Иностранные инвестиции и проблема их привлечения в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Инвестиции: понятие, сущность, факторы, нестабильность инвестиций
Сущность инвестиций и их формы
Источники инвестиций
1.2.1.Внутренние источники инвестиций
1.2.2 Внешние источники инвестиций
2. Анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь
2.2 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь
3. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Заключение…………………………………….……………………………….. 35
Список использованных источников…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции..docx

— 317.95 Кб (Скачать файл)

Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.

Из существующего в республике перечня налоговых и иных платежей резиденты СЭЗ платят в бюджет ограниченное количество: налог на прибыль и доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, налог на землю (или арендная плата), взносы на государственное социальное страхование, государственные пошлины и сборы.

В связи с тем, что деятельность каждой из зон регулируется отдельными положениями о СЭЗ, учитывающими их особенности, можно отметить некоторые расхождения в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной. Например, Положением о СЭЗ "Брест", в отличие от документов, касающихся СЭЗ "Минск" и СЭЗ "Гомель-Ратон", предусматривается, что приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению администрации.

Еще одно отличие состоит в том, что на резидентов СЭЗ "Брест", например, распространяются все налоговые льготы, предусмотренные специальным правовым режимом. Но это не относится к деятельности, связанной с игорным бизнесом. В то же время в иных СЭЗ права и льготы не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание. Что касается налога на доходы, то в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ "Брест", не подлежат налогообложению.

На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.

Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ "Минск" – 70 (26,1% от общего числа резидентов) и СЭЗ "Брест" – 65 (24,3%). Далее следуют СЭЗ "Гродноинвест" – 43 резидента (16%), СЭЗ "Гомель-Ратон" – 36 (13,4%), СЭЗ "Витебск" – 34 (12,7%) и СЭЗ "Могилев" – 20 резидентов (7,5%).

Данные о распределении резидентов свободных экономических зон и объемах инвестиций в основной капитал по отраслям экономики приведены в таблице 2.2.

 

 

 

Количество резидентов на 1 января 2013 года

Инвестиции в основной капитал за 2012 год

единиц

в % к итогу

млн,руб.

в % к итогу

Всего из них:

264

100

594735

100

Промышленность

235

89,0

509020

85,6

Сельское хозяйство

1

0,4

6189

1,0

Транспорт

4

1,5

65

0,0

Строительство

6

2,3

4431

0,7

Торговля и общественное питание

6

2,3

29496

5,0

Материально-техническое снабжение и сбыт

2

0,7

5092

0,9

Операции с недвижимым имуществом

5

1,9

38907

6,5

Культура и искусство

1

0,4

9

0,0

Наука и научное обслуживание

4

1,5

1526

0,3


Таблица 2.2 – Данные об объемах инвестиций в свободных экономических зонах Республики Беларусь по отраслям экономики

В 2012 году резидентами СЭЗ произведено продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах на сумму 6032,9 млрд. рублей, что на 34,1% больше, чем в 2011 году. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за 2012 год составила 902 тыс. рублей. На дополнительно введенные рабочие места принято 5124 работника.

Рентабельность реализованной продукции составила по резидентам СЭЗ 11,8%. По сравнению с предыдущим годом в 2012 году общая сумма доходов резидентов (выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг) возросла на 31,2%, а сумма уплаченных ими налогов в бюджет и внебюджетные фонды увеличилась на 24,1%. По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ – 15,9%, в том числе СЭЗ "Брест" – 21,9%, СЭЗ "Витебск" – 21,2%, СЭЗ "Гродноинвест" – 18,6%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – 13,9%, СЭЗ "Минск" – 11,6%.

За 2012 год резидентами СЭЗ поставлено на внешний рынок товаров на сумму 1539 млн. долларов. Экспорт в страны СНГ составил 1342,5 млн. долларов (87,2% общего объема экспорта), в том числе в Россию – 1167,3 млн. долларов (75,8% общего объема экспорта). Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и части к ней (12,4%), рыбные консервы (7,8%), тара пластмассовая (6,7%), колбасные изделия и мясные консервы (5,8%), полиацетали и полиэфиры простые (5,1%), волокна синтетические (5,1%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,1%), прутки и профили алюминиевые (3,8%), провода изолированные, кабели (3,3%).

