Менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является малое предприятие.
Предметом исследования является развитие малого бизнеса.
Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Роль, которую предпринимательство играет в том или ином обществе, напрямую зависит от состояния делового (предпринимательского) климата в стране. Защита прав инвесторов и собственников, макроэкономическая стабильность, легкость ведения бизнеса и возможность отстоять свою правоту в суде определяют динамику развития предпринимательства. В странах, где заниматься бизнесом легко и безопасно, где высок уровень экономической свободы, предпринимательство динамично развивается, становясь партнерами крупных предприятий и корпораций и увеличивая общее благосостояние общества . [5, 9-11]

Малое предпринимательство  в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся  сектор экономики, постепенно увеличивающий  свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.

Малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента)  (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Распределение численности занятых на микро- и малых организациях  в зависимости от отраслевой принадлежности в 2010 году, в %

Примечание - Источник: [15]

За 2010 год субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами произведено промышленной продукции  на сумму 11646 млрд. рублей или 9,1 процента от общего объема по республике (в 2008 году – 8,2 процента).

Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3 процента), 16,9 процента – химической и нефтехимической промышленности, 11,4 процента – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4 процента – пищевой промышленности.

Особая система  государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Таким образом, государство имеет рычаги влияния  на все указанные группы внешних  барьеров, однако административные барьеры  и налоговая нагрузка являются приоритетными  для улучшения предпринимательского климата в стране. Сложная и  непредсказуемая институциональная среда отпугивает иностранных инвесторов. Она снижает конкурентоспособность для многих белорусских МСП или делает конкурентоспособными лишь тех из них, кто научился приспосабливаться и выполнять действующие «правила игры».

 

2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом

 

 

Рассмотрим  зарубежный опыт частного предпринимательства  на примере России.

В I полугодии 2011г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 5999,8 тысячи. Показатели малого бизнеса России и их распределение по видам экономической деятельности представлены в таблицах П.1, П.2, П.3 приложений.

В I полугодии 2011 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 4454,5 млрд. рублей.

Рисунок 2.2 – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в I полугодии 2011 года, в % к итогу

Примечание - Источник: [20]

Планируется, что место малого бизнеса в России будет укрепляться год от года, малые предприятия постепенно будут проникать во все отрасли народного хозяйства, создавая значительную конкуренцию крупным компаниям, а доля малого бизнеса в ВВП будет постоянно возрастать.

Средние и малые предприятия  формируют как в индустриальных, так и в развивающихся странах костяк экономической структуры. Они вносят свой вклад в общеэкономическую стабильность и образуют сильный противовес транснациональным корпорациям с их глобальными переплетениями и влиянием.

Малые предприятия работают, ориентируясь, на местные и региональные рынки, но глобализационные процессы все более воздействуют на их возможности и риски.

В Европе 95 % всех предприятий  – это малые и средние фирмы  – 19 миллионов фирм с количеством  занятых менее 250. На них работает 70 миллионов человек и вырабатывается 55 % всего европейского ВНП. На них приходится основное внедрение инноваций и развитие новых технологий.

В США 90 %- малые и средние  предприятия. Они формируют 30 % американского  экспорта, в цифрах: на  1996г – экспорт малых фирм составил180 млрд долларов.

По количеству работающих, стоит отметить, что 60% малых и  средних предприятий в США  имеют менее 20 человек списочного состава.

Формы средних  и малых предприятий в Германии и их деятельность.

Определение. В Германии с малым и средним предприятиям относятся фирмы с годовым оборотом от16 250 Евро до 50 миллионов Евро и количеством сотрудников до 500 человек. На сегодняшний момент таких предприятий в Германии насчитывается около 3,3 миллиона. На них в общей сложности приходится:

- 40 % всех брутто инвестиций – в основном вложения в бюр, управление и производство. В 1999 г. – 62 млрд Евро из общей суммы инвестиций в объеме 129 млрд Евро. В среднем это означает инвестиции с одного предприятия более чем 56 000 Евро в год.

- 49%  оборота

- 70% наемных рабочих и 80% - работающих с высшим образованием

- 55, 9 % - частные  индивидуальные предприятия. 

1,1 милл. предприятий имеют годовой оборот между 125 000 Евро и 500 000 Евро. Остальные в среднем имеют меньший оборот

43,3 % заняты в  сфере услуг и с каждым годом  процентное содержание занятых  в данной сфере возрастает  в среднем на 0,4 %. В среднем  годовой оборот таких предприятий  лежит в интервале между 16 500 Евро и 125 000 Евро.

Среднее количество занятых. 60 % малых и средних предприятий имеют не более 10 постоянно-работающих сотрудников. Среди управляющего персонала женщины находятся в меньшинстве. Количество предприятий с руководителем – женщиной составило в 2001 г.  около 16,6 %. И по сравнению с данными 1999 г. Их число уменьшилось на 1,3 %. Всего же за всю историю наивысший процент предприятий с женщинами –управленцами равнялся 23%. Предприятия, возглавляемые дамами, как правило, очень малы и имеют менее 5 ти человек среднесписочного состава, а также оборот до 500 000 Евро.

10%  немецких предприятий - это предприятия одного работника.

Проблемы малых  и средних немецких предприятий.

Одна из актуальных проблем для малых и средних  предприятий в Германии – недостаток хорошо квалифицированной рабочей силы и управляющего персонала. Длительный поиск нужного персонала понижает результат экономической деятельности . В Германии нет также, такой сильной школы бизнеса обучения управляющего персонала, как в США. И на этом пути идут первые медлительные попытки, например, построение в школах игровых моделей управления компаниями. Также возможности обучающий практики на деле в управлении предприятием.

Среди вновь  образованных предприятий 50 % исчезает в течении 5 лет. По статистике больше всего подвержены разорению предприятия с количеством работающих до 5 человек.

Следующая проблема – затраты на организацию и  прохождение через бюрократические  процессы в Германии при организации  предприятия, а также их длительность.

Около 70% всех занятых в производстве Германии работают в малом и среднем бизнесе. Предприятия этого сектора предоставляет 83% мест для профессионального обучения.

В Германии среди  предприятий перерабатывающей промышленности 98,5% составляют предприятия малого и среднего бизнеса, энерго- и водоснабжения – 98,4%, в строительства – 99,5%.

Таким образом, принципы современной экономики, характерные не только для Германии, но и для всех развитых экономик Европы таковы: защита частной собственности; конкуренция на рынке через конкуренцию среди предприятий малого и среднего бизнеса; каждый производитель сам решает, что он производит, как он производит и для кого, и это ограничивает прямое влияние государства на бизнес.

В Беларуси на развитие малого и среднего бизнеса влияют, прежде всего, политэкономические факторы.

 К сожалению,  социально-ориентированной модели  развития белорусской экономики сейчас присуще очень сильное директивное начало. Прогноз социально-экономического развития утверждается указом президента с доведением соответствующих заданий по всем структурам госуправления.

Программы развития частного бизнеса предусматривают  передачу ему тех направлений  экономики, которые не являются эффективными, где государственный сектор не может  справиться. А то, что эффективно, государство монополизирует. Это тоже накладывает определенный отпечаток на потенциал развития предпринимательства.

 

3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь

 

 

В республике по состоянию  на 1 июля 2011 г. действуют 50 центров поддержки предпринимательства (далее – центры). Центры осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: оказание информационных, консалтинговых услуг (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; подготовка бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействие в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

За 6 месяцев 2011 года услугами центров воспользовались 34471 человек. Организованы и проведены 618 семинаров, курсов, в которых приняли участие 15899 человек.

Из общего количества клиентов центров в указанном  периоде начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели 

составили 20720 человек или 60,1 % от общего количества клиентов центров, безработные – 920 человек или 2,6 %, студенты – 5989 человек или 17,3 %, другие категории граждан – 6842 человека или 20 %.

Деятельность клиентов, обратившихся в центры в отчетном периоде за услугами, была связана с розничной торговлей –

9997 человек (29 %), осуществлением  производственной деятельности  – 5312 человека (15,4 %), оказанием услуг  – 3891 человек (11,2 %), оптовой торговлей  – 2329 человек (6,7 %), строительством  – 

3545 человека (10,2 %), оказанием транспортных услуг – 1411 человек

(4 %), не имеющие отношения  к предпринимательству – 7986 человек  (23,5 %).

Государственная программа поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

Задачи Государственной  программы на 2010 – 2012 годы:

- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,

- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,

- внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,

- создание новых рабочих мест,

- обеспечение импортозамещения,

- адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,

- содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

- мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых  мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др. [5]

Информация о работе Менеджер