2. К положительным
последствиям привлечения иностранного
капитала можно отнести: увеличение объема
реальных капиталовложений, ускорение
темпов экономического развития и улучшение
состояния платежного баланса страны;
поступление передовой иностранной технологии,
организационного и управленческого опыта,
результатов НИОКР, воплощаемых в новой
технике, патентах, лицензиях, ноу-хау
и т.д.; расширение экспорта и поступления
иностранной валюты; увеличение объема
налоговых поступлений, позволяющее расширить
государственное финансирование социальных
и др. программ; повышение уровня жизни
и покупательной способности населения
и т.д.
3. К отрицательным
последствиям иностранных инвестиций
относятся следующие: увеличение
импорта оборудования, материалов
и комплектующих, требующее дополнительных
валютных расходов; подавление местных
производителей и ограничение конкуренции;
усиление зависимости национальной экономики,
угрожающее ее экономической и политической
безопасности; ослабление стимулов для
проведения национальных НИОКР, вследствие
ввоза иностранной технологии, что в конечном
счете может привести к усилению технологической
зависимости; ухудшение состояния окружающей
среды в результате перевода в страну
"грязных" производств и хищнической
эксплуатации местных ресурсов и т.д.
4. Для активизации
инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и эффективного использования
внешних ресурсов органами государственного
управления разработан комплекс
нормативно-правовых, административно-организационных
и экономических инструментов.
5. Основными
способами привлечения прямых иностранных
вложений в экономику Беларуси являются:
привлечение иностранного капитала в
предпринимательской форме, т. е. путем
создания совместных предприятий (в том
числе путем продажи зарубежным инвесторам
крупных пакетов акций белорусских акционерных
обществ); регистрация на территории Беларуси
предприятий, полностью принадлежащих
иностранному капиталу; привлечение иностранного
капитала на основе концессий или соглашений
о разделе продукции; создание свободных
экономических зон (СЭЗ), направленное
на активное привлечение зарубежных инвесторов
в определенные регионы страны.
6. Увеличению притока иностранных
инвестиций способствует создание
свободных экономических зон, на территории
которых действует льготный налоговый
и таможенный режим.
Для привлечения инвестиций в экономику
необходима дальнейшая либерализация
внешнеэкономической деятельности и создание
механизмов страхования инвестиций от
экономических и политических рисков.
В целях привлечения инвестиций, в том
числе иностранных, следует продолжить:
1) совершенствование ряда законодательных
актов о свободных экономических
зонах, об иностранных инвестициях и их
защите, о приведении к международным
стандартам бухгалтерского учета;
2) привлечение иностранных инвестиций
на основе концессионных договоров,
соглашений о разделе продукции и инвестиционных
соглашений;
3) развитие системы гарантий, защиты
и страхования иностранных инвестиций,
залоговых операций, разрешения споров;
4) обеспечить государственную поддержку
приоритетных инвестиционных проектов;
5) разработать необходимый пакет
мер по учреждению в республике
венчурных фондов;
6) создать необходимые условия
по мере роста доходов населения
и укрепления финансов предприятий
для формирования долгосрочных
целевых накоплений в инвестиционных,
жилищно-строительных, страховых, пенсионных
фондах.
Развитие правовых основ рыночной экономики,
совершенствование практики их применения
при общем улучшении макроэкономических
условий будут способствовать мобилизации
внутренних сбережений и притоку иностранного
капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексахина
Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования
иностранных инвестиций
в Республике Беларусь // Право. 2008. № 4.
- Бабина
А. Система привлечения прямых иностранных
инвестиций в Республику Беларусь и международная
практика // Планово-экономический отдел.
– 2007. – №4. –с.19-24.
- Бамбиза И. М. О повышении конкурентоспособности продукции на предприятиях концерна "Белнефтехим" //Белорусская экономика: анализ, прогноз,
регулирование. — 2008. — № 7. — с.22-27.