Импортировано товаров резидентами СЭЗ в 2012 году на сумму 1511 млн. долларов, в том числе из стран вне СНГ – на 1083,9 млн. долларов (71,7% общего объема).

В товарной структуре импорта преобладают пластмассы и изделия из них (12,9%), технологическое оборудование (9,7%), черные металлы и изделия из них (7,7%), рыба и морепродукты (6,8%), алюминий и изделия из него (6,7%), спирты ациклические (5,2%), углеводороды циклические (4,8%), плиты древесностружечные и древесноволокнистые (4,1%), мясо и пищевые мясные субпродукты (4%).

В 2012 году сальдо внешней торговли товарами по резидентам СЭЗ сложилось положительное в размере 28 млн. долларов. По сравнению с предыдущим годом оно уменьшилось в 3,7 раза.

Подводя итог всему вышеизложенному можно отметить, что основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику Беларуси являются:

- привлечение  иностранного капитала в предпринимательской  форме, т. е. путем создания совместных  предприятий (в том числе путем  продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ);

- регистрация  на территории Беларуси предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

- привлечение  иностранного капитала на основе  концессий или соглашений о разделе продукции;

- создание  свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

 

3 ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

17.12.2010 – Об особенностях  привлечения инвестиций в Беларусь  и препятствиях на пути иностранного инвестора на II экономическом форуме «Условия предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» рассказала юрист Екатерина Забелло, партнер компании «Власова, Михель и партнеры». Сегодня порядок заключения инвестиционных договоров в республике регулируется двумя основными документами: Инвестиционным кодексом РБ, действующим с 2001 года, и Декретом президента №10, который вступил в силу в ноябре 2009 года.

В чем отличие этих двух документов?

«Декрет обязал инвестора определить сроки вложения инвестиций, установил, что обязанности в договоре должны быть определены не только для инвестора, но и для государства. “Декрет также предусматривает условие, которое на практике инвестора смущает и пугает. Это обязательное включение в договор права Республики Беларусь в одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по договору в случае нарушения инвестором своих обязательств», - говорит  Екатерина Забелло.

Проблемы:

1. Существование двух определений  инвестиционного договора: Инвестиционный кодекс говорит, что сторонами по инвестиционному договору выступают с одной стороны – Республика Беларусь, а с другой – национальный и (или) иностранный инвестор (инвесторы). То есть кодекс допускает множественность сторон. В свою очередь Декрет №10 говорит, что реализация инвестиционного проекта осуществляется путем заключения договора между инвестором и Республикой Беларусь.

«На практике инвестор обычно создает на территории Беларуси некую структуру, чаще всего – белорусское предприятие. Следовательно, мы имеем три стороны, – два юридических лица (это инвестор и белорусское предприятие) и государство. Если буквально трактовать Декрет, то необходимо исключить все стороны, кроме инвестора и государства. Но как в таком случае обязать белорусское предприятие, созданное для реализации инвестроекта, вообще что-то делать? Практика пошла по пути создания трехсторонних соглашений, исходя из Инвестиционного кодекса. Но если говорить об иерархии нормативно-правовых актов, то декрет имеет большую юридическую силу», - прокомментировала ситуацию эксперт.

2. Порядок разрешения споров: «В данном случае инвестор  всегда настаивает на приемлемом  для него арбитраже или суде, государство – на том, чтобы  все споры рассматривались в  Республике Беларусь. Но для иностранного  инвестора неприемлемо рассматривать такие споры в государственном суде. Обычно он выступает за компетентный много лет существующий арбитраж какВена, Стокгольм, Париж либо международный центр разрешения споров в Вашингтоне, который специализируется на спорах между государствами и инвесторами. Этот вопрос решается крайне тяжело, хотя государство начинает потихоньку соглашаться на установление международного арбитража».

