø Физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности, согласно ст. 4 Кодекса, являются:
Ø Недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
Ø Ценные бумаги;
Ø Интеллектуальная собственность.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
1. Создание юридического лица;
2. Приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
На сегодня из указанного выше перечня форм инвестирования наиболее распространённым является инвестирование в формирование уставных фондов (вновь создаваемых уставных фондов при создании юридических лиц).
Источником финансирования уставного инвестиционного фонда могут выступать вклады, причем как в денежной, так и в неденежной форме.
Вклады иностранных инвесторов в денежной форме могут вноситься в иностранной валюте или в рублях, полученных как в результате обмена валюты в установленном законодательством порядке, так и хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.
Достоверность оценки неденежных вкладов в уставный фонд может быть подвергнута экспертизе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Источниками инвестиций в уставные фонды банков могут быть только собственные средства инвестора.
Статья 15 Кодекса устанавливает возможность оказания государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам. Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Возможно использование следующих форм государственной поддержки инвестиционным проектам:
Льготы по налоговым и таможенным платежам (наиболее широко применяется);
Предоставление гарантий правительства Республики Беларусь;
Использование государственных централизованных инвестиционных ресурсов.
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным или зарубежным инвестором, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Объектами концессии могут являться: право на осуществление отдельных видов деятельности - на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь; недра, воды, леса, земли, а также объекты, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут находиться только в собственности государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
В связи с принятием кодекса утратили силу Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях», Закон «Об иностранных инвестициях». Теперь их положения, отведённые регулированию инвестиционной деятельности зарубежных юридических и физических лиц, объединены в Раздел 4 Кодекса.
Так в этом разделе было сохранено положение о том, что субъект хозяйствования будет считаться имеющим иностранные инвестиции (ИП или СП), а следовательно будет иметь и право на получение определённых льгот по налогообложению только в том случае, если вклад иностранного субъекта хозяйствования в его уставной фонд будет не менее 20 тысяч долларов США. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ и унитарных предприятий. Уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может быть сформирован на момент его регистрации не полностью, однако не менее чем на 50% в первый год его функционирования, и полностью – во второй. Исключением является регистрация СП в форме АО – в этом случае уставный фонд должен быть сформирован в полном объёме уже к моменту государственной регистрации.
Таким образом, к инвестициям относятся все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта. Инвестиции классифицируют по различным признакам. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь определяется Инвестиционным кодексом, где расписаны основные субъекты, объекты инвестиционной деятельности, а также права и льготы инвесторов и другое.
4.3 Формы привлечения и государственного регулирования иностранных инвестиций
Если сравнивать относительную предпочтительность привлечения иностранного капитала, то следует подчеркнуть, что именно прямые инвестиции для экономик Беларуси особенно важны, поскольку имеют следующие преимущества:
- активизируется деятельность частного сектора;
- расширяется выход на внешние рынки;
- облегчается доступ к новым
технологиям и методам
- больше вероятность
- приток предпринимательского
капитала не увеличивает
- создаются новые рабочие места;
- расширяется налогооблагаемая база;
- импорт товаров и услуг
Таким образом, поступление прямых иностранных инвестиций – важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирование высокоэффективной рыночной экономики современного типа. В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сбыта и сырья, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д.
Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Как было уже замечено в первой главе, динамичное развитие в последнее время стран Центральной и Восточной Европы является следствием проводимой экономической политики, направленной на поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта.
Следует также отметить, что как правило, у всех переходных экономик в период реформ складываются дефициты торгового баланса и баланса товаров и услуг вследствие превышения импорта над экспортом, что является определенной проблемой переходного периода. Способы финансирования внешнеторгового дефицита являются одними из немаловажных аспектов экономической политики переходного периода, во время которого страны, как правило, испытывают недостаток внутренних источников финансирования капитальных вложений и нуждаются в их расширении за счет иностранных инвестиций. Создание условий для расширенного привлечения иностранных инвестиций и финансирования необходимых затрат для структурной перестройки экономики является одной из главных целей внешнеэкономической политики в переходных экономиках, особенно малых стран (в число которых входит Беларусь), лишенных собственной ресурсной базы и нуждающихся в тесном экономическом сотрудничестве с внешним миром.
Информация о работе Инвестиции: сущность, источники, цели и формы