Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 06:09, курсовая работа
При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при разработке долгосрочной стратегии.
Задачами Программы являются:
закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
Введение 4
1 База программы развития Дальнего Востока и Забайкалья 6
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока
и Забайкалья до 2013года и инструменты ее реализации 6
Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года 13
2 Экономическое положение региона сегодня 16
2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока 16
2.2 Финансирование: планирование и реальность 18
2.3 SWOT – Анализ 21
3 Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья 22
Заключение 26
Библиографический список 28
На мероприятия по повышению сейсмоустойчивости домов в Камчатском крае и Сахалинской области в 2009 году из средств федерального бюджета перечислены субсидии в объеме 6 млрд. рублей. В дальнейшем объем помощи возрастет. Стратегия также предусматривает поэтапное наращивание обеспеченности населения жильем, которая за время реализации этого документа возрастет почти на 70%.
Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счёт создания двух центров высоких технологий федерального уровня и в двух крупнейших агломерациях Дальнего Востока. Этот процесс увязан с одновременным развитием фармацевтической промышленности, работающей на местном сырье.
Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя к 2025 году возрастут в 3 раза.
Предлагаются
дополнительные преференции гражданам,
проживающим или желающим проживать
на Дальнем Востоке и Байкальском
регионе. Это однократное предоставление
на льготной основе участков для индивдуального
жилищного строительства, оказание
господдержки по содействию в переезде
и обустройству, возмещение затрат
региональным бюджетам на уплату процентов
по кредитам на обеспечение коммунальной
инфраструктурой земельных
В документе также изложены стратегические направления развития культуры, физической культуры и спорта, развитие рекреации на основе уникальных природных объектов. Уже сегодня в рамках программ по обеспечению жильем военнослужащих осуществляется преференция для желающих поселится на Дальнем Востоке в виде жилья большей площади7.
Реализация стратегических приоритетов в экономической и социальной сфере позволит достичь следующих целевых индикаторов:
- обеспечить динамику ВРП на уровне 5,8-6,8%;
-
увеличить численность занятых
в экономике с 75,5% от экономически
активного населения в
- снизить уровень бедности за этот же период практически вдвое с 18,8% до 9,6%;
-
увеличить обеспеченность
-
на 10 лет увеличить
Совокупность
этих факторов обеспечит рост населения
Дальнего Востока и Байкальского
региона составляющего в
Основным
инструментом реализации Стратегии
развития являются План мероприятий
по реализации Стратегии, ФЦП «Экономическое
и социальное развитие Дальнего Востока
и Забайкалья до 2013 года», а также
«Социально-экономическое
Минрегионом
России в соответствии с пунктом
3 распоряжения Правительства Российской
Федерации об утверждении Стратегии
совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов, Аппаратами полномочных
представителей Президента Российской
Федерации в Сибирском и
План мероприятий по реализации Стратегии. направлен в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации на согласование8.
В
настоящее время ведется
Кроме того, Минергионом России прорабатывается предложение Президента Республики Саха (Якутия) по приведению периода действия Программы в соответствие со сроком действия Стратегии, то есть, до 2025 года.
до 2013 года
Долговременные программы были, есть и будут. Любая из них, учитывая сроки, на которые они разрабатываются, скорее, протокол о намерениях государства. И программа развития Дальнего Востока и Забайкалья9, в принципе, — то же самое. Но одновременно это набор сформулированных пожеланий на перспективу, которые задают веер возможных вариантов развития региона. Предыдущие программы, которые принимались в середине прошлого века (а были еще и довоенные программы развития Дальнего Востока), оставались узконаправленными, нацеленными на решение какой-то одной задачи — промышленное освоение Дальнего Востока, создание оборонного щита, или в 70-е годы строительство инфраструктуры, строительство БАМа и связанные с этим мероприятия.
Сейчас
речь идет сразу о нескольких параллельно
развивающихся событиях. Во-первых,
программа развития Дальнего Востока
и Забайкалья получает новую интерпретацию,
и количественную, и качественную.
Можно назвать ее демонстрационной.
