Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:14, курсовая работа
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-
нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции,
так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв
в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-
бежными аналогами.
2Введение
21. Место и значение автомобильной промышленности в экономике
2Российской Федерации.
22. Современная территориальная организация автомобильной про-
2мышленности.
22 0.1. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
22 0.2. Основные районы и центры их специализации.
23. Основные направления и перспективы развития автомобильной
2промышленности.
2Заключение
ших условиях, без поблажек и льгот по финансированию, материаль-
но-техническому обеспечению, уровню вознаграждения и т.п.
Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно
благодаря директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным
прогнозам корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят мас-
совой безработицей и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных
последствиях этой опасной для обнищавшего общества пропагандист-
ской кампании.
Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в
составе руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие
уровень его компетентности. По данным некоторых источников [4],
директорский корпус, если брать его в целом, пока еще вполне в
состоянии поднять нагрузки, в числе которых важнейшая: восстано-
вить трудовые навыки, утерянные коллективами за годы шатаний.
Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и
нужно) пересмотреть многие из привычных своих представлений. В
частности, отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо
положительный организационно-
воляет оснащать производство автоматизированным узкоспециализиро-
ванным оборудованием, обеспечивать высокие унификацию изделий и их
конструктивную долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое
оборудование технологически консервативно, не дает возможности
учитывать динамику развития конкурентов, что в условиях рынка
смертельно опасно. Хотя, конечно, могут иметь место исключения,
вызванные конкретными условиями (например, система "АВВА-ВАЗ"). Но
большинству предприятий именно самим предстоит наработать идеи и
методы, изыскать ресурсы для восстановления и увеличения объемов
производства, создания предпосылок освоения требуемых рынком изде-
лий.
Направления приложения усилий могут быть следующие.
Во-первых,
частичная модернизация
требует сравнительно небольших глубины изменений и затрат. Однако
характер изменений должен быть достаточным, чтобы обеспечить ус-
- 12 -
тойчивый сбыт изделия, и в целом экономически целесообразным.
В этом
случае у производителя и
менными большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы
подготовки производства, остается клиентура, привыкшая к изделию,
и т.п. Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь
дизайнеров, ибо, если ограничиться только улучшением технических
характеристик при малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в
итоге можно получить при старых внешних формах новую высокую цену.
Сигналом к переходу
на модернизированное изделие
явившиеся дефекты, а также статистика рынка.
Во-вторых, коренная модернизация изделий (по существу, их об-
новление). Здесь используются технологические возможности произво-
дителя и поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется зна-
чительное дооснащение производства. При этом изготовление новых
узлов (чаще всего в меньшей серийности) целесообразно организовы-
вать при помощи уже имеющегося агрегатного или специального обору-
дования, обрабатывающих центров и т.п. Но, естественно, с исполь-
зованием новой оснастки.
Прием
этот достаточно широко
зультаты были в свое время получены на ВАЗе. Там при создании ав-
томобиля ВАЗ-2121 "Нива" в ее конструкцию вошло свыше 90 % из чис-
ла наиболее фондоемких механических элементов серийных автомоби-
лей. И при новом кузове, тоже унифицированном по ряду дорогостоя-
щих элементов интерьера с серийными моделями. В результате при от-
носительно небольшой модернизации производства ВАЗ начал выпус-
кать, по сути, машину, не имевшую в ту пору аналогов в мировой
практике. Поэтому на западных рынках она шла вне конкуренции,
пользовалась большим и все возрастающим спросом: требования диле-
ров увеличить поставки шли непрерывно. Ее экспорт ограничивался
боязнью тогдашнего монополиста - "Автоэкспорта" поднять плановый
выпуск на последующие годы из-за того, что вдруг появятся конку-
ренты или по какой-либо другой причине сбыт сократится, а с ним -
и премии. Однако конкуренты "Ниве" появились только через два-три
- 13 -
года. Так что в коммерческом смысле ее можно назвать автомобилем
упущенных возможностей.
Серьезным
резервом восстановления и
каемой продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называе-
мые спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям
и численности работников. Но при использовании такого уникального
интеллектульно-
делие имело определенную идеологическую и технологическую преемс-
твенность с ранее выпускаемым. Значит, нужны и меры по совершенс-
тваванию последнего в соответствии с новыми тактико-техническими
требованиями, а также специально организованная система "проталки-
вания" нового объекта производства на внешние рынки. Создание та-
кого рода "специзделий", которые при определенном объеме переделок
могут стать машинами и гражданского назначения как для внешнего,
так и внутреннего рынков, для отдельных предприятий будет самым
правильным выходом из положения. Почему - понятно: конкурентоспо-
собность Российской колесной спецтехники и отдельных разработок
(некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений не вызывает.
Конечно, свобода выбора объекта и в спецпроизводстве должна
быть полной, поскольку прежний принцип (закрепление видов техники
за отраслями) в условиях рынка противопоказан.
Вместе с тем нельзя исключать и перепрофилирование многих
спецпроизводств отрасли одновременно с цехами инженерной подготов-
ки и обеспечения. Оно может исключить или хотя бы свести к миниму-
му импорт многих видов дорожно-строительной техники, некрупного
квалифицированного нефтяного оборудования, специальных машин и
шасси, комплекса аэродромного обслуживания и т.п., т.е. окажется
выгодным для всего народного хозяйства страны. И не придется, как
это рекомендуют многие горячие головы, открывать все наши двери
настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что в избытке и не
хуже может быть сделано дома. (Те, кто дает такие рекомендации,
забывают, что Западная Европа пришла к объединению после десятиле-
тий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе че-
- 14 -
рез свободу перемещения трудовых ресурсов и капиталов.)
В четвертых, создание суверенными государствами-бывшими рес-
публиками СССР акционерных обществ , которые могли бы взять на се-
бя ряд функций по сохранению и развитию автомобильной отрасли. К
таким функциям относятся разработка программ национального разви-
тия автомобилестроения, определение номенклатуры автотранспортных
средств и потребности в них, оценка экономической целесообразности
создания их производства, сохранение и развитие кооперационных
связей, организация совместных производств и совместных науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поиск инвес-
торов для проведения НИОКР и организации выпуска отдельных изде-
лий.
Примером создания такого акционерного общества можно считать
"Автосельхозмаш-холдинг" , образованное в 1991 году правительства-
ми стран-членов СНГ [3]. За непродолжительное время существования
АО "АСМ-холдинг" разработана программа автобусостроения, которая
предусматривает удовлетворение нужд не только России, но и всех
стран СНГ. В частности, на базе широкой кооперации с Ликинским ав-
тобусным заводом намечено организовать выпуск больших городских
автобусов класса ЛиАЗ-5256 на ряде ремонтных заводов. В том числе
с привлечением конверсионных предприятий Узбекистана, Казахстана и
Украины. В изготовлении ведущих мостов для этих автобусов помимо
России будет участвовать и республика Беларусь. Ведущие мосты для
автобусов Львовского автобусного завода, которые раньше поступали
из Венгрии, теперь
выпускает Рязанский завод
тов. Чтобы исключить валютные затраты на импорт тормозных камер
для грузовых АТС и автобусов, по инициативе АО "АСМ-холдинг" орга-
низовано акционерное общество по их производству (Гродненский ав-
тоагрегатный завод), соучредителями которого стало большинство за-
водов-потребителей. Анологичная работа развернута и в отношении
создания конструкций и производства турбокомпрессоров для дизелей
и бензиновых двигателей,
кондиционеров для
и легковых автомобилей,
гидромеханических коробок
- 15 -
тобусов и других машин, ряда других узлов и агрегатов. При актив-
ном содействии АО "АСМ-холдинг" началась реанимация строительства
первой очереди автозавода по производству малолитражных автомоби-
лей особо малого класса в г. Елабуга (уже подготовлен проект сог-
лашения ряда стран СНГ о долевом участии в этом проекте и последу-
ющем удовлетворении их нужд в автомобилях ЕлАЗ).
Серьезной
возможностью оживления
деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пя-
тых, кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или
их кооперантами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом
речь должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного
потенциала, т.е. главной задачей машиностроения России. Причем
здесь не только не исключается, а наоборот, даже нужно взаимодейс-
твие и в форме совместных предприятий. Хотя, как показал опыт,
расчет на иностранные инвестиции, которые "хлынут" к нам, обеспе-
чивая изобилие качественных товаров, оказался явно несостоятельным
(вместо ожидавшегося,
противоестественного для
чески характерного для нас чисто русского альтруизма мы натолкну-
лись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).
Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удо-
вольствие недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении от-
дельных операций, а о создании комплектных мощностей, что требует,
как известно, особо
высокой организационной
Вероятно, получат обычное развитие мелкие отечественные про-
изводственные подразделения, отпочковавшиеся от основного предпри-
ятия в самостоятельные (производство мелких серий, некоторых комп-
лектующих, товаров народного потребления и т.д.). Причем обяза-
тельным условием
их самостоятельности и
быть только соблюдение этических норм (проще говоря, работа на
чистоплотных началах).
Естественно,
организация выпуска новой
оснащения, материалов, подготовленных кадров и многого другого.
Все вроде понимают это, но и здесь зачастую срабатывает стереотип
- 16 -
(выработавшийся не за 70, как принято утверждать, а за последние
10 - 15 лет): новое
изделие обязательно
заводскими корпусами; высоким уровнем автоматизации, обеспечивае-
мой за счет оборудования, приобретаемого по импорту; "валютными"
материалами (при наличии своих: вспомним те же бамперы из поликар-
боната) и т.п. Однако при таком подходе потребность в валюте и в
рублях становится астрономической. Удовлетворить ее в нынешних ус-
ловиях, естественно, невозможно. Оборудование стареет всегда и
везде, например, в США старение парка оборудования приостановили
(не остановили, а приостановили!) только в конце 1970-х годов. И
там не спешили с внедрением новейшего оборудования, комплексных
технологических линий, особенно дорогостоящих гибких. Мы же все
это закупали в 1980 - 1990-е годы чуть ли не в массовом порядке. А
преимущества, скажем, тех же ГПЛ остались лишь в отчетах и реляци-
ях. Тысячи изготовленных и приобретенных за валюту обрабатывающих
центров, целые комплексные производства, по сути, заводы, так и не
заработали. И как-то странно слышать, что мы, располагая всем этим
богатством, не имеем
перспективы в
масштабной финансовой помощи Запада.
С такой
точкой зрения согласиться
располагают вполне дееспособным парком оборудования, в том числе
вполне современного и еще не устаревшего, эффективно действующей
системой его обслуживания и ремонта, мощными службами подготовки и
обеспечения производства, наконец, значительным парком демонтиро-
Информация о работе Автомобильная промышленность Российской Федерации