Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:30, реферат
Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.
Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или иной форме.
Введение 3
1 Международный кредит как экономическая категория 5
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 5
1.2 Формы международного кредита 11
2 Анализ выданных и полученных кредитов РФ за 2007-2009 годы. 16
2.1 Российская Федерация как заемщик 16
2.2 Российская Федерация как кредитор 20
3 Проблемы международного кредита 25
Заключение 34
Список литературы 36
В международной торговле применяются четыре модели факторинга:
Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.
Классическая двухфакторная
Вторая модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов:
Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.
В случае прямого импортного факторинга фактор – фирма страны – импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.
Таким образом, прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.
Третья модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера. Основные этапы прямого экспортного факторинга таковы:
При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований.
Для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.
Последний тип международного факторинга - "бэк-ту-бэк". В трех первых моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг "бэк-ту-бэк". Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.
Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его всегда открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.
Международный факторинг позволяет импортеру на постоянной основе получать товар с отсрочкой платежа (обычно до трех месяцев). Обязательство оплаты возлагается на импортера после приемки товарной поставки по качеству и количеству. Факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом.
Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок.
Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.
В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером прав по требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии (forfeit), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.
Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом случае.
Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%, американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%.
2 глава: Анализ выданных и полученных кредитов РФ за 2007-2009 годы.
2.1 Российская Федерация как заемщик.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Активность государства в
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный внутренний долг состоит
из задолженности прошлых лет
и вновь возникшей
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
Проанализировав экономическую ситуацию Российской Федерации в течение трех лет, а именно 2006, 2007, 2008 года показатели внешних заимствований можно отразить в виде сгруппированных данных, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Анализ внешнего государственного долга РФ
характеристика |
показатели |
Отклонения уменьшения долга (в абсолютных показателях, млд. руб) |
Отклонения уменьшения долга (в относительных показателях, %) | ||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 от 2007 |
2009 от 2008 |
2009 от 2007 |
2008 отн.2007 |
2009 отн.2008 |
2009 отн.2007 | |
∑ внутренних займов |
50,1 |
47,1 |
40,4 |
3 |
6,7 |
9,7 |
5,99 |
14,23 |
19,36 |
В соответствии с данными таблицы 1 внешний государственный долг РФ в 2008 году относительно 2007 года изменился в сторону уменьшения, в 2009 году относительно 2008 года так же изменился в сторону уменьшения, соответственно в 2009 году относительно 2007 года также изменился в сторону уменьшения. Эти данные можно представить в виде диаграммы рис.1.
«Рис. 1 Отклонение внешнего гос. долга за 2007-2009 год (в абсолютных показателях)»
На основании данной диаграммы можно проследить разницу долговых обязательств Российской Федерации внешнего заимствования, которая ярко выражено показывает соотношение долга в период времени 2007-2008 года, которая как уже было отмечено изменена в сторону уменьшения. Абсолютные показатели, представленные в таблице 1 можно выразить в процентном содержании, что позволит проанализировать долевую разницу показателей (рис.2).
«Рис. 2 Отклонение внешнего гос. долга за 2007-2009 год (в относительных показателях)»
По данным круговой диаграммы (рис. 2) можно проследить процентное изменение государственного долга внешнего заимствования, что четко даст соотношение двух соответствующих периода. По полученным данным, можно увидеть что наиболее изменение внутреннего долга прослеживается 2009 года относительно 2007 года 19,36%, что же касается двух остальных показателей, которые так же являются немаловажными, они также показывает уменьшение внутреннего заимствования РФ: 2008 год относительно 2007 года – 5,99%, 2009 год относительно 2008 года – 14,23%.
В объем государственного внешнего долга РФ включается:
• объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;
• объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК РФ).
В соответствии с БК РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ (ст. 106 БК РФ).
Программой государственных внешних заимствований на 2008 г. предусмотрены целевые иностранные заимствования в объеме 1112 млн. долл., в том числе кредиты международных финансовых организаций — 959 млн. долл., кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — около 153 млн. долл.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.
Информация о работе Международный кредит как экономическая категория