Общие
риски включают риски, одинаковые для
всех участников инвестиционной деятельности
и форм инвестирования. Они определяются
факторами, на которые инвестор при
выборе объектов инвестирования не может
повлиять. Риски подобного рода в теории
инвестиционного анализа называют систематическими.
К основным видам общих рисков можно отнести
внешнеэкономические риски, возникающие
в связи с изменением ситуации во внешнеэкономической
деятельности, и внутриэкономические
риски, связанные с изменением внутренней
экономической среды. В свою очередь, данные
виды рисков выступают как синтез более
частных разновидностей рисков. Социально-политический
риск объединяет совокупность рисков,
возникающих в связи с изменениями политической
системы, расстановки политических сил
в обществе, политической нестабильностью.
Политические риски инвесторы принимают
на себя в случае небольших или краткосрочных
вложений с соответствующим увеличением
процентной ставки. При инвестиционном
кредитовании или проектном финансировании
снижение риска может обеспечиваться
за счет предоставления гарантий государства. Экологический
риск выступает как возможность потерь,
связанных с природными катастрофами,
ухудшением экологической ситуации. Риски,
связанные с мерами государственного
регулирования, включают риски изменения
административных ограничений инвестиционной
деятельности, экономических нормативов,
налогообложения, валютного регулирования,
процентной политики, регулирования рынка
ценных бумаг, законодательных изменений. Конъюнктурный
риск — риск, связанный с неблагоприятными
изменениями общей экономической ситуации
или положением на отдельных рынках. Конъюнктурный
риск может возникать, в частности, вследствие
смены стадий экономического цикла развития
страны или конъюнктурных циклов развития
инвестиционного рынка. Инфляционный
риск возникает вследствие того, что
при высокой инфляции денежные суммы,
вложенные в объекты инвестирования, могут
не покрываться доходами от инвестиций.
Инфляционный риск, как правило, почти
полностью ложится на инвесторов (кредиторов),
которые должны правильно оценить перспективы
развития инфляционных процессов, поэтому
при исследовании инвестиционных качеств
предполагаемых объектов принято закладывать
прогнозные темпы инфляции. Важное воздействие
на показатели эффективности инвестиций
оказывают различие уровней инфляции
по видам ресурсов и продукции (неоднородность
инфляции) и превышение уровня инфляции
над ростом курса иностранной валюты.
Переход к расчетам в твердой валюте (или
в натуральных показателях при инвестиционном
проектировании) не отменяет необходимости
учета инфляционного риска, поскольку
наличие инфляции влияет на показатели
проекта не только в стоимостном, но и
в натуральном выражении: воздействие
инфляции изменяет как финансовые результаты
осуществления проекта, так и его параметры
(планируемые объемы необходимых ресурсов,
производства, продаж и т.д.). Следует отметить,
что учет инфляционных рисков во многом
осложняется неполнотой и неточностью
имеющейся информации. К прочим рискам
можно отнести риски, возникающие в связи
с экономическими преступлениями, недобросовестностью
хозяйственных партнеров, возможностями
неисполнения, неполного или некачественного
исполнения партнерами взятых на себя
обязательств и пр. Общие риски могут представлять
серьезную угрозу для инвесторов, их следует
учитывать по всем формам и объектам инвестирования.
В отличие от общих рисков специфические
риски сугубо индивидуальны для каждого
инвестора. Они агрегируют все виды рисков,
связанных с инвестиционной деятельностью
конкретного субъекта или с вложениями
в конкретные объекты инвестирования. Совокупность
рассматриваемых рисков по экономическому
содержанию аналогична понятию несистематического
риска. (Несистематический риск называют
также индивидуальным, остаточным, особым
или диверсифицируемым риском.) Выделение
в совокупности рисков, возникающих при
инвестиционной деятельности банков,
систематических и несистематических
рисков позволяет использовать в дальнейшем
анализе методологический аппарат теории
формирования эффективного инвестиционного
портфеля. При рассмотрении специфических
рисков представляется целесообразным
выделить в их составе риски, присущие
инвестиционному портфелю, и внутренние
риски, свойственные различным видам инвестирования. Риск
инвестиционного портфеля возникает
в связи с ухудшением качества инвестиционных
объектов в его составе и нарушением принципов
формирования инвестиционного портфеля.
В свою очередь, он является агрегированным
и включает в себя более частные виды рисков.
К наиболее значимым из них можно отнести
следующие виды рисков. Капитальный
риск — интегральный риск инвестиционного
портфеля, связанный с общим ухудшением
его качества, который показывает возможность
потерь при вложении в инвестиции по сравнению
с другими видами активов. Отраслевой
риск — риск, связанный с изменением
ситуации в определенной отрасли. В основе
отраслевого риска лежит цикличность
развития отраслей, переориентация экономики,
истощение ресурсов конкретного вида,
изменение спроса на рынках и другие факторы. Региональный
риск — это риск потерь в связи с неустойчивым
состоянием экономики региона. Временной
риск — возможность потерь вследствие
неправильного определения времени осуществления
вложений в инвестиционные объекты и времени
их реализации, сезонных и циклических
колебаний. Риск ликвидности — риск
потерь при реализации инвестиционного
объекта вследствие изменения оценки
его инвестиционного качества.
- Нормативно
- правовая база в инвестиционном
Регулирование
инвестиционной деятельности должно быть
рациональным по результатам и сбалансированным
по степени гибкости. Это невозможно
без создания определенных правовых форм.
Право устанавливает нормативную базу,
определяет положение субъекта инвестиционной
деятельности, устанавливает юридическую
ответственность, определяет различное
использование инвестиционной деятельности
и контролирует отношения между участниками,
в том числе и с государством. В рыночной
экономике основная роль экономико-правовых
регуляторов - стимулировать и направлять
инвестиционный процесс для сбалансированного
развития национальной экономики. Правовое
регулирование инвестиционной деятельности
в Российской Федерации осуществляется
двумя законодательствами. Первое-это
специальное инвестиционное законодательство,
второе - гражданское и хозяйственное. Инвестиционное
законодательство контролирует и направляет
порядок привлечения отечественных и
иностранных инвестиций. Специальное
правовое регулирование инвестиционной
деятельности представлено нормативно-правовыми
актами, поэтому носит комплексный характер. Три
уровня нормативных актов нормативно-правовой
базы инвестиционной деятельности.
- Законодательные
акты: Федеральные законы Законодательство
субъектов федерации
- Подзаконные
акты: Указы Президента РФ Межправительственные
постановления Правительственные постановления Внешнеэкономические
соглашения субъектов РФ Ведомственные
акты-приказы и постановления министерств
и ведомств РФ
- Локальные
акты: Административные акты участников
инвестиционной деятельности Нормативно-правовые
договоры
Для
субъекта инвестирования важно знать
все основные положения законодательства
для недопущения ошибок, которые
могут впоследствии привести к плохим
результатам. Стимулировать инвестиционную
деятельность необходимо в связи с высокими
инвестиционными рисками и высокой стоимостью
кредитных ресурсов. Действующая система
стимулов реализуется в форме налоговых
и таможенных льгот и имеет фискальный
характер. Налоговые льготы, представляемые
субъектами федерации инвесторам, распространяются
на все налоги, составляющие бюджет инвесторов.
Наиболее часто льготы предоставляются:
· по налогу
на прибыль;
· налогу
на имущество;
· транспортному
налогу;
· налогу
на операции с ценными бумагами;
· акцизам
в добывающих отраслях.
Раньше
льготы предоставлялись осторожно
и по весьма ограниченному спектру,
в последнее время - практически
повсеместно и большим разнообразием.
В этом заключается своеобразная
тенденция со стороны региональных властей. В
основном схема предоставления субъектами
Федерации налоговых льгот зависит от:
1. размера
инвестиций;
2. рода
деятельности субъекта;
3. длительности
предоставления льгот;
4. целевого
назначения инвестиций.
Есть
три направления развития системы
стимулирования инвестиционной активности. Нормативно-правовые
акты по своей сути направлены на обеспечение
дополнительных налоговых льгот и предоставление
бюджетных гарантий инвесторам. Для инициирования
стабильного инвестиционного подъема
необходима благоприятная среда инвестиционной
деятельности, разработка методов и форм
экономического регулирования, которые
учитывают реальную инвестиционную ситуацию.
Роль и место государства в переходной
экономике в целом и в частности в инвестиционном
процессе - дискуссионная тема среди ученых.
Главной их целью является поиск ответа
на вопрос об определенной роли государства
в рыночной экономике. Основная задача
государства - это создание благоприятных
условий для роста частных инвестиций
при ограничении своей функции непосредственного
инвестора. Переходная экономическая
система, выведенная из сторон, требует
более активного участия государства.
Это показывает российская экономическая
практика истекшего десятилетия. Участие
государства осуществляется не только
в создании правовой основы деятельности
частных инвесторов, но и в прямом инвестировании
для достижения необходимых структурных
сдвигов. Невозможно переоценить особую
роль государственных инвестиций. Это
важнейший рычаг модернизации структуры
народного хозяйства, преодоления определенных
диспропорций, накопившихся в советский
и послесоветский периоды. Государство
регулирует инвестиционную деятельность
для развития рыночных отношений в стране.
Регулирующая роль государства возрастает
в условиях кризиса, а также проведения
реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной
оживленной экономике. Формы и методы государственного
регулирования, а также порядок принятия
решений и проведения экспертизы проектов,
раскрываются в третьей главе закона «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений». Государственное регулирование
включает в себя два компонента. Задачей
косвенного регулирования является создание
благоприятных условий для реализации
инвестиционной деятельности. Это регулирование
помогло разработать различные методы
воздействия, которые стимулируют развитие
инвестиционной деятельности. Методы воздействия
включают в себя: защиту интересов инвесторов,
амортизационную политику, налоговую
политику и другие меры воздействия. Благоприятные
условия для развития инвестиционной
деятельности осуществляются путем: ·
установление налоговых режимов, не носящих
индивидуального характера; · защиты интересов
инвесторов; · предоставления в пользование
земли и природных ресурсов на льготных
условиях; · расширения строительства
объектов социально-культурного назначения
с большим использованием средств населения
или других внебюджетных источников; ·
создания и развития информационно-аналитической
сети, для проведения рейтингов; · применения
антимонопольной политики; · расширения
возможностей при осуществлении кредитования; ·
развития в РФ финансового лизинга; · проведения
в соответствии с темпами инфляции переоценки
основных фондов; · помощи в создании собственных
инвестиционных фондов.
Прямое
участие государства в инвестиционной
деятельности оказывает помощь при
осуществлении капитальных вложений
за счет средств федерального бюджета. Формами
прямого участия являются: разработка
и финансирование проектов, осуществляемых
РФ, а также за счет федерального бюджета;
составление сметы технического перевооружения
объектов, финансируемых за счет федерального
бюджета; предоставление государственных
гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;
размещение средств на условиях платности,
срочности и возвратности; закрепление
части акций в государственной собственности,
реализация которых через рынок ценных
бумаг возможна лишь через определенный
срок; проведение экспертизы инвестиционных
проектов в соответствии с законодательством
РФ; защита российского рынка от поставок
устаревших энергоемких и ненадежных
материалов; разработка норм и правил
осуществления контроля за их соблюдением;
выпуск облигационных займов; вовлечение
в инвестиционный процесс временно приостановленных
строек и объектов, находящихся в государственной
собственности; предоставление средств
по итогам аукционов российским и иностранным
инвесторам. Все инвестиционные проекты
подлежат экспертизе до их утверждения.
Это проводится независимо от источников
финансирования и форм собственности
объекта. Проводится экспертиза для предотвращения
нарушения прав физических и юридических
лиц и интересов государства, а также для
оценки эффективности капитальных вложений. В
соответствии с гл. 5 Федерального закона
«Об инвестиционной деятельности в российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» регулирование инвестиционной
деятельности осуществляется органами
местного самоуправления. Методы и формы
такого регулирования такие же, как на
федеральном уровне.
Глава
2. Оценка инвестиционной
привлекательности
проекта по созданию
мини-типографии ООО
«Печатник»
2.1
Характеристика проекта
по созданию мини-типографии
ООО
«Печатник»
Инициатором
проекта является зарегистрированное
в текущем месяце в г. Санкт-Петербурге
ООО «Печатник», приглашающее для
участия в реализации проекта
по созданию «Мини – типографии» отечественных
и иностранных инвесторов и кредиторов.
Деятельность
предприятия направлена на удовлетворение
потребителей в высококачественных
и недорогих услугах в области
цветной полиграфии на современном
оборудовании ведущих стран мира.
Для
реализации проекта необходимы финансовые
ресурсы в размере 280 тыс. руб. Полученные
деньги будут использованы для закупки
технологического оборудования и транспорта,
финансирования маркетинга, образования
оборотного капитала.
Собственный
капитал организации на момент открытия
составляет 14 000 руб.
ООО
«Печатник» применяет упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов.
В
результате проведенного анализа рынка
был выявлен потенциальный объем
продаж, приведенный в табл.1.
Таблица
1
Прогнозируемый
объем продаж ООО «Печатник»
(в месяц)
№
п.п |
Наименование
продукции |
Объем выпуска
в натур, ед. |
Цена
ед. продукции, в руб. |
Объем реализации,
руб. |
Удельный
вес, % |
1 |
Методические
и учебные материалы для школ и вузов
(цена разработки) |
40 |
1 000 |
40 000 |
1,3 |
2 |
Рекламные брошюры
и буклеты, брошюры, листовки (цена разработки) |
400 |
150 |
60 000 |
2,0 |
3 |
Тиражирование
на ризографе |
16 000 |
150 |
2 400 000 |
80,0 |
4 |
Ламинирование
документов |
4 000 |
7 |
28 000 |
0,9 |
5 |
Переплетение
документов |
8 000 |
20 |
160 000 |
5,3 |
6 |
Копирование документов
ф. А4 |
200 000 |
1,5 |
300 000 |
10,0 |
7 |
Копирование документов
ф. A3 |
6 000 |
2 |
12 000 |
0,4 |
Итого |
3 000 000 |
100 |