Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:30, реферат
Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.
Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или иной форме.
Введение 3
1 Международный кредит как экономическая категория 5
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 5
1.2 Формы международного кредита 11
2 Анализ выданных и полученных кредитов РФ за 2007-2009 годы. 16
2.1 Российская Федерация как заемщик 16
2.2 Российская Федерация как кредитор 20
3 Проблемы международного кредита 25
Заключение 34
Список литературы 36
Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.
В соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ на 2008 г. кредиты международных финансовых организаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
МБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как:
- техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне;
- модернизация казначейской системы РФ;
- модернизация налоговой службы;
- развитие финансовых учреждений;
- развитие рынка капитала;
- модернизация информационной системы таможенных органов;
- управление окружающей средой;
- поддержка реформы в электроэнергетическом секторе;
- правовая реформа и др.
ЕБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как:
- модернизация железнодорожного транспорта России;
- завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений и др.
2.2 Российская Федерация как кредитор
В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994 — 1996 гг. кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние ссуды. В качестве заемщиков
средств федерального бюджета выступают
российские предприятия и организации—
Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.
Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.
Контролирующие структуры
Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые
Российской Федерацией иностранным
государствам, их юридическим лицам
и международным организациям, по
которым у иностранных
Проанализировав экономическую ситуацию Российской Федерации в течение трех лет, а именно 2007, 2008, 2009 года показатели выданных займов можно отразить в виде сгруппированных данных, представленных в таблице 2.
Анализ задолженности стран развивающихся стран и стран третьего мира и стран CНГ перед Россией по кредитам млн. долл.
Страна-заемщик |
показатели |
Отклонения уменьшения долга (в абсолютных показателях, млд. руб) |
Отклонения уменьшения долга (в относительных показателях, %) | ||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 от 2007 |
2009 от 2008 |
2009 от 2007 |
2008 отн.2007 |
2009 отн.2008 |
2009 отн.2007 | |
Развивающиеся страны и страны третьего мира |
4114,9 |
2689,5 |
1482,8 |
1425,4 |
1206,7 |
2632,1 |
53,0 |
81,38 |
177,5 |
Страны СНГ |
19,0 |
15,8 |
15,7 |
3,2 |
0,1 |
3,3 |
20,3 |
0,64 |
21,01 |
В соответствии с данными таблицы 2 задолженность развивающихся стран и стран терьего мира и СНГ перед РФ в 2008 году относительно 2007 года изменился в сторону уменьшения, в 2009 году относительно 2008 года так же изменился в сторону уменьшения, соответственно в 2009 году относительно 2007 года также изменился в сторону уменьшения. Эти данные можно представить в виде диаграмм (рис. 1 и 1.1)
«Рис. 1 Отклонение задолженности развивающихся стран и стран третьего мира перед РФ за 2007-2009 год (в абсолютных показателях)»
«Рис. 1.1 Отклонение задолженности стран СНГ перед РФ за 2007-2009 год (в абсолютных показателях)»
На основании данных диаграмм можно проследить разницу долговых обязательств развивающихся стран и стран третьего мира и СНГ перед РФ, которая ярко выражено показывает соотношение долга в период времени 2007-2009 года, которая как уже было отмечено изменена в сторону уменьшения. Абсолютные показатели, представленные в таблице 2 можно выразить в процентном содержании, что позволит проанализировать долевую разницу показателей (рис.2 и 2.1).
«Рис. 2 Отклонение задолженности развивающихся стран и стран третьего мира перед РФ за 2007-2009 год (в относительных показателях)»
По данным круговой диаграммы (рис. 2) можно проследить процентное изменение заимствований развивающихся стран и стран третьего мира, что четко даст соотношение двух соответствующих периодов. По полученным данным, можно увидеть что наибольшее изменение заимствований прослеживается за 2009 год относительно 2007 года 177,50%, что же касается двух остальных показателей, которые так же являются немаловажными, они также показывает уменьшение заимствований у РФ: 2008 год относительно 2007 года – 53%, 2009 год относительно 2008 года – 81,38%.
«Рис. 2.1 Отклонение задолженности стран СНГ перед РФ за 2007-2009 год (в относительных показателях)»
По данным круговой диаграммы (рис. 2.1) можно проследить процентное изменение заимствований стран СНГ, что четко даст соотношение двух соответствующих периодов. По полученным данным, можно увидеть что наибольшее изменение заимствований прослеживается за 2009 год относительно 2007 года 21,01%, что же касается двух остальных показателей, которые так же являются немаловажными, они также показывает уменьшение заимствований у РФ: 2008 год относительно 2007 года -20,30%, 2009 год относительно 2008 года – 0,64%.
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.
Долговые обязательства
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Под реструктуризацией долга
Реструктуризация долга
Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
1-суммы погашения и выплаты
процентов по долгам
2-предельный размер долга
3-предельный размер долга
4-предельный объем
5-предельный объем государстве
6-программа предоставления
Программа предоставления Российской
Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным
Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении в качестве отдельного приложения к этому закону.
В случае не утверждения программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на очередной финансовый год в указанный срок действие ранее утвержденной программы предоставления Российской Федерации государственных кредитов продлевается на очередной финансовый год до утверждения новой Программы.
Договор о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов на сумму более 10 млн. долларов США может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в первый предполагаемый год в составе программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов.
Если после включения кредитов в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, сумма, не расписанная по отдельным кредитам, превысит 15 процентов общего объема предоставления кредитов на очередной финансовый год, указанная программа должна быть детализирована, то есть в ней должны быть специально предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже суммы, эквивалентной 10 млн. долларов США, до тех пор, пока не расписанная по отдельным кредитам сумма не станет ниже 15 процентов общего объема предоставления кредитов.
Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых требует увеличения предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией подлежат утверждению Федеральным Собранием в форме федерального закона:
1-если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов в соответствии с информацией изложенной выше и (или) предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;
2-если исполнение таких
3-по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Международный кредит как экономическая категория