Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Срок пребывания одного и
того же лица на каждом из этих постов
будет ограничен 10 годами. Будут
разработаны и введены
Будет реализована пилотная
программа по целевому привлечению
на руководящие посты в научно-
Основным инструментом государственной политики повышения качества кадрового потенциала в секторе генерации знаний будет выступать на первом этапе реализации Стратегии Государственная федеральная целевая программа «Научные научно-педагогические кадры инновационной России», которая реализуется в настоящее время (срок завершения 2013 год). К 2014 году будет разработана и начнет действовать новая государственная программа, учитывающая опыт реализации ФЦП и включающая более широкий круг мероприятий.
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора |
2010 |
2016 |
2020 |
Средний возраст исследователей |
49 (2008) |
45 |
40 |
Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей |
14,2 (2008) |
18 |
25 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике, чел. |
111 (2008) |
Эффективность государственных расходов на науку
Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее десятилетие не сопровождался адекватным увеличением результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования, обеспечивающих рост эффективности этих вложений. На первом этапе реализации стратегии основным направлением повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования будет дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ.
В этих целях
будет обеспечено направление всего
прироста средств на финансирование
фундаментальной науки на увеличение
объема финансирования исследований в
рамках РФФИ и РГНФ, а также программ
фундаментальных исследований государственных
академий наук, формируемых на конкурсной
основе. Возможность получения
Будет расширена
типология предоставляемых
Увеличение
объемов финансирования РФФИ и РГНФ
будет сопровождаться совершенствованием
условий предоставляемой
расширение спектра по размеру выделяемых исследователям грантов с увеличением среднего размера гранта;
формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;
разработка и реализация мер по поощрению руководителей наиболее успешных грантов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения проектов.
Одновременно будут совершенствоваться процедуры отбора проектов, финансируемых в рамках РФФИ и РГНФ и в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая обязательное привлечение к оценке проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при отборе проектов на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).
Для повышения
интеграции исследований, реализуемых
исследователями различных
Более высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса, по их требованию, с отзывами на их заявки, послужившими основанием для удовлетворения или неудовлетворения последних. Большая прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств в различных разрезах (отраслей знаний, направлений, регионов и т.п.) и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, аккумулирующую информацию о получении отдельно взятыми исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников, включая РГНФ, РФФИ, программы исследований государственных академий наук и конкурсы и тендеры, проводимые органами государственной власти всех уровней.
Увеличение доли конкурсного финансирования, в том числе, в виде грантов не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ. В этой связи, будут радикально сокращены объемы отчетности, предоставляемой научными группами и индивидуальными исследователями - получателями государственного финансирования. В случае грантов на фундаментальные исследования стратегическая задача - полный отказ от финансового контроля за использованием выделяемых средств и минимизацию содержательной отчетности. Основным критерием целевого использования средств станет, прежде всего, публикация результатов исследований в международнопризнанных научных журналах и/или получение патентов.
Государственные
научно-технологические
Ключевым инструментом государственной
политики в сфере науки будут
долгосрочные государственные научно-
Основополагающим принципом
при определении Приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники
будут максимальная прозрачность и
публичность этой процедуры. Приоритетные
направления развития науки, технологий
и техники будут
Исходя из результатов последних проведенных в России и ведших зарубежных странах прогнозов основными тенденциями мирового технологического развития до 2020 года являются:
формирование всепроникающих глобальных инфокоммуникационных сетей;
широкое внедрение материалов со специальными свойствами, в первую очередь, композиционных;
начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому «ядру» информационных технологий;
начало широкого использования биотехнологий, которые изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики, лечения и биоинформатики;
достижение технологиями альтернативной энергетики (водородная энергетика, использование энергии ветра, солнца, приливов и иных возобновляемых источников) экономически приемлемых параметров;
улучшение экологических параметров тепловой энергетики, в первую очередь, угольной;
радикальные изменения в
методах и средствах
Особенностью технологического развития в ближайшие 15 лет станет развитие технологий, обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее не достижимыми возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей. При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов в различных сферах применения этих технологий, включая как традиционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, оборона и безопасность), так и новые – здравоохранение и образование, государственное управление, домашние хозяйства. Основными конвергентными технологиями являются:
нанобиотехнологии – технологии на стыке производства наноматериалов и, в дальнейшем, наноустройств и биологических объектов. В перспективе на этой базе возможно создание принципиально новых технологий в области здравоохранения (включая средства «точечной» диагностики и доставки лекарств к пораженным органам);
биоинформатика – создание компьютеров и сетей обработки информации на основе принципов, существующих в биологических объектах.
Другая ожидаемая тенденция
– усиление диффузии современных
высоких технологий в средне- и
низкотехнологичные сектора производственной
сферы. Ожидается формирование новых
производственных технологий, обеспечивающих
в рамках традиционных отраслей существенное
изменение характера
Данное видение в отношении перспектив и направлений технологического развития сформировано в 2008 году и предположительно сохранит свою актуальность как минимум до 2013 года. Затем оно должно быть пересмотрено.
В процессе разработки приоритетов
следует разделять принципы их определения
для фундаментальных и для
прикладных исследований. Основными
критериями включения направлений
в перечень приоритетов фундаментальной
науки выступают передовой
Распределение средств с учетом приоритетов не должно способствовать росту монополизации в области науки. Выделение средств по приоритетным направлениям будет осуществляться на конкурсной основе с доступом к конкурсам всех организаций, обладающих соответствующей компетенцией. Тенденции к монополизации исследований и доступа к государственному финансированию в рамках отдельных направлений отдельными организациями делают невозможным получение органами государственной власти объективной научной экспертизы и представляют в долгосрочной перспективе угрозу для стратегического развития и национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи одной из целей государственной политики в области развития фундаментальной и прикладной науки будет поддержание как минимум нескольких конкурирующих между собой исследовательских организаций глобального научного уровня в рамках каждого из направлений с существенно пересекающимися тематиками исследований.
Развитие негосударственного сектора генерации знаний
В силу традиций и особенностей российской науки государство сохранит ведущую роль в формировании сети организаций сектора и финансировании исследований на всем периоде реализации Стратегии. Вместе с тем, стратегическая задача состоит в постепенном переломе тенденций в развитии и финансировании исследований и разработок, постепенном увеличении как числа негосударственных организаций, так и доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего, из средств предпринимательского сектора.