Автомобильная промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-
нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции,
так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв
в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-
бежными аналогами.

Содержание

2Введение

21. Место и значение автомобильной промышленности в экономике
2Российской Федерации.

22. Современная территориальная организация автомобильной про-
2мышленности.

22 0.1. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
22 0.2. Основные районы и центры их специализации.

23. Основные направления и перспективы развития автомобильной
2промышленности.

2Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.59 Кб (Скачать файл)

 

ших условиях,  без поблажек и льгот по финансированию,  материаль-

но-техническому обеспечению, уровню вознаграждения и т.п.

     Ведь  нельзя не признать,  что заводы  еще функционируют именно

благодаря  директорскому  корпусу,  действующему  вопреки  мрачным

прогнозам корифеев-экономистов,  которые четвертый год грозят мас-

совой безработицей и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных

последствиях  этой  опасной для обнищавшего общества пропагандист-

ской кампании.

     Однако  нельзя не видеть и того,  что уже начались изменения  в

составе руководства  автозаводов, далекие от позитивных и снижающие

уровень  его  компетентности.  По данным некоторых источников [4],

директорский корпус,  если брать его в целом,  пока еще  вполне  в

состоянии поднять  нагрузки,  в числе которых  важнейшая:  восстано-

вить трудовые навыки,  утерянные  коллективами  за  годы  шатаний.

     Тем  не  менее  даже  самым опытным руководителям придется (и

нужно) пересмотреть многие из  привычных  своих  представлений.  В

частности,  отказаться  от такого:  высокая серийность есть сугубо

положительный организационно-производственный фактор, ибо она поз-

воляет  оснащать производство автоматизированным узкоспециализиро-

ванным оборудованием, обеспечивать высокие унификацию изделий  и их

конструктивную  долговечность.  Теперь нужен другой взгляд:  такое

оборудование технологически  консервативно,  не  дает  возможности

учитывать  динамику  развития  конкурентов,  что  в  условиях рынка

смертельно опасно.  Хотя,  конечно,  могут иметь  место исключения,

вызванные конкретными  условиями (например, система "АВВА-ВАЗ"). Но

большинству предприятий  именно самим предстоит наработать  идеи  и

методы,  изыскать  ресурсы для восстановления и  увеличения объемов

производства, создания предпосылок освоения требуемых  рынком изде-

лий.

     Направления  приложения усилий могут быть  следующие.

     Во-первых, частичная модернизация изделий.  Она,  в принципе,

требует сравнительно небольших глубины изменений  и затрат.  Однако

характер  изменений  должен быть достаточным,  чтобы  обеспечить ус-

 

                              - 12 -

 

тойчивый сбыт изделия, и в целом экономически целесообразным.

     В этом  случае у производителя и поставщиков  сохраняется неиз-

менными большая часть основных фондов,  сокращаются сроки и объемы

подготовки производства,  остается клиентура, привыкшая к  изделию,

и т.п.  Модернизация требует высокой квалификации в  первую очередь

дизайнеров,  ибо,  если ограничиться только улучшением технических

характеристик при  малоощутимых изменениях дизайна и декора,  то  в

итоге можно получить при старых внешних формах новую высокую цену.

Сигналом к переходу на модернизированное изделие могут  служить вы-

явившиеся дефекты, а также статистика рынка.

     Во-вторых, коренная модернизация изделий (по существу, их об-

новление). Здесь используются технологические возможности произво-

дителя и поставщиков-кооперантов,  но, как правило, требуется зна-

чительное  дооснащение производства.  При этом изготовление новых

узлов (чаще всего  в меньшей серийности) целесообразно  организовы-

вать при помощи уже имеющегося агрегатного или специального обору-

дования,  обрабатывающих центров и т.п. Но, естественно, с исполь-

зованием новой оснастки.

     Прием  этот достаточно широко известен.  Самые интересные  ре-

зультаты были в свое время получены на ВАЗе.  Там при создании ав-

томобиля ВАЗ-2121 "Нива" в ее конструкцию вошло свыше 90 % из чис-

ла  наиболее  фондоемких механических элементов серийных автомоби-

лей.  И при новом  кузове, тоже унифицированном по ряду дорогостоя-

щих элементов интерьера с серийными моделями. В результате при от-

носительно  небольшой модернизации  производства ВАЗ начал выпус-

кать,  по сути,  машину,  не имевшую в ту пору аналогов в мировой

практике.  Поэтому  на  западных  рынках  она шла  вне конкуренции,

пользовалась большим  и все возрастающим спросом:  требования диле-

ров  увеличить  поставки шли непрерывно.  Ее экспорт  ограничивался

боязнью тогдашнего монополиста - "Автоэкспорта"  поднять  плановый

выпуск  на последующие  годы из-за того,  что вдруг появятся конку-

ренты или по какой-либо другой причине сбыт сократится,  а с ним -

и премии.  Однако конкуренты "Ниве" появились только через два-три

 

                              - 13 -

 

года.  Так что  в коммерческом смысле ее можно назвать  автомобилем

упущенных возможностей.

     Серьезным  резервом восстановления и увеличения  объемов выпус-

каемой продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называе-

мые спецпроизводства,  достаточно мощные по оснащенности, площадям

и численности работников.  Но при использовании такого уникального

интеллектульно-производственного потенциала нужно, чтобы новое из-

делие  имело определенную идеологическую и технологическую преемс-

твенность с ранее выпускаемым.  Значит, нужны и меры по совершенс-

тваванию  последнего  в соответствии с новыми тактико-техническими

требованиями, а также  специально организованная система "проталки-

вания" нового объекта производства на внешние рынки.  Создание та-

кого рода "специзделий", которые при определенном объеме переделок

могут  стать  машинами и гражданского назначения как для внешнего,

так и внутреннего рынков,  для отдельных предприятий будет самым

правильным выходом  из положения.  Почему - понятно: конкурентоспо-

собность Российской колесной спецтехники и отдельных разработок

(некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений не  вызывает.

     Конечно,  свобода выбора объекта и в   спецпроизводстве  должна

быть полной,  поскольку  прежний принцип (закрепление видов  техники

за отраслями) в  условиях рынка противопоказан.

     Вместе  с  тем  нельзя  исключать   и перепрофилирование многих

спецпроизводств отрасли одновременно с цехами инженерной подготов-

ки и обеспечения. Оно может исключить или хотя бы свести к миниму-

му импорт многих видов дорожно-строительной  техники,  некрупного

квалифицированного  нефтяного  оборудования,  специальных  машин и

шасси,  комплекса  аэродромного обслуживания и т.п.,  т.е. окажется

выгодным для всего народного хозяйства страны.  И не придется, как

это рекомендуют  многие горячие головы,  открывать  все  наши  двери

настежь,  чтобы  ввозить из-за рубежа даже то,  что  в избытке и не

хуже может быть сделано дома.  (Те,  кто дает такие рекомендации,

забывают, что Западная Европа пришла к объединению после  десятиле-

тий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе че-

 

                              - 14 -

 

рез свободу перемещения  трудовых ресурсов и капиталов.)

     В четвертых,  создание суверенными государствами-бывшими рес-

публиками СССР акционерных  обществ , которые могли бы взять на се-

бя  ряд функций по сохранению и развитию автомобильной отрасли.  К

таким функциям относятся  разработка программ национального  разви-

тия автомобилестроения,  определение номенклатуры автотранспортных

средств и потребности  в них, оценка экономической целесообразности

создания  их  производства,  сохранение  и развитие кооперационных

связей,  организация  совместных  производств  и  совместных  науч-

но-исследовательских и опытно-конструкторских работ,  поиск инвес-

торов для проведения НИОКР и организации выпуска  отдельных  изде-

лий.

     Примером  создания такого акционерного  общества можно  считать

"Автосельхозмаш-холдинг" , образованное в 1991 году правительства-

ми стран-членов СНГ [3].  За непродолжительное время  существования

АО  "АСМ-холдинг" разработана программа автобусостроения,  которая

предусматривает удовлетворение нужд не только России,  но  и  всех

стран СНГ. В частности, на базе широкой кооперации с Ликинским ав-

тобусным заводом намечено организовать  выпуск  больших  городских

автобусов класса ЛиАЗ-5256 на ряде ремонтных заводов.  В  том числе

с привлечением конверсионных  предприятий Узбекистана, Казахстана и

Украины.  В  изготовлении ведущих мостов для этих автобусов  помимо

России будет участвовать  и республика Беларусь.  Ведущие  мосты для

автобусов Львовского автобусного завода,  которые  раньше поступали

из Венгрии, теперь выпускает Рязанский завод автомобильных агрега-

тов.  Чтобы  исключить  валютные затраты на импорт тормозных  камер

для грузовых АТС  и автобусов, по инициативе АО "АСМ-холдинг" орга-

низовано  акционерное общество по их производству (Гродненский ав-

тоагрегатный завод), соучредителями которого стало большинство за-

водов-потребителей.  Анологичная  работа  развернута и в отношении

создания конструкций  и производства турбокомпрессоров  для  дизелей

и бензиновых двигателей,  кондиционеров для сельхозмашин, грузовых

и легковых автомобилей,  гидромеханических коробок передач  для ав-

 

                              - 15 -

 

тобусов и других машин,  ряда других узлов и агрегатов. При актив-

ном содействии АО "АСМ-холдинг" началась реанимация  строительства

первой  очереди  автозавода по производству малолитражных автомоби-

лей особо малого класса в г. Елабуга (уже  подготовлен  проект сог-

лашения ряда стран СНГ о долевом участии в этом проекте и последу-

ющем удовлетворении их нужд в автомобилях ЕлАЗ).

     Серьезной  возможностью оживления производственно-коммерческой

деятельности для  производителей автомототехники могут  быть,  в-пя-

тых,  кооперационные  связи с родственными зарубежными фирмами или

их кооперантами,  осуществляемые на коммерческих началах. При этом

речь  должна  идти в первую очередь о повышении  своего экспортного

потенциала,  т.е.  главной задачей  машиностроения России.  Причем

здесь не только не исключается, а наоборот, даже нужно взаимодейс-

твие и в форме совместных предприятий.  Хотя,  как показал опыт,

расчет на иностранные  инвестиции,  которые "хлынут" к нам, обеспе-

чивая изобилие качественных товаров, оказался явно несостоятельным

(вместо ожидавшегося,  противоестественного для Запада, но истори-

чески характерного для нас чисто русского альтруизма мы  натолкну-

лись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).

     Целесообразен  и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удо-

вольствие недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении от-

дельных операций, а  о создании комплектных мощностей, что требует,

как известно, особо  высокой организационной четкости.

     Вероятно, получат  обычное развитие  мелкие отечественные про-

изводственные подразделения, отпочковавшиеся от основного предпри-

ятия в самостоятельные (производство мелких серий, некоторых комп-

лектующих,  товаров народного потребления и т.д.).  Причем  обяза-

тельным  условием их самостоятельности и долговечного успеха может

быть только соблюдение этических норм  (проще  говоря,  работа  на

чистоплотных началах).

     Естественно,  организация выпуска новой техники  требует нового

оснащения,  материалов,  подготовленных кадров и многого  другого.

Все вроде понимают это,  но и здесь зачастую срабатывает  стереотип

 

                              - 16 -

 

(выработавшийся  не за 70,  как принято утверждать,  а за последние

10 - 15 лет):  новое  изделие обязательно ассоциируется  с новыми же

заводскими корпусами;  высоким уровнем автоматизации, обеспечивае-

мой за счет оборудования,  приобретаемого по импорту;  "валютными"

материалами (при  наличии своих: вспомним те же бамперы  из поликар-

боната)  и т.п.  Однако при таком подходе потребность в валюте и в

рублях становится астрономической. Удовлетворить ее в нынешних ус-

ловиях,  естественно,  невозможно.  Оборудование  стареет всегда и

везде,  например,  в США старение парка оборудования приостановили

(не остановили,  а приостановили!) только в конце  1970-х годов.  И

там не спешили с  внедрением  новейшего  оборудования,  комплексных

технологических  линий,  особенно дорогостоящих гибких.  Мы же все

это закупали в 1980 - 1990-е  годы чуть ли не в массовом порядке. А

преимущества, скажем, тех же ГПЛ остались лишь в отчетах  и реляци-

ях.  Тысячи изготовленных и приобретенных за валюту обрабатывающих

центров, целые комплексные  производства, по сути, заводы, так и  не

заработали. И как-то странно слышать, что мы, располагая всем этим

богатством,  не имеем  перспективы в реиндустриализации отрасли без

масштабной финансовой помощи Запада.

     С такой   точкой зрения согласиться нельзя.  Автозаводы России

располагают вполне дееспособным парком оборудования,  в том  числе

вполне  современного и еще не устаревшего,  эффективно действующей

системой его обслуживания и ремонта, мощными службами подготовки и

обеспечения производства,  наконец, значительным парком демонтиро-

Информация о работе Автомобильная промышленность Российской Федерации