Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа
Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.
Введение………………………………………………………………………. 4
Инвестиции: понятие, сущность, факторы, нестабильность инвестиций
Сущность инвестиций и их формы
Источники инвестиций
1.2.1.Внутренние источники инвестиций
1.2.2 Внешние источники инвестиций
2. Анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь
2.2 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь
3. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Заключение…………………………………….……………………………….. 35
Список использованных источников…………………………………………. 36
Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию.
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И УСПЕШНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
За 2013 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долларов США инвестиций, что на 4,5% больше, чем за 2012 год.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (48,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,6%), промышленности (23,4%).
Поступило за 2013 г. |
Справочно за 2012 г. | ||||
всего |
в том числе | ||||
прямые |
портфель-ные |
прочие | |||
Республика Беларусь |
14 974 286,7 |
11 083 446,1 |
12 186,5 |
3 878 654,1 |
14 329 797,3 |
в том числе: |
|||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
79 230,8 |
59 834,9 |
– |
19 395,9 |
62 718,3 |
рыболовство, рыбоводство |
315,6 |
155,7 |
– |
159,9 |
238,6 |
промышленность |
3 502 456,4 |
1 230 433,2 |
2 543,4 |
2 269 479,8 |
3 502 848,5 |
горнодобывающая промышленность |
486 592,9 |
21 750,3 |
234,9 |
464 607,7 |
150 085,9 |
обрабатывающая промышленность |
2 967 160,8 |
1 204 247,0 |
2 308,5 |
1 760 605,3 |
3 270 535,2 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
48 702,7 |
4 435,9 |
– |
44 266,8 |
82 227,4 |
строительство |
141 087,6 |
104 988,0 |
15,4 |
36 084,2 |
134 719,4 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
5 208 192,6 |
4 584 465,8 |
577,2 |
623 149,6 |
5 622 584,9 |
гостиницы и рестораны |
219 839,8 |
73 500,5 |
1,3 |
146 338,0 |
50 588,0 |
транспорт |
4 287 569,1 |
4 161 990,5 |
2,3 |
125 576,3 |
3 976 734,0 |
связь |
547 275,5 |
256 894,0 |
0,1 |
290 381,4 |
303 574,3 |
финансовая деятельность |
150 925,1 |
108 554,6 |
79,2 |
42 291,3 |
157 051,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
795 641,1 |
474 996,3 |
8 967,6 |
311 677,2 |
486 485,1 |
образование |
236,3 |
236,3 |
– |
– |
408,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
5 091,4 |
1 071,4 |
– |
4 020,0 |
2 357,7 |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
36 425,4 |
26 324,9 |
– |
10 100,5 |
29 488,7 |
Таблица 2.1- Валовое поступление
иностранных инвестиций
по видам экономической деятельности
(тыс. долларов США)
Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9% меньше, чем за 2012 год.
Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4% от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6%), промышленности (11,1%).
Значительные объемы прямых иностранных
инвестиций с учетом задолженности за
товары, работы, услуги поступили от резидентов
России
(52,5% от общего объема прямых инвестиций).
От резидентов Соединенного Королевства
поступило 25,3% валового объема прямых
инвестиций,
Кипра – 6,8%, Австрии – 2,2%.
Прочих иностранных инвестиций (не от
прямого инвестора) получено
3,9 млрд. долларов США, или на 1,8% меньше,
чем за 2012 год. На их долю приходилось 25,9%
от всего валового поступления иностранных
инвестиций.
За 2013 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74,1%). На организации Гомельской области приходилось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области – 6,8%.
Операции с прямыми иностранными инвестициями за 2012 год обусловили чистый приток капитала в страну в размере 2 143,4 млн. долларов, что на 21,1 % больше, чем за 2011 год. В отчетном периоде прямые инвестиции явились одним из основных источников финансирования дефицита текущего счета, компенсировав 42,5 % его отрицательного сальдо.
Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил 3 556,8 млн. долларов, что на 45,2 % превысило аналогичный показатель за 2011 год. В том числе приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала составил 1 741,3 млн. долларов (49 % общего объема поступивших прямых инвестиций) и увеличился по сравнению с 2011 годом на 19,9 %. Из них в уставные фонды банков привлечено 384,8 млн. долларов против 86,7 млн. долларов за 2011 год.
Реинвестированные доходы составили 261,1 млн. долларов (7,3 % общего объема).
За 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2011 год.
На рисунке 2.1. отражена динамика и структура привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Рисунок 2.1 – Динамика и структура привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2008–2012 годы
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 2.1.1.
На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2011 годом. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).
Организациями республики за 2012 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2011 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Показатели |
Поступило за 2012 год |
Справочно поступило за 2011 год | |||
всего |
в том числе | ||||
прямые |
портфельные |
прочие | |||
Республика Беларусь |
6525857,3 |
2279822,9 |
1695,3 |
4244339,1 |
5421864,6 |
в том числе: |
|||||
промышленность |
2802177,0 |
430483,3 |
1483,3 |
2370210,4 |
2371213,7 |
транспорт |
408222,4 |
96144,1 |
1,5 |
312076,8 |
379985,9 |
связь |
270003,5 |
183656,6 |
- |
86346,9 |
368226,7 |
строительство |
103865,1 |
37561,8 |
117,4 |
66185,9 |
52289,8 |
торговля и общественное питание |
556479,5 |
178366,0 |
64,5 |
378049,0 |
320588,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
1941496,3 |
1234063,9 |
- |
707432,4 |
1631660,8 |
Таблица 2.1.1 – Поступление иностранных инвестиций в экономику республики Беларусь (тыс. долларов США)
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%).
За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.
Рисунок 2.2 – Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2012 год
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2012 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2011 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Относимые к прямым инвестициям кредиты и займы иностранных материнских компаний, предоставленные дочерним предприятиям в Республике Беларусь, составили 1 554,4 млн. долларов (43,7 % общего объема). Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций за 2012 год поступили из Швейцарии (34,7 %), Российской Федерации (29,9 %) и Кипра (7,4 %).
В уставные фонды белорусских банков в отчетном периоде привлечен капитал из Российской Федерации, Австрии, Украины, Швейцарии, Нидерландов, Великобритании, Ирана, Ливана, Люксембурга и других стран.
Рисунок 2.1.1 – Структура привлеченных банками в Республику Беларусь прямых иностранных инвестиций в разрезе стран за 2012 год, в %
Чистое привлечение прямых инвестиций в экономику Республики Беларусь (с учетом погашения) сложилось в размере 2 151,9 млн. долларов, в том числе за счет акционерных вложений – 1 726,4 млн. долларов, реинвестированных доходов – 261,1 млн. долларов и притока капитала в форме долговых обязательств от зарубежных совладельцев организаций – 164,4 млн. долларов.
Проведенный анализ показал, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь.
Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.
Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: "Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности".
Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:
- создание
благоприятных условий для
- внедрение
наиболее прогрессивных
- содействие
международной интеграции и
- гармоничное
сочетание на основе
Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ — в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.
Система льгот для предприятий СЭЗ предусматривает применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь. При этом территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ. Ее границы определены администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
На территории СЭЗ проявляются особенности финансового и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон — "Брест", "Минск", "Гомель-Ротон", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест".
По инициативе местных исполнительных и распорядительных органов в Совет Министров Республики Беларусь поступает предложение о создании СЭЗ. Ему предшествует анализ социальных, экологических и экономических условий на предполагаемой для организации СЭЗ территории, результаты которого отражаются в технико-экономическом обосновании. Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.
Информация о работе Иностранные инвестиции и проблема их привлечения в Республику Беларусь