Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19

2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31

Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инновац. мен..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационной  деятельности. Однако до сих пор  отсутствует законодательное закрепление  инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня». 

Одна из функций  государства по поддержке инновационной  деятельности – руководство формированием  федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных  научно-технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. 

Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. 

Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает  предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления НИОКР в промышленности. 

Бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  осуществляет Министерство финансов РФ.

   Сейчас, в условия кризиса экономики  России безвозвратное бюджетное  финансирование распространяется  только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях  финансирования предоставляется  на срочной, возвратной и платной  основе.

    В России функционируют специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. 

Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной  деятельности финансируют мероприятия  за счет внебюджетных фондов, создаваемых  в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются: 

- Министерство  промышленности, науки и технологии  РФ, формирующее Российский фонд  технологического развития; 

- федеральные  министерства, создающие внебюджетные  фонды соответствующих министерств; 

- другие федеральные  органы исполнительной власти, образующие  внебюджетные фонды ведомств; 

- корпорации, концерны  и ассоциации, которые формируют  внебюджетные фонды объединений. 

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются  научно-исследовательские работы, внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий.

   Общий  кризис государственного финансирования  мешает эффективной и скоординированной  работе внебюджетных фондов. 

Инновационная политика, согласно Постановлению правительства, призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. 

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. 

Сложившийся уровень  спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). 

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

     2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России. 

В России анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет выявить  пока еще стойкие негативные последствия  кризиса, произошедшего в начале 1990-х гг. Однако начиная с 1998г. уровень  инновационной активности стал повышаться. 

Уровень инновационной  активности наиболее высок в производстве пищевых продуктов, электрооборудования  и сфере машиностроения, что дает основания надеяться на тенденцию  роста конкурентоспособности и  качества всей отечественной продукции, однако в общем он недостаточно высок. 

Однако относительно инновационной деятельности предприятий  необходимо отметить и тот факт, что даже те предприятия, которые  причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой  и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью. 

А именно инновации  с мощными преобразовательными  функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая приведет к экономическому росту. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. 

Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том числе инновационной, то ее можно и нужно классифицировать, как и любую другую экономическую категорию.

Нельзя не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться предприятия при осуществлении инновационной деятельности. Среди них можно выделить следующие: 

· потребительский  риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов; 

· общекорпоративный  риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к  сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией; 

· риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками; 

· риск персонала  касается главным образом выбранной  стратегии вовлечения сотрудников компании в инновационный процесс и связанного с этим качества программ мотивации; 

· риск технологической  новизны заключается в том, что  на первых порах, как правило, отсутствуют  стандарты, без которых невозможно достичь единообразия процессов  обработки и взаимопонимания между различными системами, функционирующими на одних и тех же технологических и идеологических принципах. 

Наконец, возникают  ситуации, когда различные общественные организации препятствуют распространению  технологических новшеств. 

Состояние инновационной  деятельности в России в настоящее  время обусловливается рядом  проблем:  

· большинство  технологий не доведено до уровня коммерциализации, не могут пройти серьезного технологического аудита, отсутствуют экспериментальные  образцы и бизнес-планы; 

· как следствие - нет российской базы данных по реально  существующим законченным разработкам. Зачастую информация, даваемая научными институтами в рекламных целях, не соответствует действительности; 

· крайне мало элементов  инновационной сети - ассоциаций, центров, отделов коммерциализации внутри академических институтов и образовательных учреждений;  

· очень не хватает  кадров для инновационного менеджмента; 

· использование  различных организационных форм коммерциализации научных разработок (создание различных обществ открытого типа, акционерных, автономных некоммерческих организаций и т.д.) упирается в тупики. Так, с одной стороны, РАН не может перечислять бюджетные средства в учредительный капитал малых академических предприятий, с другой стороны, не может вносить недвижимость, потому что она находится не в хозяйственном, а в оперативном управлении; 

· доведение  научных разработок до коммерческого  уровня нуждается в дополнительном финансировании, однако а) в лицензии российских академий, имеющих государственный статус сейчас не предусмотрено наличие фондов развития, б) академические институты как бюджетные организации не имеют права получать кредиты. Академии наук не могут напрямую направлять бюджетные средства на инновационную деятельность; 

· многие технологии не имеют необходимой патентной  защиты, в академических институтах не хватает средств для патентования, в результате чего соавторами и патентообладателями  становятся те, кто имеет эти средства.  
 

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды. 

Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций). 

В настоящее  время разрабатывается ряд изменений  в федеральном законодательстве, направленные на развитие государственной поддержки инновационной деятельности в России. В частности, предлагается внести изменения и дополнения в ряд действующих законов: в Земельном Кодексе должна быть поправка, исключающая возможность изъятия земель, закрепленных за научными организациями; в Налоговом Кодексе следует восстановить льготы для научных организаций и т.д. 

К сожалению, нет  четкой и полной нормативной базы по интеллектуальной собственности - основного  объекта инновационной деятельности. В последнее время федеральные министерства делают содержательные шаги в этом направлении. 

Также в последнее  время активизируется реальная инновационная  деятельность в России. Академическими институтам создаются коммерческие организации в технологической сфере, которые работают на площадях, арендуемых у институтов. Кроме того, развивают свою деятельность крупные региональные инновационные центры. Например, Научный парк в Новосибирске, Инновационный центр по новым материалам в Екатеринбурге. Создание крупных интегрированных научно-инновационных центров (научных парков) должно быть приоритетным направлением инновационной активности в России. Главный вопрос - помещения. Основной источник - недостроенные здания. Эффективным было бы создание Научного парка в Центральной части России, который взял бы на себя функцию координатора инновационной активности региона в целом и инкубатора новых технологий.  

Информация о работе Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