Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:45, контрольная работа
Оценка инвестиционной привлекательности может проводиться не только для различных стран. В крупных федеративных государствах, для которых характерна значительная региональная дифференциация социально-экономических условий, целесообразно оценивать инвестиционную привлекательность отдельных субъектов. Очевидно, что для России наиболее применимым является именно подход определения инвестиционной привлекательности отдельных регионов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИИ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Понятие инвестиций
1.2 Инвестиционная привлекательность в системе структурных элементов инвестиционного процесса
1.3 Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность регионов и региональные инвестиционные риски
1.4 Методика свода (интегрирования) количественных характеристик частных факториальных показателей
1.5 Методика учета региональных инвестиционных рисков при оценке эффективности инвестиционных проектов
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1 Отечественные инвестиции и инвестиционная привлекательность регионов
2.2 Инвестиционная привлекательность Удмуртии
2.3 Направления развития инвестиционного потенциала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому, в сегодняшних условиях при оценке инвестиционной привлекательности региона разделение капиталовложений по формам собственности не представляется целесообразным.
Принципиально важным вопросом является определение промежутка времени, в течение которого осуществляемые капиталовложения рассматриваются нами при определении инвестиционной привлекательности региона. Этот промежуток должен отвечать двум основным требованиям:
быть максимально продолжительным (так как показатель объема капиталовложений обладает высокой изменчивостью, которую может сгладить лишь увеличение рассматриваемого периода);
быть внутренне однородным (так как качественные переломы, изменяющие хозяйственный механизм и тенденции развития общества, меняют и инвестиционные тенденции, обесценивая знания, касающиеся прошедшего этапа).
Наиболее полно данным требованиям соответствует период 2005-2007 гг. Так как покупательная способность рубля по годам менялась весьма резко, суммарный объем капиталовложений рассчитывается в долларовом эквиваленте на основе среднегодовых официальных курсов доллара.
В предположении о внутренней однородности отраслей представляется, что при прочих равных условиях коэффициент пропорциональности между капиталовложениями в объекты каждой конкретной отрасли и их основными фондами одинаков для всех объектов отрасли.
В этом случае, если в каком-либо регионе коэффициент этой пропорциональности выше среднероссийского, это свидетельствует о более активной, чем в среднем, инвестиционной деятельности и, следовательно, о лучшем, чем среднероссийский, инвестиционном климате по отношению к рассматриваемой отрасли.
Наоборот, если указанный коэффициент пропорциональности ниже среднероссийского, инвестиционная активность региона ниже среднероссийской, а инвестиционный климат - хуже.
Таким образом, оценка инвестиционного климата региона может осуществляться, исходя из соотношения реального и нормативного уровня капиталовложений, причем нормативный уровень (объем капиталовложений, которые были бы осуществлены в данном регионе при существовании в нем среднероссийского инвестиционного климата) определяется, исходя из доли основных фондов данного региона в основных фондах России.
Принципиально важно, что в силу различной капиталоемкости отраслей отраслевые коэффициенты пропорциональности капиталовложений и основных фондов существенно отличаются друг от друга. Следовательно, сопоставление основных фондов региона и России должно осуществляться отдельно по каждой из присутствующих в регионе отраслей.
Определение же инвестиционной привлекательности региона разбивается на следующие основные этапы:
определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;
исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общеросссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);
суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;
суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;
осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений.
Однако подобное сопоставление носит слишком обобщенный характер из-за условности установленных категорий как реальных, так и нормативных инвестиций. В результате, при совпадении рангов этих видов инвестиций количественное различие между ними может быть весьма велико (например, реальные капиталовложения в регион в размере 101 млн.долларов будут рассматриваться как «соответствующие» нормативным, если нормативные равны 299 млн.долларов, и как «превышающие» нормативные, если нормативные равны 99 млн.долларов).
Чтобы избежать возникающих в результате этого неточностей, представляется целесообразным прямое количественное сопоставление реальных и нормативных инвестиций для каждого региона при помощи расчета простого индекса инвестиционной привлекательности, равного частному от деления реальных капиталовложений на нормативные.
Однако, при этом максимальное значение показателя наблюдается в регионах с низким объемом капиталовложений и слабым развитием промышленности (лидерами являются Чеченская республика, Республика Дагестан, Республика Алтай и Камчатская область). Значительное превышение реальных инвестиций в Чечню и отчасти в Дагестан над нормативным уровнем во многом объясняется переориентацией финансовых потоков региона и всей России, связанной с восстановлением народного хозяйства Чечни. В общем же случае, причиной лидерства слаборазвитых регионов является то, что при незначительных основных фондах региона любой, даже небольшой инвестиционный проект ведет к значительному превышению реальными инвестициями нормативных.
Для того, чтобы нейтрализовать воздействие маргинальных инвестиций в слаборазвитые регионы, необходимо дополнить рассчитываемый индекс инвестиционной привлекательности учетом объема капиталовложений, осуществляемых в рассматриваемом регионе.
Объем капиталовложений характеризует масштабы инвестиционных процессов, напрямую связанные не только непосредственно с характеристиками объектов капиталовложений, но и с наличием или отсутствием необходимых для их осуществления деловой культуры и инвестиционной инфраструктуры.
При этом, если соотношение реального и нормативного объема капиталовложений косвенно характеризует доходность инвестиций, величина их реального объема может рассматриваться как показатель, свидетельствующий об их надежности.
Понятно, что для сопоставления инвестиционной привлекательности регионов необходимо обобщение показателей, характеризующих указанные факторы. Сделать это, пока показатели находятся в абсолютной форме, нельзя вследствие их неоднородности: придется сопоставлять индексы инвестиционной привлекательности с миллиардами рублей. Для обобщения показателей их необходимо привести к общей базе, в качестве которой наиболее логично избрать среднероссийский уровень каждого из них. Простой индекс инвестиционной привлекательности и так приведен к этой базе. Для удобства, мы будем и в дальнейшем называть показатель, характеризующий отношение базового показателя к среднероссийскому уровню, «индексом» соответствующего базового показателя.
Индекс объема капиталовложений каждого региона будет равен выраженному в процентах отношению объемов капиталовложений, осуществленных на территории этого региона, к среднероссийскому уровню.
Очевидно, что, чем выше указанные индексы, тем выше и инвестиционная привлекательность региона.
Так как оба рассматриваемых фактора (отклонение реальных капвложений от нормативных и реальный объем капвложений) с точки зрения их влияния на инвестиционную привлекательность региона представляются примерно равнозначными, обобщающий их расширенный индекс инвестиционной привлекательности будет рассчитываться как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капиталовложений и явится отношением инвестиционной привлекательности региона к среднероссийскому уровню этой привлекательности (см. таблицу 2).
Следует отметить, что критика рассматриваемого метода, основанная на том, что он не нивелирует объективные различия рассматриваемых регионов и не позволяет поэтому определить, являются ли успехи и неудачи инвестиционной политики конкретных территорий результатом воздействия объективных или субъективных факторов, практически не имеет смысла.
То, что инвестиционная привлекательность большинства регионов ниже среднего уровня, свидетельствует об общей тяжести положения в инвестиционной сфере; значительный же разброс показателя привлекательности отражает высокую территориальную дифференциацию инвестиционных процессов.
Отметим естественное следствие применения идеологии догоняющего развития: инвестиционная привлекательность региона (по расширенному индексу инвестиционной привлекательности), как правило, прямо зависит от уровня его индустриализации. Это естественно, так как развитая промышленность подразумевает отлаженную инвестиционную инфраструктуру, а крупные предприятия обеспечивают себе некоторый «пороговый» объем инвестиций даже при неблагоприятных условиях.