Правительство демонстрирует
Конечно, те деньги, которые в программе заложены, — совершенно сумасшедшие по сравнению с тем, что было раньше, — на самом деле небольшие деньги. Это 566 миллиардов рублей — 20 миллиардов долларов. Что такое 20 миллиардов долларов? Давайте сравним: восточная программа «Газпрома», которая тоже была принята в прошлом году, предусматривает 2,5 триллиона рублей до 30-го года. Это только «Газпром», только одна структура, которая собирается вкладывать на востоке России такие деньги. А возьмем, например, ЦКК в Амурске — его строительство будет стоить миллиард долларов, модернизировать по современным стандартам любой порт — еще миллиард долларов, провести освоение угольных месторождений — не меньше миллиарда долларов10. Так что правительственные деньги — небольшие. Но! Эти деньги и не должны выполнять функцию полного развития территории. Это «семенные» деньги. Они призваны дать всходы — посадили зернышко, оно должно дать десять. Вот такая логика сейчас прослеживается. Причем деньги эти намечено вложить в инфраструктуру.
Бизнес не вкладывается в инфраструктуру, потому что вложения очень долго окупаются по сравнению с другими инвестициями. А государство говорит сегодня: «Я буду вкладывать, я буду решать задачи, связанные с закреплением населения». Да бизнес и не призван решать такие проблемы. Это дело федеральных, региональных, муниципальных властей. В том варианте программы, который принят сегодня, показан разный уровень решения задач. Федеральный — 420 миллиардов рублей, 40 миллиардов — региональный. Да, на порядок меньше, но и уровень задач другой. Муниципальный — четыре с небольшим миллиарда. Все расписано11.
Параллельно
вопрос о развитии территории неоднократно
рассматривался на заседаниях правительства
на предмет выработки более
Очень важно, — это появление многих отраслевых проектов. На самом деле основные деньги не в государственном бюджете. Они в корпоративных кастах, корпоративных инвестиционных фондах, и, разумеется, их привлечение к осуществлению программ — это способ реального подъема экономики Дальнего Востока12.
Восточная программа «Газпрома», долговременная программа по Дальнему Востоку, которая связана с энергетической стратегией. Сформирована генеральная схема размещения объектов энергетики на территории страны, и в т. ч. в ДВ регионе. Это очень важно. Есть транспортная стратегия, в которой прописано, какие будут выделяться деньги. И там уже действительно те суммы, которые создают реальную картину.
Разумеется,
горизонт пока нечетко обозначен
— федеральная программа
2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока
В октябре в Хабаровске прошел двухдневный V Дальневосточный международный экономический форум. В нем участвовали свыше 700 представителей власти, науки и бизнеса из 19 субъектов Российской Федерации, 12 иностранных государств и 3 международных организаций. Самыми многочисленными из зарубежных делегаций стали группы из КНР и Японии13.
Главной
темой форума стала проработка вопросов
социально-экономического развития регионов
Дальнего Востока в контексте
обновляемой Стратегии развития
России до 2020 года, а также обсуждение
эффективных механизмов реализации
стратегии социально-
Основной темой выступления замминистра регионального развития РФ Романа Панова стало недопущение сокращения федеральных целевых программ развития Дальнего Востока и Забайкалья.
По его словам, на реализацию программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" с 2008 по 2010 год направлено 95,5 миллиарда рублей, в том числе более 68 - из федерального бюджета. За счет этих денег организовано строительство 161 объекта, 68 уже возвели. Причем если в прошлом году усилия государства были сконцентрированы на финансировании инфраструктурных объектов, то в этом - на повышении качества жизни населения.
Всего в 2011-м объем федерального финансирования программы составит 36,2 миллиарда рублей. В следующие два года - еще 54 миллиарда.
Сегодня
можно использовать многие из нереализованных
ранее возможностей. Поэтому при
формировании предложений по финансированию
программы в 2012-14 годах по согласованию
с Минэкомразвития и
Кроме
того, к предусмотренным до 2015 года
11,3 миллиарда рублей финансирования
второй важнейшей дальневосточной
ФЦП - "Социально-экономическое
Однако,
сегодня главное поиск
Частные инвесторы готовы вкладывать в создание необходимой инфраструктуры без участия государства. Однако проектов, способных привлечь инвесторов, единицы14.
Сегодня нет механизма, который бы системно обеспечивал отбор наиболее перспективных бизнес-идей и финансировал проект на стадии разработки документации.
По итогам первого полугодия 2011 года в субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона поступило 13,3 процента всех российских инвестиций, а еще три года назад их доля была 8,3 процента. Основной рост достигнут за счет федеральных вложений, они составляют чуть меньше пятой части общего объема инвестиций. Но даже в этих условиях во всех субъектах Байкальского региона инвестиционная активность заметно ниже среднероссийской, иностранные вложения в десятки раз ниже, чем в среднем по стране. Аналогичная ситуация в Приморском крае, несмотря на его выгодное географическое положение. Причем значительная часть дальневосточных регионов имеет высокий инвестиционный потенциал.
Информация о работе Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья