Менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является малое предприятие.
Предметом исследования является развитие малого бизнеса.
Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Термин “малый бизнес” в основном получил распространение  в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие  и средние предприятия». В связи  с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение  предприятий к микро– и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.

Малое предприятие  – это небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.

Критерий «количество  работников» является основным, так  как отвечает следующим требованиям:

– инфляционно  устойчив – на него не влияют колебания  покупательской способности валюты;

– является прозрачным - легко определяется и понимается;

– является сопоставимым – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий  в одной и той же отрасли;

– является доступным  – данные легко получить [14, c. 25].

Подход к распределению  предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.

В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся  предприятия со следующей среднесписочной  численностью работников:

– в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;

– в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 чел.;

– в строительстве  и оптовой торговле – до 50 чел.;

– в бытовом  обслуживании населения и розничной  торговле – до 30 чел.;

– в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.

Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро».

Исходя из приведенных  определений, можно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании бизнеса. Однако полнота их определений несколько различна. В понятие малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.

Исходя из этого, можно сказать, что под малым  бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых  организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

В дальнейшем (в  курсовой работе) к малому бизнесу (малому предпринимательству) будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса

 

 

В широком смысле производственное предпринимательство  может рассматриваться как создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. К малому производственному бизнесу относятся субъекты малого предпринимательства, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство офисного оборудования и вычислительной техники;
  • производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры

Из списка видно, что сфера производственного бизнеса достаточно широка. В современных условиях малый производственный бизнес привлекателен, поскольку достаточно стабилен и предполагает мобильность, высокий доход, а также быстрые обороты. В то же время в Беларуси производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как пока у нас нет благоприятных условий для его развития.

Производственный  бизнес предполагает соединение трех главных условий:

  1. Объединить факторы производства
  2. Разработать технологию
  3. Получить доступ к ресурсу

Проблематика  малого производственного бизнеса

1. Проблема нехватки  производственных помещений

По мнению большинства  предпринимателей, основная проблема производственного бизнеса связана  с помещениями, которые, как правило, не являются собственностью, а арендуются.

2. Несовершенство  нормативно-правовой базы

Эту проблемы наши эксперты видят в двух главных  аспектах:

А. Отсутствие законодательных  актов, регламентирующих порядок и  условия деятельности субъектов  малого производственного бизнеса;

Б. Проблема полномочий контролирующих органов.

2. Кадровая проблема

Эксперты отмечают, что объемы производства растут, а  уровень подготовленности кадров падает.

3. Проблема финансирования

Имеются в виду трудности, которые испытывают малые  производственные предприятия в доступе к финансовым ресурсам. В частности, специалисты назвали отсутствие у предпринимателей собственности, которую можно заложить для развития бизнеса; нехватку оборотных средств; а также нормативы банков, по которым они выдают кредиты.

4. Система налогообложения

Налогообложение на отчисления в заработную плату  тормозит развитие бизнеса.

5. Проблема слабого  взаимодействия крупного и малого  бизнеса по развитию производственной  кооперции. Эксперты обозначают эту проблему как неразвитый субконтрактинг.

Уже очевидно, что  малый и средний производственный бизнес не могут развиваться, не взаимодействуя с крупными предприятиями. Субконтрактинг (субконтрактация) как раз является формой организации промышленного  производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков [4,  c.18].

6. Проблема подключения  к сетям

Основные действия, которые должны способствовать развитию малого производственного бизнеса, сводятся к следующему:

1. Решение налоговой  проблемы (снизить налоги на имущество  и налоги на выплату заработной платы);

2. Создание техноцентров, которые призваны развивать участие  малого бизнеса в промышленности. Кроме того, техноцентры станут  основной формой сотрудничества  малого и крупного бизнеса.

3. Развитие субконтрактинга.  Решить многие проблемы малого производственного бизнеса можно, объединив усилия и крупного, и среднего, и малого предпринимательства.

Прогнозируя ситуацию с малым производственным бизнесом, отметим как негативные, так и  позитивные моменты:

К негативным отнесем следующую перспективу: конкуренция между производственными предприятиями растет, только это борьба между западными компаниями. В Беларусь приходит все больше сильных европейских филиалов, и наше трудоспособное население превращается лишь в рабочую силу. Хотя могло бы самостоятельно организовать производственный бизнес.

В качестве положительной  перспективы отметим следующую: в основном, проблемы малого бизнеса  такие же, как и на крупных предприятиях, только в малом бизнесе они  стоят более остро. Решив их на уровне малого бизнеса, на 80% проблемы решатся и в промышленности в целом. Страна, наконец-то, завершит затянувшийся процесс индустриализации. В это верит большинство наших консультантов.

Итак, производственное предпринимательство включает в  себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

В ходе работы мы выделили самые насущные проблемы малого промышленного бизнеса, среди которых:

  1. Нехватка производственных помещений
  2. Несовершенство законодательной базы
  3. Кадровый «голод»
  4. Финансовые сложности
  5. Налогообложение

При всей своей рискованности производственный бизнес имеет ряд преимуществ:

  1. Стабильность
  2. Мобильность
  3. Высокий доход
  4. Быстрые обороты

Вполне очевидно, что проблем явно больше, чем преимущества производственного бизнеса. Однако для развития малого предпринимательства  уже сделаны определенные шаги.

 

2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом

 

2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь

 

Что касается предпринимательства, то история его становления в  Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для  осуществления хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. Республики Беларусь слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

В 1993 г. принимаются  законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности», «Об  АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики.

По состоянию  развития предпринимательства в  Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывалось более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.

По мере развития рыночных отношений в Беларуси, значение малых или частного бизнеса будет  возрастать. Это связано с их естественной ролью в переходной экономике, направленной на сглаживание негативов структурной  перестройки, перераспределение трудовых потоков, повышение эффективности использования ограниченных ресурсов, создание в стране среднего класса.

Информация о работе Менеджер