3. Реализация льгот: «Обычно  государство предоставляет их  со следующей оговоркой: мы предоставляем  вам льготы, но если вы не  реализуете проект до 2015 года, мы  посчитаем, сколько эти льготы  представляли бы в бюджете, и  попросим вас вернуть эти деньги. Но ведь инвестор заходит со  своими деньгами, он ими рискует. А если он не реализует проект  к определенному бизнес-планом  сроку, он рискует еще больше, потому что ему надо возмещать банковские проценты, либо он не получает прибыль, которую мог бы получать, если бы проект был запущен.  И тут появляется белорусское государство, которое требует вернуть недоплаченные НДС, прибыль, таможенные платежи и т.д. Казалось бы, откуда может здесь возникать такое требование? Но, тем не менее, оно широко распространено».

«Инвестиции у нас часто рассматриваются как бюджетные средства, которые при этом используются нецелевым образом. У многих представителей государства нет понимания того, что переговоры ведутся с организацией, которая, возможно, еще колеблется, которая видит все риски, связанные с инвестированием в Беларусь. И которая вообще может инвестировать не в эту страну, а в другую. Нет понимания, что мы должны идти на встречу», - считает Екатерина Забелло.

4. Язык договора. По словам  юриста, своего рода проблемой  является и язык инвестиционного  договора. Согласно 10-му Декрету, инвестиционный  договор оформляется на русском или белорусском языках. Однако инвесторы хотят видеть договор на своем языке, «хотя бы для того, чтобы потом не возникало проблем в суде».

5. Согласование бизнес-планов  по инвестиционным договорам  третьего уровня: «Такой бизнес-план  должен пройти согласование в  Министерстве экономики, что, по  сути, является разумным требованием. Но Минэкономики настаивает на  том, чтобы бизнес-план был подготовлен  в соответствии с нормативами, которые оно само и разработало, а не по международным стандартам. Это составляет определенные трудности для  иностранного инвестора».

6. Стабилизационные условия. По словам юриста, ранее в Беларуси  действовала норма, согласно которой ухудшившиеся  условия, например, налогового законодательства, к стартовавшим ранее проектам не могли быть применены на протяжении последующих 5 лет. «Сейчас такая норма существует для бизнесов, реализуемых в малых городах. Но большинство инвесторов хотели бы видеть подобный мораторий на весь срок реализации инвестиционного проекта, причем не только по экономическим, но и по налоговым условиям», - отмечает эксперт.

7. Срок действия договора  и срок реализации проекта: «Срок  реализации проекта более-менее  понятен. Если мы говорим о  стройке, то с пуском в эксплуатацию последнего элемента срок реализации инвестпроекта завершен. Но это приемлемо для государства, которое заинтересовано в том, чтобы объект был построен. Инвестор же заинтересован в том, чтобы вернуть вложенное и заработать. Поэтому срок, в течение которого инвестор хотел бы видеть данные ему гарантии, значительно превышает срок реализации инвестпроекта».

8. Таможенные платежи: «Инвесторы  часто задают вопрос о таможне, поскольку в рамках ЕС таможенные платежи при перемещении оборудования не взимаются, то есть, таких расходов у них нет. В Беларуси существует ввозной НДС и ряд таможенных пошлин, которые, согласно Декрету №10, инвесторы не платили. Но вступив в Таможенный союз, Беларусь подписалась на следующие условия. Оборудование, ввозимое для реализации инвестроектов, приоритетных для экономики страны, может ввозиться беспошлинно. Сырье и материалы могут ввозиться беспошлинно только в том случае, если аналогичные сырье и материалы не производятся на территории государств – участников Таможенного союза. Какого рода маркетинговое исследования должно быть проведено, чтобы доказать, что обои из Германии чем-то отличаются от обоев из Российской Федерации, непонятно. Кроме того, как будут соотноситься национальное и международное законодательство в рамках уже реализуемых проектов, я пока сказать не могу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что иностранные инвестиции представляют собой сложную многоуровневую систему, требующую постоянного совершенствования.

Проведенное в работе исследование позволило обосновать следующие важнейшие выводы:

1. В целом  международную инвестиционную позицию  Республики Беларусь можно считать удовлетворительной. По некоторым показателям наблюдается рост, по некоторым снижение.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблема их привлечения в Республику Беларусь