Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны. Несмотря на явную динамику во многих странах мира по усилению внимания к формированию различных программ и концепций, в большинстве случаев законодательство направлено на отдельные элементы регулирования инновационной деятельности.
Важной характеристикой развития НИОКР является увеличение объема и значения научно-технической информации.
В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует правительство Японии. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий.
Инновационное предпринимательство Японии не получает большой помощи на выделение финансирования промышленных НИОКР: на долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР. Но зато правительство принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Правительство Японии создало систему финансирования НИОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Министерство внешней торговли и промышленности Японии осуществляют разработку крупных национальных программ (космические исследования, биотехнология, генетика, экология, новейшие не традиционные источники энергии и т.д.). Государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 90х годов в Японии составляли около 3,5% ВНП.
Наиболее полно инновационная деятельность японских промышленных предприятий реализуется во внутрикорпоративных подразделениях в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Зачастую внутренние венчурные подразделения создаются на базе существующих отделений корпораций. Неразвитость механизма финансирования независимых внешних венчурных компаний компенсируется различными видами эффективных межфирменных и внутрифирменных взаимодействий в инновационном процессе. В 80х годах ХХ века вокруг ведущих корпораций Японии сформировалась плотная сеть многоярусных субподрядов и вертикально-горизонтальных предпринимательских групп «кэйрецу»,которая объединила фирмы малого, среднего и крупного размера на основе финансово-кредитных, акционерных, функционально-производственных связей. Эти объединения действуют на основе временных совместных инновационныхпредприятий или исследовательских ассоциаций.
Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:
• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
• финансирование НИОКР из различных фондов;
• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
• государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
• льготное кредитование перспективных НИОКР;
• национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
• защита японского производителя от конкуренции;
• создание условий для получения новых технологий из других стран;
• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
• согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.
Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство:
• Японский центр ключевых технологий – помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;
• Организация по развитию новых источников энергии– способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.
Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются«Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и«Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. В Японии было выделено свыше38 млрд. дол. США!
Основы нормативно-правового регулирования
По мнению японского руководства, среди набора мер финансового регулирвоания инновационной активности частного сектора одна из наиболее эффективных налоговые льготы. Поскольку ставка корпоративного налога в Японии (порядка 49%) выше, чем в других индустриальных державах, кроме США, снижение налогового бремени весьма настойчиво побуждает япоские компании встать на путь инновационного развития. Чтобы стимулировать исследования по передовым технологиям, установлена налоговая скидка на проведение исследований в области биотехнологий, технологий материалов с особыми свойствами, техники для космических исследований, мехатроники и новейшей электроники.
Если сравнивать общую сумму налоговых скидок, получаемых инновационными предприятиями, и сумму всех государственных расходов на инновационное развитие, то они соотносятся примерно как два к трём. Это означает, что в японии льготное налогооблажение инновационной деятельности фактически является альтернативой прямой госудрственной поддержке. В стране практикуется приростная налоговая скидка, обусловленная уменьшением налооблагаемой базы предприятия на сумму, равную 20% дополнительных (по сравнению с предыдущим годом) расходов на иновационное развитие.
Окончание ХХ в.
и начало ХХI в. характеризуется глобальными
экономическими, политическими
и социальными процессами, которые оказали
и продолжают оказывать свое воздействие
на мировое хозяйство, его качественные
характеристики. Вызывая определенные,
порою существенные сдвиги в мировом хозяйстве,
они часто предопределяют пути его развития,
формируя, в то же время, многовариантные
подходы к достижению конечной цели, отличающейся
большим разнообразием.
Наиболее сильно тенденции централизации
в области научно-технического прогресса
(НТП) проявились в Японии. В этой стране
государство в лице Министерства экономики,
торговли и промышленности (МЭТП) берет
на себя такие функции централизованного
управления, аналога которым нет в США
и даже во многих западноевропейских странах.
Это выработка стратегических долгосрочных
направлений развития и финансирования
государственных программ научных исследований,
обеспечивающих реализацию этих направлений,
координации государственной и частной
предпринимательской стратегии и тактики
развития, тесное взаимодействие частных
компаний и государства.
Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.
Другой
важной особенностью и отличием японской
системы управления является то, что
она позволяет формировать
В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии существенную роль играют исследовательские организации – мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию.
Около 300 таких
государственных и частных
Государственное
регулирование отношений
В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов также и посредством интенсивной конкуренции. В лице МЭТП оно так управляет конкуренцией, что последняя обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым создавая благоприятные условия для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует.Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии.
Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.
До последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.
Именно поэтому
Япония существенно расширяет
Для создания финансовой базы развития
капиталоемких отраслей на основе внедрения
новой технологии Япония пошла по пути
стимулирования различных видов сбережений
посредством привлечения денег населения
в японскую систему почтовых сберегательных
вкладов и частные депозиты в коммерческих
городских и региональных банках.
Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях.
Финансовая деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.
Информация о работе Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии