Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа
Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.
Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19
2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31
Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………
1.3.
Основные понятия и факторы
государственного
Регулирование
инновационной деятельности
-инновационных прогнозов
-инновационных стратегий
-инновационных программ
-инновационных проектов.
-программ и
проектов поддержки
Инновационный
прогноз - это предвидение основных
параметров инновационной
Инновационные
прогнозы являются составной
частью прогноза социально-
В
инновационных прогнозах
Инновационная
стратегия - это определение приоритетных
направлений инновационной
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
Субъекты
РФ разрабатывают инновационные прогнозы
и стратегии региональной инновационной
политики.
Инновационный
проект - это комплекс взаимосвязанных
документов, которые предусматривают
осуществление конкретной
Проект
(программа) поддержки
Инновационная
программа- это комплекс
На
основании инновационной
Государственная (Федеральная) инновационная программа включает в себя:
федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
крупные инновационные проекты,
федеральные программы
поддержки инновационной
Инновационные
проекты включаются в
Органы
государственной власти
Государство осуществляет
все виды регулирования инновационной
деятельности - организационное, экономическое,
финансовое, нормативно-правовое.
Высшая
форма регулятивной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ государственного
-развитие рыночных отношений;
-проведение
налоговой политики и политики
ценообразования,
-создание выгодных
налоговых условий для ведения
инновационной деятельности
-обеспечение
эффективной занятости в
-предоставление
финансовой поддержки и
-содействие модернизации техники,;
-развитие лизинга наукоемкой продукции;
-активизация предпринимательства;
-пресечение недобросовестной конкуренции;
-поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
-развитие экспортного потенциала страны;
-развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
-внешнеэкономическая
поддержка, включая
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
-государственная
поддержка инновационных
-содействие развитию инновационной инфраструктуры,
кадровая поддержка инновационной деятельности,
содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
-моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
информационная
поддержка инновационной
-содействие
интеграционным процессам,
-защита интересов
российских субъектов
ФИНАНСОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
-проведение
бюджетной политики, обеспечивающей
финансирование инновационной
выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;
-создание благоприятного
инвестиционного климата в
-предоставление
дотаций, льготных кредитов, гарантий
российским и иностранным
-снижение отчислений
субъектам РФ налогов в
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного
-установление
правовых основ
-гарантирование
охраны прав и интересов субъектов инновационной
деятельности, в частности, охраны таких
наиболее существенных для развития инновационной
деятельности прав, как права интеллектуальной
собственности.
Нормативно-правовое
регулирование инновационной
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:
-договоров на
выполнение научно-
-договоров на
выполнение проектных и
-договоров строительного подряда,
-договоров по
оказанию услуг для
-договоров страхования инновационных рисков,
-договоров (контрактов) с инвесторами,
и иных договоров,
предусмотренных
2.1.
Особенности и современное
Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению.
Правительство Российской
Государственная
инновационная политика в России
реализуется на двух уровнях деятельности:
общегосударственном (федеральном) и
региональном (местном).
Основной задачей
федеральной инновационной
Общие вопросы инновационной
политики отражены в указах
Президента РФ, в подготовке которых
участвуют отделы аппарата
Органы законодательной
власти РФ – Государственная Дума
и Совет Федерации – имеют
право на законодательные инициативы
в сфере инновационной деятельности.
Правительственная
комиссия по научно-технической политике,
возглавляемая Председателем