- Грачев
Н. Прямые иностранные инвестиции в страны
ЦВЕ: механизмы привлечения. // Белорусский
банковский бюллетень. – 2009. – №4. – с.42-47;
№5. –с.
50-60; №5. – с. 53-60.
- Грачёв
Н. Концептуальные подходы к формированию
механизма привлечения
прямых иностранных инвестиций. // Белорусский
банковский бюллетень.
– 2009. – №14. – с.39-46.
- Загородников
С. Регулирование ПИИ в странах Центральной
и Восточной Европы.
// Банковское дело. – 2009. – №4. – с.46-47
- Киреев
А. П. Международная экономика. В 2-х ч. –
Ч.1. Международная
микроэкономика: движение товаров и факторов
производства. Учебное пособие для вузов.
– М.: 2007. С.297-299.
- Костромичева Э.В., Малыхин Ю.Г., Груша А.Н. Свободные экономические
зоны Республики Беларусь: проблемы функционирования.
// Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
– 2008. – №3. – с.36-48.
- Моисейчик Г.И. Инвестиционный климат в Республике Беларусь // Белорусский экономический
журнал. 2009. № 2 – С.23-26.
- Мирошник
А. Иностранные инвестиции в свободных
экономических зонах. // Вестник Высшего
хозяйственного суда Республики Беларусь.
– 2009. - №5. – с.143-148
- Национальная
стратегия устойчивого социально – экономического
развития Республики
Беларусь на период до 2020 г./ Нац. комис. по устойчивому развитию Респ.Беларусь; редкол: Л.М.Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2008. – 202 с.
- О свободных
экономических зонах: Закон Республики
Беларусь от 7 декабря 1998г. (с измен. и дополн. от 9 июля 1999г.; 24 июля 2002г.// Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
2001. №2/739.
- Рутко Д.Ф. Международные экономические отношения: курс лекций /.- Мн.: Академия управления при Президенте республики Беларусь, 2006. – 130 с.
- Функ Я. И. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2009.-134 с.
- Черемисин
П. Беларусь глазами иностранных инвесторов.
// Директор. – 2010. – №11. – с.12-15.
- United Nations
Conference on Trade and Development. World Investment Report 2013. United Nations publication. [Электронный ресурс]/. UNCTAD. - New York and Geneva, 2013.- Режим доступа: http://www.unctad.org.- Дата доступа: 05.04.2014.
- United Nations
Conference on Trade and Development. World Investment Report 2013. Transnational
Corporations and the Internationalization of R&D United
Nations. [Электронный ресурс]/. UNCTAD. - New York and Geneva, 2013.- Режим доступа: http://www.unctad.org.- Дата доступа: 05.04.2014.
- Макроэкономика/
А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова
и др.- Мн.: БГЭУ, 2011;
- Макроэкономика. Уч.пособие. Алексеенко Т.С., Зенькова Л.П. Минск-2011.
- Макроэкономика
(Экономическая теория. Часть 3)/ И.М. Лемешевский.- Мн.: ООО
" ФУА информ", 2012;
- Макроэкономика:
научные школы, концепции, экономическая
политика:
учеб. пособие
для вузов / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина,
Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2012.
- Макроэкономика/
под ред. Л.П. Зеньковой.- Мн.: ИВЦ МинФина, 2011;
- Макроэкономика:
Учебное пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева,
С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева,
С.П. Гурко.- Мн.: БГЭУ, 2008;
- Макроэкономика:
Учебное пособие/ П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина,
В.В. Козловский и др.; под общей ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ОДО "Равноденствие", 2009;
- Макроэкономика:
Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое издание, 2008.
- Иностранные
инвестиции-[Электронный
ресурс]-Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php-
Дата доступа:03.04.2014
- Иностранные
инвестиции-[Электронный
ресурс]-Режим доступа: http://www.businessforecast.by/partners/publication/382-Дата доступа:03.04.2014