Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение всех вопросов связанных с управлением инвестиционных проектов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подробно рассмотреть понятие и основные характеристики инвестиционных проектов, их классификацию и структуру.
2. Познакомиться с понятием и структурой управления проектом, методами и системами управления проектами, планированием управления проектами, функциями, управлением проектом на разных стадиях жизненного цикла, оценкой эффективности проекта.
3. Рассмотреть особенности управления инвестиционными проектами в России.
Введение 3
1. Теоретические основы управления инвестиционными проектами 5
1.1 Сущность управления инвестиционными проектами 5
1.2 Методы управления проектами 7
1.3 Организационные структуры управления проектом 10
2. Методы планирования и управления проектами 18
2.1 Основные этапы разработки управленческих решений 18
2.2 Контроль и регулирование проекта 21
3. Управление инвестиционными проектами в России 24
3.1. Актуальность использования управления проектами в России 24
3.2. Особенности управления инвестиционными проектами в России 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37
- высокий уровень влияния на экономику теневых и криминальных структур.
Все это в
целом свидетельствует о
Помимо социально-
В переходный период (1991 – 2000 гг.) в России произошел ряд важнейших изменений:
- трансформаций типологической структуры, увеличение доли организационных, социально-экономических и смешанных проектов;
- сокращение числа крупных долгосрочных программ и проектов и многократное увеличение доли краткосрочных небольших проектов из-за увеличения риска и сокращения централизованных инвестиций;
- изменение традиционных сфер приложения проектов и переориентация на быстроокупаемые отрасли и сферы, а также на инвесторов (заказчиков) и потребителей;
- изменение инвестиционной политики, структуры и источников инвестиций, в том числе снижение капитальных вложений в производственную сферу от 70 до 50 % и соответственно увеличение инвестиций в социально-культурную сферу до 50 %;
- изменение инвестиционного климата, приведшее к снижению инвестиционной активности.
Происходящие в России политические и социально-экономические сдвиги повлекли за собой метаморфозы как в инвестиционной сфере, так и в сфере использования управления проектами, что нашло свое отражение прежде всего в изменениях содержания самих проектов, в том числе:
- структуры типов, масштабов и длительности осуществления проектов и программ, а также сфер их приложения;
- состава участников проектов, отношений собственности, компетенции, ответственности и выполняемых функций, систем мотивации деятельности, стимулирования и санкций;
- организации инвестиционной деятельности;
- структуры и форм распределения затрат за весь цикл осуществления проекта.
Как показывают
результаты многочисленных исследований,
некоторые особенности
- объективной необходимости конкретной функции управления проектом и степени ее практической востребованности обществом на данном этапе его развития;
- рискованности рассматриваемых инвестиций в данный момент развития экономики.
Степень влияния этих факторов в значительной мере определяется тем, стремится ли государство не только создавать условия и предпосылки для развития рынка, но и защищать права его участников.
Предстоит серьезная работа по совершенствованию рыночных реформ с тем, чтобы реформы эти «работали» действительно на благо народа. Устранение недостатков налоговой, кредитной и финансовой политики государства, способно привести к росту объемов ВНП, что, в свою очередь, стимулирует активность отечественных и зарубежных инвесторов. При этом первоочередными задачами в области управления проектами должны стать:
- изучение, обобщение, широкая пропаганда и разъяснение теории и практики управления проектами через средства массовой информации;
- совершенствование законодательной и нормативно-методической базы управления проектами и эффективное применение ее применительно к инвестиционным проектам;
- создание и развитие национального научно-методического обеспечения и стандартов управления проектами с учетом мирового опыта и отечественных достижений;
- совершенствование методологии технико-экономических обоснований, расчетов, оценки и управления стоимостью проектов и программ;
- формирование цивилизованного отечественного рынка программных продуктов, отвечающих современным требованиям и учитывающих особенности национальной экономики;
- организация национальной системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров проект-менеджеров, включая заочное обучение с помощью телевидения;
- расширение сети инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм;
- создание технологических центров, технопарков, инновационных фондов фирм и поощрение инноваций.
Сопоставляя негативные и позитивные тенденции, сопутствующие проведению рыночных реформ в России, а также принимая во внимание огромные природные богатства нашей страны, трудолюбие, образованность и достаточную профессиональную подготовку специалистов, можно не без основания предсказать широкое развитие методов управления проектами.
3.2. Особенности
управления инвестиционными
Ученые-экономисты и хозяйственные руководители сходятся в том, что оживление инвестиционной активности - основное условие выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития. Тем не менее, практические результаты в этой сфере пока далеки от достижения поставленной цели. Вопреки давно прогнозируемому росту инвестиционной активности спад капитальных вложений возрастает. Причина провала всех целевых установок на активизацию инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата в стране заключается в том, что либерально ориентированная стратегия преобразований изначально была направлена на отказ государства от поддержки инвестиций в реальный сектор российской экономики.
Несмотря на вышеперечисленные негативные факторы переходного периода, национальная экономика России так или иначе продолжает развиваться. В отличие от многих стран, где малый и средний бизнес имеет значительный вес, в России - традиционно высокоиндустриальной стране - этим секторам не придавалось большое значение. Теперь ситуация начинает меняться: государство начинает поворачиваться лицом к небольшим частным предпринимателям, делая первые законодательные шаги на пути упрощения деятельности последних. Однако важна не только инициатива сверху, но и ответная - снизу. При всем кажущемся обилии идей и невостребованной активности в обществе до логического завершения - создания предприятия - доходят единицы. В большинстве случаев это связано с поверхностным рассмотрением проблемы, недостаточной подготовкой почвы для организации собственного дела. Этих ошибок можно было бы избежать, если бы каждый проект предприятия всесторонне рассматривался, как это повсеместно принято. Инструментом такого всестороннего анализа и моделирования является бизнес-план.
Бизнес-план является основным документом, на базе которого инвесторы и кредиторы предоставляют средства[3]. Чтобы убедить кредитора в успехе начинания, нужно ознакомить его с планами на сегодня и перспективу, изложенными на бумаге и снабженными всеми необходимыми расчетами. Это и называется бизнес-планом. Прежде всего, он должен соответствовать требованиям, которые диктует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Эти требования разработаны в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО, поэтому принимаются и банковскими кредиторами. ЮНИДО разработала пакет юридических документов, финансовых расчетов, маркетинговых исследований, являющийся неофициальным международным стандартом. Мелочей здесь нет. Должны учитываться все аспекты будущей деятельности: от предполагаемой зарплаты сотрудников до возможных экологических последствий. Порядок в нормативной базе и юридическое сопровождение проекта - вещи само собой разумеющиеся. Естественно, кредитора, в первую очередь, волнует своевременность расчетов с ним. Поэтому особое внимание уделяется оценке окупаемости предприятия. Учитываются прогнозируемая конъюнктура рынка и планируемый рост квалификации сотрудников.
При оценке бизнес-идеи следует помнить, что "люди покупают пользу, а не свойства". Ядро любого продукта составляют преимущества, которые видит в них покупатель. Они и лежат в основе принимаемого решения.
Формальный продукт - это и есть само изделие, предназначенное для продажи. Его характеризует марка, тип и параметры. Представляя изделие, следует выяснить у потенциального покупателя ожидаемые свойства. При этом они должны быть увязаны с его преимуществами. Дополнительный продукт - это все, что можно предложить покупателю для наиболее эффективного использования данного изделия. Речь идет, например, о пакете дополнительных услуг. На первый взгляд это может показаться не столь важным, но зачастую именно эти факторы составляют единственное различие между конкурирующими изделиями.
Эти три элемента в совокупности и составляют то, что называется продуктом. Каждый из них играет свою роль в принятии решения о покупке. В последнее время все большее внимание уделяется мнению потребителей, поскольку конечная цель производства всякого товара - это именно удовлетворение запросов потребителей. При этом отслеживаются все высказываемые интересные идеи и организуются специальные каналы обратной связи с потребителями.
Также очень внимательно следует относиться к аналогичным товарам или товарам-заменителям, предлагаемым другими компаниями. В результате подобного анализа нередко выясняется, что тот или иной задуманный продукт можно изначально улучшить, и уже эта обновленная идея ложится в основу будущего бизнеса.
В успешном осуществлении проекта и его эффективной эксплуатации заинтересованы все его участники, реализующие таким образом свои индивидуальные интересы:
Мониторинг в ходе планирования, организации и реализации инвестиционных проектов позволяет легче преодолеть помехи и препятствия, связанные с внешними и внутренними факторами, характерными для переходного периода в России:
Игнорирование
таких изменений при управлении
инвестиционными проектами
Планирование и определение цели проекта по своему содержанию можно сравнить с постановкой задачи. При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиться только абстрактной формулировкой желаемого результата, необходимо найти ответы на вопросы:
Нахождение цели проекта составляет важнейший этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке способов ее достижения.
Для возможности
определения степени достижения
целей проекта необходимо выбрать
соответствующие критерии, на основе
которых можно оценивать
Следует отметить, что однажды сформулированные цели проекта не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации под воздействием изменений в окружении или в зависимости от внутреннего процесса и получаемых промежуточных результатов конечные цели могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируется сложившаяся ситуация и тенденции ее развития.
Определение цели рассматривается как творческий процесс и требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию об окружении и задачах самого предприятия, требованиях и ограничениях по потенциальному проекту. В описании целей проекта должны найти отражение конечные результаты, сроки исполнения, расходы и порядок изменения целей. Описание целей проекта определяет его сущность и является основой для дальнейшей работы.
Информация о работе Управление инвестиционными проектами в России