Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является объективное исследование привлечения иностранных инвестиций и их эффективное использование в Республике Казахстан.
Задачами данного исследования являются рассмотрение и раскрытие следующих вопросов:
− сущность и необходимость привлечения иностранных инвестиций
− анализ показателей и структура иностранных инвестиций привлекаемых в экономику Казахстана
− проблемы привлечения и рационального использования иностранных инвестиций в Казахстане и пути их решения

Вложенные файлы: 1 файл

Основной текст.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положительных  результатов:

  • идет структурная перестройка экономики (доля материального производства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокращен на 70%), начали действовать спросовые ограничения;
  • более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях;
  • процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была снижена с 210 до 150%;
  • возросли реально располагаемые денежные доходы населения, а число лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек.

Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в относительном, так называемые неплатежи предприятий. Просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4 раза превысила денежные средства на их счетах. Имеют место длительные простои предприятий. Главная их причина — кризис сбыта продукции.

На фоне относительно невысокого уровня безработицы возникают серьезные  социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных  категорий населения (женщины предпенсионного  возраста, некоторые контингенты  молодежи).

   Несмотря на  сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как  показал опыт, предсказуема:

  • дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем, следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике;
  • мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приближать структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки);
  • либерализовав внешнеэкономическую деятельность, удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;
  • после денационализации в результате чековой приватизации страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов — через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг;
  • прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной, и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения.

Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса  и вполне реальна стабилизация, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.

Многие иностранные инвесторы  считают инвестиционный климат в  России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, необработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получают однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление  привлечения иностранного капитала — освоение с его помощью невостребованного  научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление — расширение и диверсификация экспортного потенциала России.

Третье направление — создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного  потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление — сфера  транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.

Пятое направление — содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в  первую очередь, в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства  требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами — в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой  политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из первых мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая, что вопросами регулирования  и координации привлечения иностранных  инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания,

правительство России приняло  решение о возложении функций  по координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти РФ и  органов исполнительной власти субъектов  РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:

  • систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;
  • формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
  • работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, по заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, по конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Между тем, роль России в мировом  рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.   Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется:

·   нестабильной политической обстановкой в стране (разногласиями  между исполнительной и законодательными властями, центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных)

конфликтов в самой  России и войн непосредственно на ее границах);

·   социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких  слоев общества ходом реформ);

·      разгулом преступности и бессилием властей;

·      неблагоприятным  для инвесторов законодательством;

·      инфляцией;

·      спадом производства и др.

Эти факторы перевешивают такие привлекательные черты  России, как ее богатые природные  ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

В рыночной экономике  совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Ранжирование стран  мирового сообщества по индексу инвестиционного  климата или обратному ему  показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система  оценки инвестиционного климата  страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

Пути и меры по привлечению  прямых иностранных инвестиций

Привлечение иностранных  инвестиций в российскую экономику  является важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных выступают:

·      достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

·      ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе над Гражданским  кодексом) и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

·      радикализация борьбы с преступностью;

·      торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты  трудящимся зарплаты;

·     пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

·  мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

·      внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

·      запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

·  предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

·     формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Существуют ряд особенностей российской и казахстанской практики привлечения  иностранных инвестиций.

 

Таблица 2 − Особенности российской и казахстанской практики привлечения иностранных инвестиций

 

Республика Казахстан

Российская Федерация

1.  Законодательство

 

Закон «Об инвестициях» от 8 января 2003 года

 

Закон "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации" (1999 г.)

2. Поддержка иностранных  инвесторов

1) налоговые льготы;

2) преференции;

3)стимулирование прямых отечественных  и иностранных инвестиций в реальное производство товаров и услуг.

1. формирование и реализацию государственной политики работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

2) предоставление льгот  и государственных гарантий;

3) предоставление гарантий  от политических и  коммерческих рисков.

 

продолжение таблицы 2

Республика Казахстан

Российская Федерация

3. Особенности вложения  в отрасли экономики

1) Горнодобывающая промышленность

2)производство пищевых  продуктов, включая напитки

3)производство кокса,  нефтепродуктов и ядерных материалов

4)производство прочих  неметаллических минеральных продуктов 

5)металлургическая промышленность

6)производство машин  и оборудования

1) расширение и диверсификация  экспортного потенциала России

2) сфера транспорта  и связи, отрасли инфраструктуры

содействие притоку  иностранных инвестиций в трудоизбыточные  регионы, обладающие богатыми природными запасами

3)развитие производства  товаров народного потребления,  продовольственных товаров, медикаментов.

Информация о работе Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций