Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия на примере ООО «Экран.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) Анализ и оценка существующего понятия о бизнес-планировании;
2) Определение структуры бизнес-плана, изучение роли и состава фи-нансового раздела бизнес-плана;
3) Анализ привлекательности и инвестиционной деятельности ООО «Экран»;
4) Разработка финансового раздела бизнес-плана развития ООО «Экран».
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1 Сущность, функции и задачи бизнес – плана . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Структура бизнес – плана предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3 Состав финансового раздела и оценка эффективности бизнес – плана . 22
2. Исследование практики бизнес – планирования на предприятии ООО «Экран»
2.1 Краткая характеристика анализируемого предприятия . . . . . . . . . 34
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Экран» . . . . . . . . . . . . . . 37
2.3 Анализ инвестиционной деятельности на предприятии . . . . . . . . . 52
3. Разработка финансового раздела бизнес – плана развития предприятия
3.1 Предложение новых путей расширения деятельности предприятия . . 64
3.2 Расчет эффективности бизнес-плана развития ООО «Экран» . . . . . . 67
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Исследование рынка в бизнес-плане включает три блока:
1) анализ, спроса на товары и услуги на рынке и тенденции его развития;
2) описание структуры рынка, его основных сегментов, форм и методов сбыта;
3) исследование
условий конкуренции на выбранн
Организационный план
Успешная реализация бизнес-плана во многом зависит от организации дела и управления компанией или проектом, как будет организована деятельность предприятия, какова будет структура и форма собственности, сколько необходимо персонала.
Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы. Структуру организации лучше изобразить в виде схемы, которая наглядно объяснит внутреннее устройство организации, взаимодействие различных подразделений, направление организационных потоков.
В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта, партнеров данного проекта, и описывается структура с помощью которой, партнеры организации, сотрудничая друг с другом будут добиваться поставленных целей организации. Также в плане отражаются основные условия и требования, ориентированные на разработку и выпуск из производства новых видов продукции, товаров, работ или услуг, в запланированные для этого сроки.
В организационном плане также подлежит рассмотрению система управления намеченными действиями и планом в целом, схема с описанием сотрудничества всех партнеров по проекту, описание всех расчетов реализации проекта включая график работ, перечисление подразделений организации, которые будут участвовать в реализации проекта с указанием их функций, описание координирования все взаимосвязанных подразделений и служб предприятия в осуществлении намеченных действий, формирование сопроводительной документации к проекту.
Финансовый план
В этом разделе бизнес-плана обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются в стоимостном варианте.
Финансовый план является результирующим для всей производственной части проекта, он позволяет: связать все действия по реализации проекта между собой; оптимально распределить все имеющиеся ресурсы; определить календарные сроки финансирования; распределить работы между участниками проекта.
Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана это определение источников капитала, необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения денежных средств. [1]
Оценка экономической эффективности затрат
Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в выборе возможных вариантов вложения средств. При разработке этого раздела бизнес-плана оцениваются эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте. Эффективность проекта в целом показывает его потенциальную привлекательность для возможных участников и источников финансирования. Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников.
Выбор методов и критериев оценки инвестиционных объектов зависит от специфики проекта, заложенных в нем нововведений (инноваций), типа отрасли и ряда других факторов. Оценка эффективности инвестиционного процесса выполняется путем сопоставления результатов, полученных в течение жизненного цикла проекта, и необходимых для их достижения затрат. В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важной проблемой в этом случае является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дисконтирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д. [5]
Эффективность
проекта в целом показывает его
потенциальную привлекательност
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников.
Показатели эффективности проекта:
1.3 Состав финансового
раздела и оценка
Финансовый план - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
Данный раздел
Финансовое обоснование
проекта выступает критерием
принятия инвестиционного
Этот план дает представление об источниках и размерах финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, о направлениях использования средств, о размерах наличности, промежуточных и конечных результатах деятельности.
Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:
Балансовая ведомость. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед. Его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово – экономической деятельности.
Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени. [12]
Отчет о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки.
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.
План – отчёт о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков составляется помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства. Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период.
Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.
Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующее:
Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.
Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения. [32]
Система показателей эффективности проекта представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций, рассчитанные по выбранной ставке дисконтирования.
Первая группа показателей характеризует
эффективность оперативной
Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма рентабельности.
При расчете данных показателей часто вызывает затруднения у разработчиков проекта выбор ставки дисконтирования, поскольку отсутствуют методики по ее определению. При назначении ставки дисконтирования обычно ориентируются на существующую или ожидаемую ставку по банковским кредитам или депозитам или на субъективную оценку, основанную на опыте инвестора. [22]
Данные показатели равно как и соответствующие им методы, используются в двух вариантах:
Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется с учетом принципа «стоимости денег во времени». Данный принцип гласит: «Рубль сейчас стоит больше, чем рубль, полученный через год», т. е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую стоимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. Поэтому все притоки и оттоки, полученные на разных этапах реализации проекта, приводятся к сегодняшней (текущей) стоимости путем дисконтирования. Это позволяет сравнить их и рассчитать основной показатель финансовой эффективности проекта - NPV (Net Present Value) чистую текущую (или приведенную) стоимость. [22]
Для анализа целесообразности реализации
проекта возникает