Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:12, реферат
Один из таких инструментов — лизинг, широко применяемый в мировой практике и весьма ограниченно — в России. С одной стороны, лизинг представляет собой новый финансовый продукт, предлагаемый субъектам финансовой деятельности, а с другой — рыночный финансовый инструмент, который стимулирует оживление экономической жизни, в том числе реального сектора экономики, предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Однако до настоящего времени потенциал лизинга в России используется недостаточно и, несмотря на увеличивающийся интерес хозяйствующих субъектов к новому рыночному инструменту привлечения капитала, до сих пор его значение недооценивается.
Но доля России в привлечении и размещении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала и составляет около 0,4%. Накопленные ПИИ по состоянию на начало 2004 г. в экономике России составляли 52,518 млрд долл. По мировым масштабам этот показатель невысок: к примеру, Китай привлек ПИИ на сумму 501,5 млрд. долл. Показатель соотношения накопленных в стране ПИИ к ее ВВП: в 2003 г. для России он составил 12,1%, в то время как для стран Центральной и Восточной Европы (бывших социалистических, т.е. так же, как Россия, переходных к рынку) в среднем было характерно значение 27,3%, а для латиноамериканских стран — 36,8%. Другой презентативный относительный показатель ПИИ — их доля в общем объеме капитальных ресурсов, направляемых в российскую экономику — был в 2003 г. в России крайне низким – 1,5%, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы он составил 9,5%, а в Латинской Америке — 11,2%. Из приведенных сравнительных данных, очевидно, что Россия еще очень далека от участия в глобальном инвестиционном процессе на международном инвестиционном рынке.
Можно выделить целый комплекс причин практического исключения России из международного инвестиционного процесса. Во-первых, в стране полностью отсутствуют субъекты международного инвестиционного рынка, т.е. отечественные ТНК (за некоторыми, и то с оговорками, исключениями в нефтегазовой промышленности). Во-вторых, нестабильность российской экономики, не адекватность мировым стандартам необходимой правовой базы отпугивают потенциальных инвесторов от российского рынка. В-третьих, нестабильность государственной политики в области ПИИ (например, ликвидация в начале 2001 г., а затем восстановление в феврале 2001 г. Калининградской особой экономической зоны). В-четвертых, широкое распространение коррупции, «непрозрачность ведения бизнеса», отсутствие хорошо проработанного налогового законодательства, несоответствие системы отечественного бухучета международным нормам и правилам. В-пятых, слабая корпоративная управляемость российскими предприятиями, проблема обеспечения прав иностранного собственника, особенно при возникновении конфликтов с российскими совладельцами.
В результате к 2003—2005 гг. сложилась ситуация (достаточно стабильная), когда отток ПИИ из России намного превышал их приток. В 2002—2005 гг. также произошло ухудшение структуры ПИИ из-за постоянного снижения удельного веса прямых инвестиций, а ведь именно эта форма привлечения капитала из-за рубежа наиболее перспективна для страны. В результате на первое место вышли так называемые прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе. В общем объеме иностранных инвестиций в России в 2002 г. доля прямых инвестиций составляла 20,23%, портфельных — 2,4, прочих — 77,4%. Другими словами, структура иностранного инвестирования в экономику России с середины 90-х гг. прошлого века значительно ухудшилась.
Крупнейшим инвестором в российскую экономику являются США. Накопленный объем американских ПИИ в Россию к концу 2002 г. оценивался в 4,22 млрд. долл. Среди приоритетных сфер вложения американского капитала: добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений (к примеру, проекты «Шельф» на Сахалине). На второе место по объему накопленных в российской экономике ПИИ вышел Кипр (3,927 млрд. долл.), вложения которого в экономику России в последние годы особенно возросли. Инвестиции Кипра — это фактически «беглый» российский капитал, возвращающийся на родину.
Впрочем, в инвестициях из других стран такой капитал тоже занимает немалое место.
Импорт инвестиций из России. Для России бегство капиталов приобрело угрожающие размеры. По неофициальным данным, отток ресурсов из страны сейчас составляет более 50 млрд. долл. ежегодно, в том числе потери по внешней торговле (переплата по импорту, недополучение средств по экспорту) — около 19 млрд. долл., бегство капиталов — 20 млрд. долл. ежегодно, причитающиеся платежи по внешнему долгу — между 8 и 12 млрд. долл.
Инвестиционную позицию России в современной глобальной экономике в части вывоза капитала можно проследить по данным табл. 9.
В 2002 г. из России за рубеж было направлено 19,9 млрд. долл. иностранных инвестиций, объем же ПИИ в Россию в том же году был таким же. В предыдущие годы отток инвестиций из России стабильно превышал их поступление.
Таблица 9
Оценка размера утечки капитала из России, млрд. долл.
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |
Оценка вывоза капитала частным сектором |
||||||
Сальдо торгового баланса и баланса услуг |
12,41 |
13,08 |
31,97 |
53,17 |
39,7 |
36,7 |
Чистый приток (+) / отток (-) |
12,79 |
6,7 |
-8,55 |
-11,8 |
-17,2 |
-11.7 |
Увеличение золотовалютных резервов (увеличение со знаком -) |
-1,94 |
5,3 |
-1,78 |
-16,01 |
-8,2 |
-11,4 |
Итого вывоз капитала частным сектором |
23,26 |
25,08 |
21,64 |
25,36 |
14,3 |
13,6 |
Оценка нелегального вывоза капитала | ||||||
Непоступившая экспортная выручка и непогашенные импортные авансы |
-11,46 |
-8,88 |
-5,05 |
-5,3 |
-6,4 |
-11,0 |
Чистые ошибки и пропуски |
-7,82 |
-8,96 |
-6,92 |
-9,34 |
-10,1 |
-8,9 |
Итого нелегальный вывоз капитала |
-19,28 |
-17,84 |
-11,97 |
-14,64 |
-16,5 |
-19,9 |
В то же время в реальной жизни эти два противоположных процесса — отток капиталов из России и иностранные инвестиции в Россию — трудно разделить, так как масса формально иностранных инвестиций — те же средства российских компаний, выведенные ранее из страны с целью уменьшения налогообложения. Характерная особенность этих инвестиций, немало говорящая об их природе и краткосрочном характере, — значительное превышение суммы ежегодного оттока российского капитала над суммой накопленных за все годы российских инвестиций в других странах (табл. 10).
Таблица 10
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом на конец 2002, млрд. долл.
Накоплено инвестиций |
В том числе инвестиции |
Справочно, направлено в 2002 г. | ||||
всего |
% к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего инвестиций |
4,097 |
100 |
2,605 |
0,132 |
1,360 |
19,891 |
В том числе в страны - крупнейшие получатели инвестиций |
2,997 |
73,3 |
1,832 |
0,045 |
1,120 |
6,019 |
Из них: |
||||||
Кипр |
0,634 |
15,5 |
0,031 |
0,0 |
0,603 |
3,573 |
Белоруссия |
0,610 |
14,9 |
0,609 |
0,0 |
0,001 |
0,098 |
Иран |
0,610 |
14,9 |
0,610 |
- |
0,0003 |
0,112 |
Виргинские острова (Великобритания) |
0,325 |
7,9 |
0,001 |
0,02 |
0,304 |
1,686 |
Либерия |
0,227 |
5,5 |
0,227 |
- |
0,0 |
0,0 |
Молдавия |
0,170 |
4,2 |
0,145 |
0,025 |
0,0 |
0,0002 |
Литва |
0,162 |
4,0 |
0,006 |
- |
0,156 |
0,295 |
Армения |
0,134 |
3,3 |
0,131 |
- |
0,003 |
0,004 |
Китай |
0,065 |
1,6 |
0,013 |
0,0 |
0,052 |
0,247 |
Финляндия |
0,061 |
1,5 |
0,060 |
0,0 |
0,001 |
0,004 |
Накопленные российские инвестиции за рубежом распределяются следующим образом: 63,6% — прямые, 3,2% — портфельные, 33,2% — прочие. Основные реципиенты в 2002 г. — Кипр, Виргинские острова (Великобритания), Литва, Китай. В 2002 г. США, ранее занимавшие одно из первых мест в числе крупнейших получателей российских инвестиций, даже не вошли в этот список. Среди стран — лидеров по накопленным ПИИ — Белоруссия (23,4%), Иран (23,4%), Либерия (8,7%). Легальные российские инвестиции за рубеж — лишь малая часть оттока капитала из страны. Для России бегство капиталов превращается в неотъемлемый аспект финансовой глобализации и отношений с мировым финансовым рынком.
Структура и формы прямого иностранного инвестирования в Россию.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в 2002—2006 гг. показывает, что наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в Российской Федерации являются нефтедобыча (9,6% всего объема ПИИ), черная (6%) и цветная (6,5%) металлургия, торговля и общепит (44,5%), пищевая промышленность (6,1%). В то же время наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли — электроэнергетика, машиностроение и металлообработка — получают минимум инвестиционных ресурсов. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла с 3% в 1993 г. до 18% в 2002 г.
Структура иностранных инвестиций по странам-инвесторам приведена в табл. 11.
Таблица 11
Иностранные инвестиции в экономику России по странам-инвесторам в 2001-2005 гг.
Структура инвестиций |
Годы |
Поступило инвестиций |
В том числе | |||
всего |
% |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего |
2001 2002 2003 2004 2005 |
14 258 19 780 29 699 40 509 53 651 |
100 100 100 100 100 |
3 980 4 002 6 781 9 420 н.д. |
451 472 401 333 н.д. |
9 827 15 306 22 517 30 756 н.д. |
Кипр |
2001 2002 2003 2004 2005 |
2 331 2 327 4 203 5 473 5 115 |
16,3 11,8 14,15 13,51 9,53 |
512 571 977 2 688 н.д. |
153 115 334 95 н.д. |
1 666 1 641 2 892 2 690 н.д. |
США |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 604 1 133 1 125 1 850 1 554 |
11,2 5,7 3,8 4,57 2,15 |
1 084 603 632 419 н.д. |
4,0 4,0 14,0 44,0 н.д. |
516 526 479 1 387 н.д. |
Великобритания |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 553 2 271 4 620 6 988 8 588 |
10,9 11,5 15,55 17,25 16,01 |
273 371 747 192 н.д. |
92 4,0 5,0 42,0 н.д. |
1 188 1 940 3 868 6 754 н.д. |
Швейцария |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 341 1 349 1 068 1 553 2 014 |
9,4 6,8 3,6 3,8 3,75 |
51 67 292 341 н.д. |
1,0 1,0 0,4 83 н.д. |
1 289 1 281 776 1 134 н.д. |
Нидерланды |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 249 1 168 1 743 5 107 8 898 |
8,8 5,9 5,9 12,6 16,58 |
575 504 818 3 479 н.д. |
4,0 0,0 0,0 - н.д. |
670 664 925 1 628 н.д. |
Германия |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 237 4 001 4 305 1 733 3 010 |
8,7 20,2 14,5 4,28 5,61 |
495 410 687 428 н.д. |
0,2 1,0 1,0 1,0 н.д. |
742 3 590 3 617 1 304 н.д. |
Франция |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 201 1 184 3 712 2 332 1 428 |
8,4 6,0 12,5 5,8 2,66 |
50 49 75 157 н.д. |
0,0 0,0 0,0 6,0 н.д. |
1 151 1 135 3 637 2 169 н.д. |
Виргинские острова |
2001 2002 2003 2004 2005 |
604 1 307 1 452 805 1 211 |
4,2 6,6 4,9 2,0 2,26 |
63 137 278 375 н.д. |
71,0 247,0 18,0 41,0 н.д. |
470 923 1 156 389 н.д. |
Австрия |
2001 2002 2003 2004 2005 |
423 376 394 811 н.д. |
3,0 1,9 0,9 2,0 н.д. |
36 34 35 62 н.д. |
0,3 0,0 0,0 0,0 н.д. |
387 342 359 749 н.д. |
Япония |
2001 2002 2003 2004 |
408 441 1 005 н.д. |
2,9 2,2 3,4 н.д. |
184 260 828 н.д. |
0,0 0,0 0,0 н.д. |
224 181 177 н.д. |
Люксембург |
2005 |
13 841 |
25,8 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
Основной организационной формой ПИИ в России являются совместные предприятия (СП). Помимо собственно СП, в 1990-е гг. разрабатывались проекты свободных экономических зон (Калининград, Сахалин, Новороссийск и проч.). Доля иностранного капитала в СП, созданных на территории России, составляет в среднем 35—40%, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что связано исключительно со стремлением получить льготы от налогообложения.
Почему же такая форма ПИИ, как СП и СЭЗ, не получила должного развития в России за 14 лет, прошедших с 1991 г., когда было объявлено о переходе к рыночной экономике? По оценкам западных аналитиков, Россия по-прежнему занимает третье место (в списке из 90 государств) после Нигерии и Индонезии по степени распространения коррупции. Кроме того, в 2000 г. Россию включили в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием грязных денег. По степени экономической свободы Россия в 2005 г. занимала 139-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину (143-е место). В 2005 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны), оценивающем степень рискованности ПИИ и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве.
Во многих государствах одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание особых экономических зон (ОЭЗ). На международной арене анализом создания и функционирования ОЭЗ занимается организация ЮНИДА. В настоящее время создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии - свободных зон) в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн. человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долл. США.
В мировой практике выделяют четыре типа свободных зон:
Также отметим, что в различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.