Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является объективное исследование привлечения иностранных инвестиций и их эффективное использование в Республике Казахстан.
Задачами данного исследования являются рассмотрение и раскрытие следующих вопросов:
− сущность и необходимость привлечения иностранных инвестиций
− анализ показателей и структура иностранных инвестиций привлекаемых в экономику Казахстана
− проблемы привлечения и рационального использования иностранных инвестиций в Казахстане и пути их решения

Вложенные файлы: 1 файл

Основной текст.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Анализ, рассматривающий структуру иностранных инвестиций по отраслям экономики, как нельзя лучше отражает реальное положение Казахстана в международном разделении труда. Он подтверждает роль страны как экспортера сырьевых ресурсов и продуктов и импортера технологической продукции и аналогичных услуг, обеспечивающих потребительский спрос (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

 

Рисунок 2 – Инвестиции в отрасли промышленности

 

Из общего объема иностранных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс 50% составляют вложения в основной капитал, из них − на строительство зданий и сооружений, обустройство и реконструкцию − 72%, на машины и оборудование − 6%. [7. с 19-21], [9. с 20]

 

3   ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  И РАЦИОНАЛЬНОГО 

     ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 

               КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1Факторы, препятствующие  притоку иностранных инвестиций  в 

               экономику страны

 

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных  инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый  режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают  существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия  налогообложения, а их стабильное, предсказуемое  и экономически эффективное и  для государства, и для инвестора  состояние. Несомненно, то, что все  эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний  долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

Мировой опыт многих стран  свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый  процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

 [3. с 22], [18 с 23]

 

3.2 Мероприятия по рациональному  использованию иностранных 

                инвестиций

 

Как уже были указаны меры принимаемые государством для привлечения иностранных инвестиций, т.е. оказание технической и финансовой помощи. Также для создания благоприятного инвестиционного климата в республике необходимо: упростить условия регистрации иностранных, совместных предприятий, обеспечить оперативность прохождения проектов, их гласность достичь макроэкономической стабильности, устойчивости курса тенге, его конвертируемости; либерализации внешнеэкономической деятельности; обеспечить стабильность налоговых и таможенных режимов, других условий инвестирования экономики, всех экономических законов и нормативных актов; обеспечить вступление Казахстана в различные международные торговые, финансовые и экономические организации.

В сложившейся внутренней и внешней ситуации принятый в  Республики Казахстан Закон «О государственной  поддержке прямых инвестиций» имеет важное значение для достижения экономического подъема и скорейшего выхода из кризиса, ускорение научно-технического развития Казахстана путем активного стимулирования прямых отечественных и иностранных инвестиций в реальное производство товаров и услуг, предназначенных, прежде всего для населения нашей республики.

Целью государственной  поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров и услуг в приоритетных секторах экономики. Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции и в целях выполнения возложенных на него задач имеет право в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, привлекать специалистов соответствующих государственных органов, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц Республики Казахстан.

Основные необходимые  меры для создания благоприятного инвестиционного климата:

− дальнейшее снижение темпов инфляции, что должно в конечном итоге привести к повышению реальных ставок процента;

− укрепление позиций  частного банковского сектора, способного гарантировать инвестиции как иностранного, так и отечественного инвестора, а также в целях усиления соблюдения платежной дисциплины;

− развитие акционерного рынка;

− совершенствование  и стабильность законов;

− создания службы, предоставляющей  инвестиционные и информационные услуги;

− разработка и утверждение четких требований и процедуры отбора и лицензирование инвестиционных проектов;

− создание правовой основы для строгого соблюдения договорных условий контрактов и соглашений;

− стабильное налоговое  законодательство;

− дальнейшая либерализация торговой политики, упразднение количественных ограничений (квот, лицензий);

− переход к тарифному  регулированию внешней торговли (таможенные пошлины, акцизы).

Иностранные инвестиции привлекаются в той или иной мере многими странами как фактор оздоровления и обеспечения роста экономики.

Основными целями привлечения  иностранного капитала в Казахстане являются:

− обеспечение экономики  инвестиционными ресурсами, необходимыми для ее динамичного развития ввиду  ограниченности собственных внутренних ресурсов;

− привлечение передовой  технологии, внедрение прогрессивных  форм организации и управления производством, «ноу-хау»;

− усиление участия Казахстана в международном разделении труда, активизация процесса интеграции его  экономики в мировую хозяйственную систему;

− обеспечение доверия  иностранных инвесторов и партнеров  по экономическому сотрудничеству в  казахстанской экономике.

В процессе реализации основных целей привлечения иностранных  инвестиций решаются следующие важные социальные и экономические задачи:

− содействие структурным  преобразованиям в экономике  и развитию рыночных отношений;

− развитие конкурентной среды в производстве;

− развитие и повышение  эффективности экспортного потенциала, преодоление его сырьевой направленности, усиление экспортной экспансии и упрочнение ее позиций на внешних рынках;

− повышение научно-технического уровня производства и увеличение доли конкурентоспособной продукции  на основе новой техники и технологии, методов управления и сбыта;

− формирование полных и  законченных технологических циклов с выпуском продукции высокой степени готовности к производственному и непроизводственному потреблению;

− содействие развитию депрессивных, отдаленных, трудоизбыточных и экологически неблагополучных районов;

− создание новых рабочих  мест.

Главная суть принимаемых  мер должна состоять в создании привлекательного инвестиционного климата для  инвесторов вообще и для иностранных, в особенности, в активном поиске наиболее перспективных и устойчивых зарубежных инвесторов и направлении  их капитала главным образом в приоритетные отрасли производства и виды деятельности. Для решения поставленных задач нужны следующие условия:

− обоснование прогнозных потребностей привлечения иностранных  инвестиций в экономику Казахстана в ближайшие 10 лет и возможностей их реального притока;

− формирование и законодательное  закрепление стабильных режимов, направленных на минимизацию инвестиционных рисков для иностранных инвесторов, на гарантию их собственности и защиту их прав;

− создание эффективных  стимулов для притока прямых и портфельных инвестиций;

− создание необходимых  и стабильных правовых основ регулирования  иностранных инвестиций;

− создание организационного механизма реализации, отслеживания и совершенствования программных  мероприятий, отбора и реализации проектов.

Решение этих задач позволит создать в стране привлекательный  инвестиционный климат и оживить  инвестиционную деятельность иностранных  инвесторов.

Интересы нашей республики и иностранных инвесторов не всегда совпадают при выборе объектов и  видов деятельности для приложения иностранного капитала. Иностранные инвесторы будут стремиться вложить свой капитал исключительно в экспортный сектор, быстро купаемые производства, причем главным образом новых предприятий. Перспективы многих наших действующих предприятий не представляются благоприятным, их гигантский размер монопольное положение на рынке, устаревшее оборудование и технология, затратоемкость продукции не привлекают внимание частных иностранных инвесторов. Заинтересованность их можно пока лишь использованием их кредитов под правительственные гарантии.

Казахстан в условиях кризиса экономики и ожидаемого его оживления, в период ее структурной  перестройки, напротив, заинтересован  не только в создании новых предприятий, но и в техническом перевооружении и модернизации действующих производств, хотя бы в приоритетных отраслях, сферах и видах деятельности.

Поэтому государство, не мешая притоку частных иностранных  инвестиций в любую отрасль экономики, будет вести политику привлечения  иностранного капитала, призванную, прежде всего, содействовать структурной перестройке путем поддержки протекционистскими мерами приоритетных отраслей, сфер деятельности и регионов в соответствии с принятыми правительством концепциями структурной и промышленной политики.

Согласно этим концепциям в ближайшие 7-10 лет Казахстан будет способствовать притоку основной части иностранного капитала в следующие отрасли и сферы:

− энергетика, нефтяная и газовая промышленность;

− черная и цветная  металлургия;

− производство прогрессивных видов продукции химической и нефтехимической промышленности; 
 − конверсионный сектор машиностроения, выпускаемой наукоемкую продукцию;

− транспорт и связь, имеющие главным образом значение для развития международных экономических  отношений;

− перерабатывающий сектор АПК;

− жилье;

−наука и образование;

Однако государство  будет содействовать притоку  инвестиций не в любое производство в этих отраслях и сферах деятельности, а только тем проектам, которые:

− экспортоориентированы;

− направлены на внедрение высоких технологий;

− имеют высокую эффективность;

Информация о работе Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций