Здесь многое зависит от определенных
условий производства: снабжения сырьем,
энергией и топливом, наличия обеспеченного
сбыта, степени использования рабочей
силы. При расчете наивыгоднейших инвестиций
в рамках предприятия или компании их
руководство прибегает к различным способам
расчета. На практике большое число отдельных
субъектов хозяйственной деятельности
часто применяют весьма грубые подсчеты,
основанные на опыте, предположениях,
догадках, сведениях о действиях конкурентов
и т. п. Мало фирм, использующих систематические
способы расчета. Это обычно большие фирмы,
которые обладают штатом специалистов
и лучшей информацией. В задачу первых
входит развития техники, изучение конъюнктуры
рынка и т. д. Если проект будет удовлетворять
всем критериям оценки экономической
эффективности, то он может быть принят.
2 Принципы и этапы оценки эффективности
инвестиционных проектов
В основу оценки эффективности
инвестиционных проектов(ИП) положены
следующие принципы [6]:
- рассмотрение проекта
на протяжении всего его жизненного
цикла;
-моделирование денежных
потоков, включающих все связанные
с осуществлением проекта притоки
и оттоки денежных средств
за расчётный период;
- сопоставимость условий
сравнения различных проектов;
- принцип положительности
и максимума эффекта.
Для того чтобы ИП с точки зрения
инвестора был признан эффективным, необходимо,
чтобы эффект от реализации был положительным;
- при сравнении альтернативных
ИП предпочтение должно отдаваться проекту
с наибольшим значением эффекта;
- учёт фактора времени.
При оценке эффективности проекта
должны учитываться динамичность
параметров проекта и его экономического
окружения; разрывы во времени
между производством продукции
или поступлением ресурсов и
их оплатой;
- неравноценность разновременных
затрат и/или результатов;
- учёт только предстоящих
затрат и поступлений.
При расчётах показателей эффективности
должны учитываться только предстоящие
в ходе осуществления проекта затраты
и поступления, включая затраты, связанные
с привлечением ранее созданных производственных
фондов, а также предстоящие потери, непосредственно
вызванные осуществлением проекта. Ранее
созданные ресурсы, используемые в проекте,
оцениваются не затратами на их создание,
а альтернативной стоимостью, отражающей
максимальное значение упущенной выгоды,
связанной с их наилучшим возможным альтернативным
использованием. Прошлые, уже осуществленные
затраты, не обеспечивающие возможности
получения альтернативных (т.е. получаемых
вне данного проекта) доходов в перспективе
(невозвратные затраты) в денежных потоках
не учитываются и на значение показателей
эффективности не влияют;
-учёт наиболее существенных
последствий проекта. При определении
эффективности ИП должны учитываться
все последствия его реализации,
как непосредственно экономические,
так и внеэкономические;
-учёт наличия разных
участников проекта,несовпадения
их интересов и различных оценок
стоимости капитала, выражающихся
в индивидуальных значениях нормы
дисконта;
- многоэтапность оценки.
На различных стадиях разработки
и осуществления проекта, его
эффективность определяется заново,
с различной глубиной проработки;
-учёт влияния инфляции
(учёт изменения цен на различные
виды продукции и ресурсов
в период реализации проекта);
-учёт влияния неопределенности
и рисков, сопровождающих реализацию
проекта.
Международная практика оценки
эффективности инвестиций базируется
на концепции временной стоимости денег
и основана на следующих принципах:
1) Оценка эффективности использования
инвестируемого капитала производится
путём сопоставления денежного потока,
который формируется в процессе реализации
инвестиционного проекта и исходной инвестиции.
Проект признается эффективным, если обеспечивается
возврат исходной суммы инвестиций и требуемая
доходность для инвесторов, предоставивших
капитал.
2) Инвестируемый капитал, равно
как и денежный поток, приводится к настоящему
времени или к определённому расчётному
году (который, как правило, предшествует
началу реализации проекта).
3) Процесс дисконтирования
капитальных вложений и денежных потоков
производится по различным ставкам дисконта,
при этом учитываются структура инвестиций
и стоимость отдельных составляющих капитала.
Первый этап — расчет эффективности
проекта в целом
Цели этапа:
- интегрированная экономическая
оценка проектных решений;
- создание необходимых условий
для поиска инвесторов.
Для локальных проектов оценивается
только их коммерческая эффективность
и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется
переходить к следующему этапу оценки.
Для общественно значимых проектов
сначала оценивается их общественная
эффективность. При неудовлетворительной
общественной эффективности проекты не
рекомендуются для реализации. Если общественная
эффективность оказывается достаточной,
оценивается коммерческая эффективность.
При недостаточной коммерческой эффективности
общественно значимого инвестиционного
проекта рекомендуется рассмотреть различные
формы его поддержки, которые повышают
коммерческую эффективность до приемлемого
уровня.
Задачей первого этапа является
определение эффективности проекта в
целом исходя из предположения, что он
будет профинансирован целиком за счет
собственных средств. Такой подход позволяет
представить эффективность проекта как
такового, т.е. эффективность технико-технологических
и организационных решений, предусмотренных
в проекте. Это необходимо для привлечения
потенциальных инвесторов к участию в
его реализации.
Второй этап — расчет эффективности
участия в проекте (осуществляется после
выработки схемы финансирования).
Для локальных проектов определяется
эффективность участия в проекте отдельных
предприятий-участников, эффективность
инвестирования в акции, бюджетная эффективность.
Для общественно значимых проектов
сначала определяется региональная эффективность
и, если она удовлетворительна, дальнейший
расчет выполняется как для локальных
проектов. Если необходимо, оценивается
и отраслевая эффективность.
Участие в проекте
должно быть выгодным для всех инвесторов,
причем для каждого из них оценка эффективности
производится в соответствии с его интересами,
по адекватным им критериям. Поэтому на
втором этапе оценивается значительно
больше видов эффективности. Компромиссное
решение, удовлетворяющее всех участников,
находится в процессе согласования их
интересов и при условии, что проект достаточно
эффективен и, следовательно, может быть
выгодным для каждого.
Помимо экономического,
от реализации инвестиционного проекта
могут быть получены социальный и экологический
эффекты. Поэтому при разработке проекта
должна производиться оценка его социальных
и экологических последствий, а также
затрат, связанных с социальными мероприятиями
и охраной окружающей среды.
Оценка социальных
результатов проекта предполагает, что
проект должен соответствовать социальным
нормам, стандартам и условиям соблюдения
прав человека. Предусматриваемые проектом
мероприятия по созданию работникам нормальных
условий труда и отдыха, обеспечению их
продуктами питания, жилой площадью и
объектами социальной инфраструктуры
являются обязательным условием его реализации
и какой-либо самостоятельной оценке в
составе результатов проекта не подлежат.
Когда реализация проекта предполагает
улучшение жилищных и культурно-бытовых
условий работников (например, предоставление
бесплатно или на льготных условиях жилья),
затраты по сооружению или приобретению
соответствующих объектов включаются
в состав затрат по проекту и учитываются
в расчетах эффективности в общем порядке.
Доходы от этих объектов
(часть стоимости жилья, оплачиваемая
в рассрочку, выручка предприятий бытового
обслуживания и т.п.) учитываются в составе
результатов проекта. В расчетах эффективности
учитывается и самостоятельный социальный
результат подобных мероприятий, получаемый
при увеличении рыночной стоимости жилья,
обусловленном вводом в действие дополнительных
объектов социально-бытового назначения.
Заключение
В результате написания мною
реферата на тему «Этапы оценки эффективности
инвестиционных проектов » были сделаны
следующие выводы:
Эффективность инвестиционного
проекта - категория, отражающая соответствие
проекта целям и интересам его участников.
В связи с этим необходимо оценивать эффективность
проекта в целом, а также эффективность
участия в проекте каждого из его участников.
Эффективность проекта в целом
оценивается с целью определения потенциальной
привлекательности проекта для возможных
участников и поисков источников финансирования.
Она включает в себя: социально-экономическую
эффективность проекта; коммерческую
эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте
определяется с целью проверки реализуемости
проекта и заинтересованности в нем всех
его участников и включает в себя: эффективность
участия предприятий и организаций в проекте;
эффективность инвестирования в проект;
эффективность участия в проекте структур
более высокого уровня, в том числе: региональную
и народнохозяйственную; отраслевую; бюджетную
эффективность.
Наиболее важными принципами оценки эффективности
проектов являются: рассмотрение проекта
на протяжении всего его жизненного цикла;
моделирование денежных потоков; сопоставимость
условий сравнения различных проектов;
принцип положительности и максимума
эффекта; учет фактора времени; учет только
предстоящих затрат и поступлений; сравнение
состояний «с проектом» и «без проекта»;
учет всех наиболее существенных последствий
проекта; учет наличия разных участников
проекта; многоэтапность оценки; учет
влияния на эффективность проекта потребности
в оборотном капитале; учет влияния инфляции
и возможности использования при реализации
проекта нескольких валю; учет влияния
неопределенности и риска, сопровождающих
реализацию проекта.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации.
Принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции
РФ [Электронный ресурс]: (ред. от 1.03.2010
N 7-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс». Версия
Проф.
2. Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений [Электронный ресурс]: Федеральный
закон РФ «Об инвестиционной деятельности
в РФ осуществляемой в форме капитальных
вложений» от 17 июля 1998 года (ред. отот
28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс». Версия
Проф.
3.Постановление Правительства РФ от
13.09.2010 N 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении
Правил формирования и реализации федеральной
адресной инвестиционной программы» [Электронный
ресурс]: Постановление Правительства
РФ от 13.09.2010 N 716 (ред. от 30.12.2011) // СПС «Консультант
Плюс». Версия Проф.
4.Федеральная адресная
инвестиционная программа на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный
ресурс]: Министерство экономического
развития РФ // СПС «Консультант Плюс».
Версия Проф.
5. О федеральной адресной
инвестиционной программе на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов (исх.
Минэкономразвития России от 16 января
2012 г. № 177-ОС/Д17) [Электронный ресурс]. Письмо Министерства
экономического развития РФ от 9 января
2014 г СПС «Консультант Плюс». Версия
Проф.
6. Бочаров В. В. Инвестиции [Текст]:
Учебник /В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2009.
– 384 с.
7. Деева, А.И. Инвестиции[Текст]:
учебное пособие / А.И. Деева. – М.: Изд-во
«Экзамен», 2009. – 436 с.
8. Ивашковский С.Н. Экономика:
микро и макроанализ [Текст]: учеб.-практ.
пособие / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2009.
– 360 с
9. Игонина Л.Л. Инвестиции
[Текст]: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; Под
ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 480
с.
10.Инвестиции [Текст]: учебное
пособие / Под ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект,
2008. – 360 с.
11.Инвестиции [Текст]: Учеб.
пособие /Под ред. М.В. Чиненова. – М.: КноРус,
2011. – 368 с.
12.Меркулов, Я.С. Инвестиции
[Текст]: учебное пособие /Я.С. Меркулов.-
М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.
13.Нешитой, А. С. Инвестиции [Текст]:
Учебник/А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб.
и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К0», 2010. – 372
с.
14. Хазанович Э. С. Инвестиции
[Текст]: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович.
– М.: КноРус, 2011. – 320 с.
15. Янковский К. П. Инвестиции
[Текст]: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.:
Питер, 2012. – 368 с.