Таблица 2 Расширенный индекс инвестиционной привлекательности
Расширенный индекс инвестиционной привлекательности (с учетом объема капиталовложений) |
Значение индекса |
Регион |
высокий |
больше 1,0 |
Тюменская область, г.Москва, Кемеровская область, Самарская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Московская область, Красноярский край, Республика Башкортостан, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Ростовская область, Пермская область, Ленинградская область |
выше среднего |
от 0,4 до 1,0 |
Республика Коми, Белгородская область, Оренбургская область, Новосибирская область, Иркутская область, Саратовская область, Краснодарский край, Камчатская область, Вологодская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Тверская область, Липецкая область, Волгоградская область, Республика Дагестан, Удмуртская республика, Омская область, Томская область, Приморский край, Амурская область, Магаданская область |
средний |
- |
Республика Карелия, Архангельская область, Владимирская область, Тульская область, Ярославская область, Курская область, Ульяновская область, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Хакассия, Читинская область, Хаьаровский край, Ивановская область, Рязанская область, Воронежская область, Астраханская область, Ставропольский край |
ниже среднего |
от 0,2 до 0,4 |
Псковская область, Калининградская область, Кировская область, Республика Карачаево-Черкесия, Чеченская республика, Курганская область, Сахалинская область, Новгородская область, Брянская область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Чувашская республика, Тамбовская область, Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия |
низкий |
менее 0,2 |
Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский АО, Республика Алтай, Еврейская АО, Ингушская республика |
Наименьший инвестиционный интерес представляют зоны освоения, слаборазвитые (преимущественно аграрные) регионы, а также территории, в промышленности которых основную роль играли средние и крупные (но не крупнейшие) предприятия военно-промышленного комплекса, пострадавшие в результате сокращения военного заказа и неразумного проведения конверсии (в ходе которой значительное количество предприятий переориентировалось на производство однотипных изделий, что порождало неоправданную конкуренцию; применение же высоких технологий при производстве относительно примитивных товаров существенно удорожало их и ограничивало возможность конкуренции с импортом).
Если на начальной стадии экономических реформ перспективы того или иного производства определялись в значительной степени качеством менеджмента и отношением к нему государственных чиновников (являвшимися составной частью качества менеджмента), то в рассматриваемом нами промежутке времени произошло быстрое повышение значимости объективных процессов, вплоть до макроэкономических факторов. Так, государственная политика 2005-2006 и особенно 2007 гг. стимулировала экспортную переориентацию экономики, что привело в 2008 г. к росту производства черной металлургии, химии, отдельных видов машиностроения. Это ускорило развитие банковской системы и особенно осуществление капиталовложений на территориях с преобладанием соответствующих производств.
Основными факторами, непосредственно влияющими на инвестиционную привлекательность региона, следует признать финансовое состояние и капиталоемкость преобладающих в нем производств, а также уровень развития инфраструктуры и экономико-географическое положение (см. таблицу 3).
Таблица 3 Группировка регионов по факторам инвестиционной привлекательности
Индекс объема капвложений |
Простой индекс инвестиционной привлекательности (без учета объема капиталовложений) | ||||
очень низкий (до 0,80) |
низкий (0,80-0,90) |
средний (0,90-1,00) |
высокий (1,00-1,20) |
очень высокий (более 1,20) | |
Группа 5 |
Группа 4 |
Группа 3 |
Группа 2 |
Группа 1 | |
очень низкий (до 0,30) |
Калининград-ская, Брянская, Костромская, Орловская, Смоленская обл, Р. Мордовия, Чувашская респ., Кировская, Тамбовская, Пензенская обл, Р. Ингушетия, Еврейская авт.обл |
Новгородская обл, Калуж-ская обл, Р.Калмы-кия,Р.Адыгея, Р.С. Осетия |
Астраханская обл, К-Бал-карская респ, Р.Тува, Чукотский АО |
Псковская, Ивановская обл, Р.Марий-Эл, Курганская обл |
К-Черкесская респ, Чеченская респ, Р.Алтай |
низкий (0,30-0,60) |
Ставропольский край,Сахалин-ская обл. |
Архангельская, Рязанская, Тульская, Воронежская обл, Хабаровский край |
Ярославская, Курская, Липецкая обл, Алтайский край, Омская, Читинская обл |
Р.Карелия, Владимирская обл, Ульянов-ская обл, Р.Хакасия, Амурская обл |
Тверская обл, Р.Дагестан,Р. Бурятия, Камчатская обл, Магаданская обл |
средний (0,60-1,00) |
Волгоградская обл, Томская обл, Приморский край |
Мурманская обл, Санкт-Петербург |
Вологодская обл, Саратовская обл, Краснодарский край, Удмуртская респ |
Белгородская обл |
Новосибирская обл |
высокий (1,00-2,00) |
Р.Коми, Оренбургская обл, Иркутская обл |
Пермская обл |
Ростовская обл |
Ленинградская обл., Московская обл, Нижего-родская обл |
Р.Саха (Якутия) |
очень высокий (более 2,00) |
- |
Р.Башкортостан, Красноярский край |
Р.Татарстан |
Самарская обл, Свердловская обл, Челябинская обл, Кемеровская обл, Тюменская обл |
Москва |
Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов