Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны. Несмотря на явную динамику во многих странах мира по усилению внимания к формированию различных программ и концепций, в большинстве случаев законодательство направлено на отдельные элементы регулирования инновационной деятельности.
Необходимо отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.
В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.
Регулирование экспорта выступает в качестве фактора доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.
Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.
Хотя, на самом деле, в
США весь сектор обрабатывающих отраслей
получает значительные дотации на НИОКР,
некоторые отрасли японской промышленности
зависят от правительственного финансирования
НИОКР в очень значительной степени.
Спустя некоторое время субсидии американского
правительства стали меньше концентрироваться
в самолетостроении, ракетостроении, в
промышленности, производящей телекоммуникационное
оборудование, но их вложение возросло
до 25 % в чугунолитейной сталеплавильной
промышленности и почти до 40 % в производстве
нержавеющих металлов. Напротив, японское
правительство уменьшило долю субсидий
на НИОКР в машиностроении. Это была последняя
отрасль, которая должна была получить
в начале 1970-х годов существенную долю
субсидий на НИОКР от правительства TakafusaNakamura
“ThePostwarJapaneseEconomy”, Tokyo, UniversityofTokyoPress, 1995.
Роль государства в финансировании науки
в Японии значительно ниже, чем в других
развитых странах. И это не только из-за
практического отсутствия общенациональных
военных программ. Ничтожная доля затрат
государства в промышленных (отраслевых)
научно-исследовательских разработках
(на порядок меньше, чем в других развитых
странах, включая Германии.) свидетельствует
о том, что японские компании несут полную
финансовую ответственность за отраслевые
исследования и разработки, за всю инновационную
деятельность.
Анализ последних тенденций государственного финансирования науки показал, что иллюзии относительно возможного вклада в экономику результатов исследований по военному ведомству уходят в прошлое. Наиболее наглядные подтверждения этой точки зрения – успехи Японии на самых передовых направлениях научно-технического развития, целиком опирающиеся на гражданские технологии, и в частности, тот факт, что разработанная японскими корпорациями микроэлектроника успешно используется в американской военной технике.
Японская модель интеграции науки и производства состоит в том, что в ее основу положена стратегия превращения страны из потребителя иностранных технологий, рационализированных и модернизированных, в страну "законодателя мод" в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, роботостроение, биотехнология, новые материалы.
Модель в интеграции предполагает строительство центров, в которыхтерриториально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась в строительство городов – технополисов. Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи – завоевание Японией безусловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, "стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства” Ш.Тацуно ‘Стратегия - технополисы”, Москва, Прогресс,1989 год .
Возрастающая роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создание материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще – это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов – корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются в основном научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.
Следует отметить, что уже в настоящее время в результате объективных процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки.
Хотя зарубежный опыт передачи технологий не может служить панацеей от всех бед российской экономики, он заслуживает внимательного изучения, особенно, в части обеспечения эффективного использования общественных ресурсов.
Информация о работе Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии